Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 09:15, лекция
Вопрос 1 Первые научные представления о сущности общества и закономерностях его функционирования
Вопрос 2 Объект науки - то, на что направленно изучение (внешняя часть реальности)
Вопрос 3 Основные методы социологического исследования
вопрос 4 социология использует различные подходы
организации. Нет надобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью
большого количества анкетеров. Еще одним позитивным свойством является
возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени
заполнения анкеты.Вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них -
неполный возврат анкет, то есть не все респонденты заполняют анкеты и
отправляют их исследователям, поэтому может получиться так, что мнения
ответивших не совпадают с мнениями тех, кто воздержался от участия в
почтовом опросе. Разновидность почтового опроса - прессовый опрос. В этом случае анкета
печатается в газете или журнале. Существует два вида такого опроса. Один -
когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих
читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй - когда
через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблемы.
1.3 Интервьюирование При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом
осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы,
предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым
отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот
метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование,
но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения
числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.
Особенности интервью по-разному проявляются в различных его
организационных формах. Рассмотрим их.
Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно
наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные
коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными
делами.
Интервью по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если
предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в
неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных
отношений.
В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное,
фокусированное и свободное.
Формализованное интервью - самая распространенная разновидность
интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго
регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией,
предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса
интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их
последовательности.
Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению
стандартизации поведения
сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии
или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом
беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем
их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их
последовательность и
информацию.
Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения
интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь
приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью
проводится без заранее
беседы; определяется только тема интервью
вопрос 4
социология использует различные подходы:демографический подход изучает народонаселение и связанную с ним деятельность людей; психологический подход объясняет поведение человека с помощью мотивов, социальных установок; общностный, или групповой подход связан с изучением коллективного поведения групп, организаций и общностей людей; ролевое поведение личностей - структурированное выполнение ролей в основных социальных институтах общества; культурологический подход изучает поведение человека через общественные правила, ценности, социальные нормы.
Также социологи выделяют формационный и цивилизационный подходы. Приверженцы формационного подхода видят в развитии общества прогресс (качественное совершенствование), переход от более низшихю к более высшим типам общества. Напротив, сторонники цивилизационного подхода подчеркивают в развитии общества цикличность и равноценность разных общественных систем.
Еще выделяют макросоциологический подход к изучению общества. Микросоциология - изучает общение людей в повседневной жизни. Макросоциология - основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Этими моделями являются такие общественные институты, как семья, образование, религия и др. Макросоциологические теории: Функционализм (Г. Спенсер) - сравнение общества с живыми организмами. Всё выполняет определенные функции в процессе жизни. Все связано между собой. Теория конфликта (К. Маркс) - в самой основе общества - классовый конфликт. Классовая борьба является источником большинства политических конфликтов, движущей силы истории.
Структурно-функциональный метод в социологии
С позиции этого метода общество
рассматривается как
Классовый подход
Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни.
По суждениям Маркса, класс – это общность людей, находящаяся в прямом отношении к средствам производства.
М. Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих жизненными сходными шансами. В различных социологических школах, например, американской и английской – классовые теории развивались в несколько различных направлениях. Послевоенные американские социологи вообще рассматривали свое общество как бесклассовое. Это происходило отчасти вследствие того, что они полагали, будто уже не существует резких перепадов в распределении материального вознаграждения.
Традиционное деление
1) высший класс (Upper Class), отличающийся наиболее высокими размерами благосостояния и власти;
2) средний класс (Middle Class), который образуется весьма пестрым конгломератом социальных групп – от предпринимателей средней руки до среднеоплачиваемых инженеров и клерков;
3) рабочий класс (Working Class), объединяющий работников физического труда;
4) низший класс (Underclass), включающий в себя, как правило, представителей этнических меньшинств, а также индивидов, занятых на самых низкооплачиваемых, наименее безопасных и наименее привлекательных рабочих местах.
5 вопрос
оциология как наука в настоящее время имеет весьма сложную структуру. Эта структура включает в себя общую социологическую теорию, которая изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества, места в нем человеческой личности. Именно в рамках общей социологической теории происходит теоретическое осмысление и обобщение множества эмпирических фактов, накапливаемых и осмысляемых в частных социологических теориях, систематизация их по тем или иным признакам, разработка социологического категориального аппарата, установление закономерностей и формулировка законовФундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.
Другой уровень
Вопрос6
Разброс мнений относительно назначения социологии, ее функциях, месте, роли в обществе и системе наук, подтверждает ее особый статус и невозможность отождествления с другими науками. Общество как объект изучения выступает в самых разных науках, которые принято называть общественными или социальными. Это история, культурология, политология, этнография, экономическая теория, религиоведение, демография, социальная статистика, антропология, социальная психология. О. Конт в свое время отвел социологии ведущую роль, назвав ее сложнейшей и важнейшей наукой в системе наук. Трудно не согласиться с основоположником социологии, однако представители других наук могут активно возражать против такой постановки вопроса. В настоящее время социология, не претендуя на первенство и главенство в системе наук, плодотворно сотрудничает и «мирно сосуществует» с социальными науками. Рассмотрим соотношение предметных сфер социологии и смежных с ней наук.
оциология и история. Социология как наука об обществе включает в себя существенные формы и функции исторического знания, использует методологию и теорию исторической науки, методы и источники их изучения, историю отдельных государств и народов как неотъемлемую часть всемирной истории, которая является фундаментальной базой истории социологии.
Социология и социальная философия.
Социальная философия в социологии
рассматривается как высший уровень
теоретического обобщения социальных
явлений и процессов, раскрывающий
особенности философского взгляда
на общество: исследование сущностного
измерения общественной жизни через
социальные факты, категории «социального».
Социальная философия послужила
толчком к развитию социологии как
науки, т.к. она отражала идеологию
и интересы прогрессивных интеллектуальных
сил общества, стремящихся к научному
познанию мира и прогресса. В отличие
от социальной философии социология
имеет эмпирический уровень, оперирует
конкретными цифрами и фактами.
Социальная философия – это
Социология и социальная психология.
Социальная психология является междисциплинарной
областью знаний (на стыке социологии
и психологии). В ней общество
рассматривается как
Социология и политология. Политология, изучаемая социологами, раскрывает роль и место политики в жизни современных обществ, политические отношения и процессы, политические организации и движения, социокультурные аспекты политики, мировую политику и международные отношения, национально-государственные интересы отдельных стран в новой геополитической ситуации.
Социология и культурология. В культурологии раскрываются основные понятия культуры, культурные ценности, традиции и нормы; дается типологизация культур, социальных институтов культуры; уделяется внимание месту и роли отдельных стран и народов в мировой культуре и тенденциям культурной универсализации в современном мировом процессе. В социологии культура рассматривается как результат человеческой деятельности, оказывающий влияние на социальную жизнь индивидов и общностей через социализацию (в результате которой происходит формирование личности), через создание и введение ценностей, через социальные нормы, через создание разного рода социальных систем.
Социология теснейшим образом
связана и с другими