Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:10, шпаргалка

Описание

1.Социология как наука. Объект и предмет социологии.
Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.
При этом сама социология включает в себя ряд тесно взаимосвязанных наук: социальную философию, теоретическую социологию, прикладную и практическую социологию. Она соприкасается и с другими родственными науками: историей, политологией, этнографией, географией, гносеологией, онтологией, экономикой, психологией, статистикой.

Работа состоит из  1 файл

sociology).docx

— 132.90 Кб (Скачать документ)

  - функция разрядки  напряженности.

Л.Козер  выделял следующие конструктивные  и в целом влияющие благотворно аспекты конфликта:

- образование групп, установление  и поддержание нормативных и физических границ групп;

-  установление  и   поддержание  относительно  стабильной структуры межгрупповых и внутригрупповых отношений;

- адаптация и социализация  групп и индивидов;

- создание и поддержание  баланса сил и власти;

- получение информации  об окружающей среде;

- стимулирование нормотворчества  и  активизация социального контроля;

- создание условий возникновения  новых социальных институтов.

К  настоящему времени  выработаны некоторые общие подходы и методы в урегулировании конфликтов. Например:

-методы избегания конфликтов,

-метод  переговоров,

-метод использования посредников,

-метод откладывания конфликтов,

-метод  третейского   разбирательства.

Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой - являются тем  механизмом, который способствует решению  многих проблем, сплачивает группы и  в конечном счете служит одним  из способов достижения социальной справедливости.

28. Объект, предмет, функции политической социологии.

Политическая сфера– одна из важнейших сфер жизни общества. Политика – особый вид деятельности, связанный с властными отношениями  между  классами  и  отдельными  индивидами, политическими  институтами,  общественными  деятелями, организациями,  нациями,  с  целью  приобретения,  удержания  и использования власти в управлении.

Основатель  марксистской  школы  социологии  К. Маркс утверждал,  что  политические  отношения  –  это  отношения  между классами и  отношение классов к государственной  власти. Политика имеет вектор и  делится на внутреннюю и внешнюю. Ключевым  понятием  политики является  власть.  Политическая  социология  изучает власть  в обществе, ее влияние на все сферы жизни общества, его структурные элементы, взаимосвязи и взаимоотношения. Рассматривая государство как главный политический институт, можно выделить его основные признаки:

- наличие публичной власти;

- взимание налогов с  населения;

-- наличие  определенных  норм  права,  которые  закрепляют существующую власть, права и обязанности граждан;

- государственный  суверенитет

- .наличие территории, где реализуются полномочия государства;

Государство – главный  политический  социальный институт, и политическая  социология  изучает  все,  что  касается  властных отношений в государстве и между государствами. Предметом политической социологии является изучение:  взаимодействия политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти;  взаимодействия личности, общества и государства;  функционирования политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений свойственных различным социальным группам.

29. Этапы и понятие социализации личности.

 Социализация личности – это процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, позволяющих ей принимать полноценное участие в жизни общества.

Социализация включает в  себя ряд этапов, каждый из которых  имеет свою специфику. Этот вопрос по разному трактуется социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).

 Следовательно, личность – продукт социальной жизни,  который

активно формирует свое сознание и  отношение к окружающему миру . И этот процесс осуществляется  личностью на протяжении  всей  ее жизни. Выделяют следующие этапы социализации личности: социальную адаптацию и интериоризации. Социальная  адаптация представляет  собой приспособление индивида к социальной среде, а интериоризации – процесс вхождения во внутренний мир человека ценностей,  социальных правил, законов, норм.

30. Методологические требования к составлению программы социологического исследования.

Методология социологического исследования - cоставная часть и особая область социологического познания, имеющая своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретических и эмпирических социологических знания, систему норм и регулятивов проведения социологических исследований.

Рассмотрим требования к  организации исследования по классической стратегии, особенности порядка действий и последовательности операций.

Главные элементы рабочего плана отдельного эмпирического исследования можно подразделить на четыре основных этапа.

1.     Проработка проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели.

2.     Разработка инструментария (чаще всего это анкета).

3.     Сбор первичных данных и их обработка.

4.     Теоретический анализ, интерпретация и объяснение данных в соответствии с выдвинутой гипотезой. В заключении следуют практические рекомендации.

Сегодня под эмпирическим исследованием понимается сбор первичных  данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий  в распоряжение ученого репрезентативную информацию.

Все стадии работы социолога  отражены в его главном документе - программе социологического исследования. Программа социологического исследования включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих узловых моментов:

методологическая часть:

1.     формулировку и обоснование проблемы,

2.     указание цели, и задач исследования,

3.     определение объекта и предмета исследования,

4.     логический анализ основных понятий,

5.     формулировку гипотез;

31. Специалисты утверждают, что человек, который впервые попробовал наркотики после 20 лет…….

Человеческое поведение  генетически не является предопределенным. Человек в момент рождения еще  только потенциальный «кандидат  в человека» (А. Пьерон). Это связано с тем, что видовой опыт человека зафиксирован во внешней форме — во всей совокупности предметов материальной и духовной культуры. И каждый индивид может стать достойным представителем рода человеческого, только если он усвоит и воспроизведет в себе этот опыт. Усвоение или присвоение общественно-исторического и культурного опыта есть специфически человеческий путь онтогенеза. Отсюда обучение и воспитание — это общественно выработанные способы передачи человеческого опыта, которые обеспечивают облигатное и факультативное развитие человека. У человека наследственные органические предпосылки имеют следующие отличительные особенности.

Во-первых, они жестко не детерминируют  будущее поведение: многие инстинкты  у человека в результате общественной истории оказались расшатаны  и стерты. Во-вторых, в генетических структурах мозга не смог зафиксироваться  относительно молодой собственно человеческий видовой опыт, т. е. достижения его  культурной истории. В-третьих, мозг человека отличается чрезвычайной пластичностью, особой способностью к прижизненному  формированию функциональных систем.

Все перечисленное составляет условие для безграничного развития специфически человеческих способностей и функций. Но это лишь условия  — потенциальная, биологически обеспеченная возможность

32 Можно ли поставить знак равенства между понятием «социальная система» и  «социальный институт»?

Если введение понятия "социальная система" связано со стремлением  ученых упорядочить (систематизировать) общественные отношения, конкретизировать структуру социальных связей, то понятие "социальный институт" вводится функционалистами для исследования общественных образований, обеспечивающих интеграцию индивидов в общество, сохранение культуры, социальных ценностей и социального порядка. 
   Понятие "социальный институт” употребляется в большинстве социологических теорий для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных норм, правил, принципов, регулирующих, различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему социальных статусов и ролей. 
  Таким же образом создаются институты брака и, семьи, общественные объединения, политические партии, институты правопорядка и социального контроля. 
   Внутри социальной системы, т.е. общества, социальные институты выполняют две важнейшие для стабильной жизнедеятельности функции. 
   1. Способствуют социализации и интеграции новых поколений в общество, т.е. создают необходимую для развития социальной системы преемственность. 
   2. Обеспечивают необходимый для каждой социальной системы уровень социального контроля за деятельностью и направленностью поведения всех членов общества, тем самым сохраняют и поддерживают упорядоченность общественных отношений. 

33 На протяжении всей истории социологии длится спор между теориями, ориентированными на человека. Первые ….

Теории, подчеркивающие нравственную значимость личности включают 1) специальная социологическая теория  , объектно-ориентированная на изучение индивидуального уровня (само)организации и структурации социума, а также протекающих на этом уровне социокультурных процессов 2) совокупность разнопарадигмальных социологически ориентированных теорий личности; 3) метатеоретический уровень рефлексии, ориентированный на выявление и критический анализ возможностей и ограничений социологических средств. Отношение индивида (личности) и социума (общества) как одно из основных направлений научного анализа было изначально декларировано в проекте социологии как особой социальной науки О. Контом . Достаточно в этом плане сослаться на те трудности, с которыми столкнулся Г. Спенсер при разработке своей эволюционистской социологии, с одной стороны, и на вытеснение социологических дискурсов разработками британской школы социальной антропологии - с другой. Способы решения этого соотношения легли в основание конституирования основных оппозиций внутри социологического знания - прежде всего между социальным реализмом и социальным номинализмом, между социологизмом (он же выступал и как антипсихологизм) и социологическим психологизмом. Во многом это было связано с длительным доминированием в последних либо антиперсоналистских установок "фактуалистической социологии" Э. Дюркгейма , либо с акцентированием внимания на почти полной редукции личности к совокупности (ансамблю) общественных отношений в марксизме (как в его ортодоксальной, так и в неомарксистской версиях, хотя в последнем случае редукция принципиально не могла быть полной).

34 Подготовьте список социальных ролей, которые существовали раньше, и существует сейчас, и назовите новые социальные роли…….

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на Данный статус. Традиционная роль мужчины - кормилец семьи, а женщины - хранительница очага. Однако в силу крупных структурных сдвигов в обществе такое распределение ролей может в незначительной либо очень значительной степени поменяться. Исторически эти метаморфозы прошли в пять этапов.

Первый этап - конец XIX -начало XX веков, когда бурное развитие промышленности выталкивало из деревни массу  крестьян и они уходили на отходные промыслы. На долгое время реальной хозяйкой в доме оставалась женщина. Ей приходилось брать на себя значительную часть мужских работ вплоть до ремонтно-строительных. Второй этап - сталинская индустриализация 30-х годов. Экстенсивное развитие народного хозяйства, возведение огромного числа промышленных объектов увеличили потребность в рабочей силе. Но мужской рабочей силы явно не хватало. В экономику активно втягивается неквалифицированное пополнение женщин-работниц. Государство пошло на соответствующие идеологические коррективы: женщина и мужчина были уравнены практически во всех правах. Третий этап - Великая Отечественная война и послевоенное возрождение народного хозяйства. Колоссальные потери мужского населения привели к тому, что масса женщин стали заменять мужчин на чисто мужских, нередко физически тяжелых работах. Эпоха развитого социализма - четвертый этап становления мускулинного типа женщины. Пятый этап наступил недавно с переходом к рыночным условиям. В новых более жестких социально-экономических условиях формируется и новый тип женщины: исчезает традиционная мягкость и свойственный ей от природы оптимизм, их место занимают резкость, авторитарность, гиперопека над детьми, желание наравне конкурировать в бизнесе с мужчинами.

Различают виды социальных ролей. В зависимости от общественных отношений  выделяют социальные и межличностные  социальные роли.. Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

35 Действительно ли возможно попасть в класс богатых (высший класс) благодаря таланту и трудолюбию или существует какие-то……

Переход от закрытого общества к открытому демонстрировал возросшие возможности человека самостоятельно сделать свою судьбу. А так как в наше время именно открытое общество, то сословные ограничения разрушены, каждый может подняться до высот общественного признания, перейти из одного класса в другой, приложив усилия, талант и трудолюбие. И хотя даже в современной мире это удается единицам, в нем устойчиво держится выражение <человек, сделавший себя сам>.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"