Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:10, шпаргалка

Описание

1.Социология как наука. Объект и предмет социологии.
Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.
При этом сама социология включает в себя ряд тесно взаимосвязанных наук: социальную философию, теоретическую социологию, прикладную и практическую социологию. Она соприкасается и с другими родственными науками: историей, политологией, этнографией, географией, гносеологией, онтологией, экономикой, психологией, статистикой.

Работа состоит из  1 файл

sociology).docx

— 132.90 Кб (Скачать документ)

-  Латентные функции институтов осуществляются в реальности и не всегда совпадают с явными.

В зависимости от целей  и задач, выполняемых функций  в обществе можно выделить следующие  основные социальные институты:

- институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию – биологическое воспроизводство населения;

-  экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);

-  политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т. д.);

-  социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения

Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института. Я. Щепаньский выделяет следующие структурные элементы социального института: - цель и сферу деятельности института; - функции, предусмотренные для достижения цели; - нормативно-обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института;

- средства и учреждения  достижения цели и реализации  функций (материальные, символические  и идеальные), включая соответствующие  санкции 

22. Кризисные явления в жизненном цикле семьи

Как и другие социальные институты, семья может быть

рассмотрена как  система действий, отношений, статусов, социальных

ролей, норм, ценностей, необходимых для существования общества. Через социальный институт семьи наиболее полно выражается единство природного (биологического) в человеке и социального. Теснейшим образом с понятием семьи связано понятие брака, оба эти явления развивающиеся, динамичные, испытывающие прямое

воздействие общества в целом и господствующих в  нем социально-экономических отношений, а также культурных, религиозных, социально-психологических факторов. Семья в своем развитии проходит следующие этапы жизненного цикла:

- вступление в брак мужчины и женщины (образование семьи);

- рождение первого ребенка (начало деторождения);

- рождение последнего ребенка (окончание деторождения);

- вступление последнего ребенка в брак с выделением его из семьи родителей («пустое гнездо»);

- прекращение существования семьи (смерть одного из супругов или развод).На фазы семейного цикла влияют различные факторы, характерные для разных общественных систем.

Поскольку семья является элементом общества, то в ней отражаются все процессы, которые возникают и развиваются в обществе, современный кризисный этап в обществе имеет отражение в семье в виде следующих кризисных явлений: повышение количества разводов, ориентация супругов на бездетность, распространение добрачных связей, обмен супругами и др. В общем виде кризис семьи проявляется в том, что она хуже реализует свои функции.

23. Социальный институт семьи, его признаки.

Семья — один из наиболее древних и значимых социальных институтов, но, тем не менее, нет оснований утверждать, что все другие социальные институты ведут свое происхождение от семьи и что все отношения подчинения, кооперации, солидарности строятся по образцу отношений между родителями и детьми, между супругами и между родственниками. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой — малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно — относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака — санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

Исследователи выделяют различное  количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в брак  – образование семьи; 

2)начало деторождения  – рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения  – рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» –  вступление в брак и выделение  из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования  семьи – смерть одного из  супругов.

Семья – это новый объект, с новыми свойствами, где старые свойства семьи могут таинственным образом исчезнуть. Из приведенного выше определения семьи следует, что основными являются три её признака:

- брачные или кровнородственные  связи между всеми её членами;

-  совместное проживание  в одном помещении;

-  общий семейный бюджет.

24. Достоинства и недостатки методов сбора социологических данных

В социологии при сборе  первичных данных используют четыре основных метода, и каждый из них  имеет по две основные разновидности:

-   опрос (анкетирование и интервьюирование);

-   анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ));

-   наблюдение (невключенное и включенное);

-   эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Социологический опрос —  это метод получения первичной  социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и  респондентом с целью получения  от последнего необходимых данных в  форме ответов на поставленные вопросы. Достоинства:

-   в короткие сроки можно получить значительную информацию от многих людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов;

-   данным методом можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения;

Недостатки:

-   полученная информация не всегда является правдивой и достоверной;

-   при большой группе опрашиваемых, трудность обработки полученных данных

Контент-анализ весьма полезен для исследования проблем трех типов. Его основным преимуществом является наглядность первичных материалов, и следствие большая достоверность результатов.

Одним из самых интересных методов сбора первичной информации, позволяющий открыть много нового в поведении людей считается  метод наблюдения. Достоинства:

-   наблюдение осуществляется одновременно с развитием событий, процессов, явлений, т.е. в конкретных пространственно-временных условиях.

-   при широко организованном наблюдении можно описать поведение всех участников процесса взаимодействия социальных групп.

Недостатки:

-   не все явления и процессы доступны для наблюдения;

-   поскольку социальные ситуации не воспроизводятся, повторное наблюдение становится практически невозможным;

-   наблюдение социальных процессов ограничено во времени;

-   существует опасность адаптации социолога к ситуации, потери способности объективно ее оценивать, особенно в условиях включенного наблюдения.

25. Отклоняющееся  поведение  как  предмет  изучения гуманитарных  и естественных  наук. Понятие   девиантного  и делинквентного поведения.

Отклоняющееся поведение  и  социальный  контроль. Проблеме отклоняющегося (девиантного)  поведения уделяется большое внимание в различных науках. Кроме социологии и психологии, этой областью занимаются правоведы, антропологи, медики, историки и другие  ученые. Девиантное поведение -  это поведение,  которое отклоняется от норм поведения, принятых в данном обществе.

 Отклонение от нормы  наблюдается как в отрицательную,  так и в положительную сторону .Любое  поведение  индивида  в  обществе,  которое  не соответствует  общепринятым  нормам (писаным  и  неписаным),  не одобряется  обществом  и  вызывающее  осуждение,  называется девиантным (отклоняющимся). Любое  резкое  отклонение  в  поведении  личности  или  группы личностей от общепринятых норм,  со  стороны общества  вызывает реакцию противодействия, препятствования, подавления, т.к. в крайних своих проявлениях такое поведение угрожает стабильности общества или отдельных его институтов.

К  видам  девиантного  поведения можно отнести алкоголизм,  наркоманию,  расстройства  психики, проституцию, преступность и др. Обычно, девиантность – это некая попытка личности уйти от проблем, неприятностей, неуверенности и страха. Иногда девиантность может свидетельствовать о стремлении личности  к оригинальности,  творчеству,  попытке преодолеть стандартизованные, консервативные устои общества, общности или группы. В широком смысле - девиантность охватывает все анормальные поступки,  в узком – девиантное поведение можно подразделять на три формы:

- нарушение общественных  правил,

- девиантное,

- делинквентное,

- криминальное поведение.

Делинквентность (нарушение норм права) всегда абсолютно. Как правило, девиантный поступок созревает в сознании человека

постепенно,  человек  тем  более  склонен  к  образцам  девиантного поведения,  чем чаще   он  сталкивается  с такими  образцами и чем человек моложе,  т.е.  девиацию  можно рассматривать как недостаточность и неудовлетворительность (пороки)  процессов социализации. Рассматривая  современное  общество  и  анализируя  его дисфункциональные  состояния,  необходимо  выделить  тенденцию некоторого  ослабления  норм,  особенно  тех,  которые регулируют нравственный  аспект  в поведении личности,  а вместе  с тем,  в обществе образуются новые нормы и правила, влияющие на личность и общество  в целом,  изменяются  формы и методы  социального контроля.

26. Девиация  и  нормативная  структура  общества.  Концепции девиантного поведения Ч. Ломброзо   и У. Шелдона.

Слово «девиация» дословно переводится с позднелатинского deviatio как отклонение. В социологию он пришел сравнительно недавно и используется для обозначения различных типов поведения, отклоняющихся от нормального.

Термин «девиация» или «социальное отклонение» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы.

В отечественной социологии термин «девиация» употребляется в  двух значениях - широком и узком. В широком смысле термин «девиантность» подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм. Это могут быть незначительные проступки, например опоздание на работу, или наоборот, проявление героизма, самопожертвования, гениальности. Но также это может быть и серьезное преступление, например убийство.

В узком смысле девиантность обозначает незначительные проступки, которые не подпадают под статью уголовного или даже административного кодексов. Для более серьезных форм нарушения применяется термин делинквентность и преступность.

Так, созданная итальянским  психиатром и криминалистом Ч. Ломброзо в 1870-х гг. теория объясняла причины девиации, главным образом преступности, определенными анатомическими признаками. Ломброзо признавал, что социальные условия могут влиять на развитие криминального поведения, но считал большинство преступников дегенеративными и умственно отсталыми. Данное направление получило развитие в 40-х гг. XX столетия в концепции американского психолога и врача У. Шелдона, согласно которой люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. Он выделил три основных физических типа людей: эндоморфный (округлость форм, лишний вес), мезоморфный тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип (субтильность, худоба) и утверждал, что наиболее склонными к девиации являются мезоморфы - индивиды, отличающиеся физической силой, повышенной активностью и пониженной чувствительностью.

Практика доказала несостоятельность  теорий физических типов.

 

 

 

27. Функции конфликтов. Методы урегулирования конфликтов. Социальные последствия  конфликтов.

Функции  конфликтов  можно  разделить  на  конструктивные, которые  смягчают  противоречия,  снижают  напряжения,  и деструктивные  – способствующие развитию и течению  конфликта.

Например, конструктивными  функциями конфликта являются:

- коммуникативная функция;

- консолидирующая функция;

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"