Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 23:45, шпаргалка
Работа содержит полные ответы на вопросы по дисциплине "Социология" для экзамена.
В 19в появляется множество различных направлений и школ социологии. В пределах социологического натурализма развиваются школы: органистическая школа, социальный дарвинизм, расово-антропологическая, географическая и др.
Органистическая школа в социологии рассматривала общество (по аналогии с биологическим объектом) как сложный организм, исходным элементом которого выступает индивид. В основе концепций этой школы лежали две идеи: идея общества как организма и органического целого, и идея эволюционизма. Две идеи Спенсера: описание структуры общества как особого организма и идея эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: организма и эволюционизма. Спенсер на 7 лет раньше Дарвина пришел к мысли о наличие эволюции в биологическом мире и распространяет эти идеи на все без исключения явления в природе и обществе. Спенсер считал, что и общество и культура и психология естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы и следовательно — эволюции.
Школа социального дарвинизма. Сторонники этих идей пришли к выводу, что основные законы биологии (приспособления, естественного отбора и борьбы за существование) продолжают действовать в общественной истории. Ярким представителем этой школы был Людвиг Гумплович. С точки зрения Гумпловича основным элементом общества является не индивид, а группа (раса). Антагонистические отношения между группами (расами) и составляют суть общественного развития. Эти отношения характеризуются состоянием постоянной борьбы, стремлением к подавлению и порабощению одной группы другой. С их точки зрения люди объединяются в группы, чтобы удовлетворить свой индивидуальный интерес, но борьба вынуждает их объединяться (борьба — групповая, а интересы — индивидуальны). Предметом социологии с точки зрения его является изучение структуры социальных групп и их взаимоотношений.
Расово-антропологическая школа. Ее основатель — Гобино. Основное положение его теории — биологической наследственностью определяется социальное поведение (т.е. взаимодействие с другими) Социальное поведение он считал результатом действия расовых и антропологических факторов. Гобино считал, что социальные институты, культура вытекают из расовых, биологических источников. Эта школа пытается объяснить превосходство одной расы над другой и вредность расового смешения. Он считал, что чистота расы — источник развития цивилизации, чем чище раса биологически, тем значительнее ее врожденные способности, тем интенсивнее она развивается. Многие идеи были взяты на вооружение фашистскими идеологами, приверженцами идеи «чистоты арийской расы». Французский социолог, антрополог Жорж Ваше де Ляпуж разработал концепцию социальной антропологии, где рассматривал расовый фактор решающим в истории развития общества, разделяет расы на высшие и низшие.
Географическая школа развивалась в рамках натурализма. В ее основе лежит концепция жизненного пространства. Поведение человека, социальных групп объясняются в зависимости от ландшафта, климата, мест обитания. Существовало несколько ветвей этой школы: одна — близка к антропологической школе, друга — разрабатывает теории зависимости здоровья от места обитания (климата и др. природных условий). Представители этих направлений считали, что характер человека и его поведение формируется под влиянием территории: немцы живут на маленькой территории — отсюда бережливость, педантичность; русские живут на огромных территориях — отсюда широта души, расточительность.
Марксистская социологическая школа была основана крупным экономистом и видным представителем социологии Карлом Марксом. Им была разработана классовая теория стратификации общества; концепция отчуждения труда; материалистическая концепция развития общества (основывается на приоритете экон. факторов в развитии общества —исторический материализм); Маркс и Энгельс представляли историю как смену общественно-исторических формаций. Маркс выделял 5 типов общества, которые сменяли последовательно друг друга и представляли собой следующие формации: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или социалистическое). Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы. Общественно-экономические формации включают в себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейные и т.д.). Стержнем формации является способ производства материальной жизни. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на данном этапе его развития и вместе с тем — это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии. Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей.
2.Психологическое направление в социологии появилось в конце 19в. В нем выделилось 2 ветви: психологический эволюционизм и групповая психология, которые внесли массу разнообразных теорий.
Один из основоположников социальной психологии — Тард, который рассматривал все с трех точек зрения: повторения, противопоставления и приспособления. На этой основе он построил общую теорию законов и общества. Закон повторения применительно к обществу получил название закона подражания. Именно этот закон, с точки зрения Тарда определяет отношения людей друг к другу, раскрывает диалектику традиций и инноваций.
Свой вклад в развитие внес Кули, автор теории «зеркального Я». Основным объектом социологии с т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп. Эта идея была развита в теории интеракционизма.
Представитель психологического эволюционизма Гиддингс видел специфику общественного развития в проявлении осознанных актов человеческой психики. Он считал, что общественная эволюция отличается от природной тем, что в ней заложена ясно осознанная цель, которая и является двигателем общественного прогресса. Эта цель проявляется как на уровне индивидуального, так и коллективного сознания.
Однако
не все сторонники психологического направления
разделяли идею о четко осознанных актах
человеческого поведения. Постепенно
складывалось направление на основе идей
о таких актах психики, которые оставаясь
за порогом сознания, оказывают влияние
на поведение человека. Парето, а за ним
и инстинктивисты, опираясь на психологические
модели социального поведения, стали утверждать,
что история движется не благодаря осознанным
актам людей, а благодаря скрытым биоимпульсам.
Эта идея получила свое развитие в психоаналитической
концепции Фрейда. Фрейд считал, что индивиды
образуют группы и остаются в них отчасти
потому, что у них формируются чувства
преданности и покорности лидерам группы.
Согласно теории Фрейда это происходит
не потому, что лидеры обладают какими-то
особыми чертами, но обусловлено тем, что
члены группы отождествляют лидеров с
могущественными, богоподобными личностями,
какими в детстве казались им их отцы.
84.СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОРОКИН П.А.
Крупнейший социолог мирового уровня 20в, профессор Петроградского университета, в 1922г был выслан из России. Его учениками были многие выдающиеся американские социологи, сделал огромный вклад в теоретическую социологию. Один из родоначальников теории соц. стратификации, социального пространства и соц. мобильности. В своей теории стратификации он объяснил, что любое общество не однородно, слои составляющие его определяются рядом позиций: имущественным неравенством, образовательным неравенством. В теории соц. мобильности он объяснил как происходит перемещение из одного слоя в другой. Ему принадлежит еще ряд идей: теории конвергенции (сближения, приобретения одинаковых черт, все общества в 20в в сущности развиваются в одном направлении и между ними все больше общего, чем различий и где-то в перспективе различия станут незначительными).
Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого — совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по Сорокину представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях о человеке сделавшем карьеру говорят, что он «поднялся». Под социальным пространством Сорокин понимал не трехмерное геометрическое пространство, а многомерное пространство. Он писал:
Отсюда следует, что люди, принадлежащие к одинаковым социальным группам и выполняющие практически идентичную функцию в пределах каждой из этих групп, находятся в одинаковом социальном положении. Он писал, что для упрощения можно сократить число параметров до двух, указал в качестве основных параметров социального пространства — вертикальное и горизонтальное перемещение. По горизонтали социальное положение людей одинаково, по вертикали существенно отличается. Для Сорокина все эти термины были удобным инструментом для анализа и описания социальных явлений, например — социальной мобильности.
Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Для фиксации перемещений он ввел ряд понятий, связанных социология шкалой:
Сорокин
пришел к выводу, что соц. мобильность
является положительным явлением и свойственно
демократическим, динамическим обществам.
Исключением является ситуация, когда
в состоянии динамического движения, резкой
мобильности находится все общество. Это
означает кризис, неустойчивость нежелательная
мобильность для общества однако другая
крайность — противоположная ситуация
— никакой мобильности, застой, что свойственно
тоталитарным обществам. Американские
социологи считали аксиомой, что самая
оптимальна мобильность в Америке, где
каждый чистильщик может стать миллионером.
86.ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
Сравнить жизнь человека в разных обществах можно оценив целый комплекс показателей, с помощью которых оценивается: уровень жизни населения, т.е. степень удовлетворения рациональных потребностей во благах и услугах, условия для полноценного развития и т.д.); образ жизни (образовательный уровень, содержание труда, участие в культурных мероприятиях и т.д.); уровень качества жизни (измеряется через состояние здоровья, культурного уровня и т.д.). Итак качество жизни является комплексным показателем, характеризующим состояние общества. Критерием качества жизни является продолжительность жизни. В нашей стране продолжительность жизни в 70-х гг. составляла 72г — это самый высокий показатель в мире. Хотя биологически возможно — 110-120 лет. В настоящее время наиболее высокий показатель по продолжительность жизни у американцев, японцев и некоторых европейцев — выше 70 лет. В нашей стране — 60 лет. В странах слаборазвитых (Африки, Ближнего Востока) 47-48 лет. Существенное сокращение продолжительности жизни в этих странах связано прежде всего за счет высокой детской смертности, массовых инфекционных заболеваний. Накладывает свой отпечаток кризисная ситуация в экономике, военные действия и т.д.
В США существует система показателей — индексов, их несколько сотен, характеризующих качество жизни. Последнее десятилетие на основе этих индексов разработана и реализуется программа исследования при Организации Объединенных Наций (ООН) по более чем 500 показателям, характеризующим качество жизни населения разных стран. В начале 90-х проводятся исследования по этим методикам. Весь массив показателей можно сгруппировать в 12 групп: 1) наследственность; 2) место, время рождения, образование; 3) условия и культура дыхания; 4) водно-питьевой режим; 5)физическая культура; 6) питание; 7) нравственно-психологическое состояние; 8) очищение и сон; 9) социальное положение и условия жизни; 10) условия труда; 11) медицинское и лекарственное обеспечение; 12) вредные привычки и воздействия.