Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 09:15, лекция

Описание

Вопрос 1 Первые научные представления о сущности общества и закономерностях его функционирования
Вопрос 2 Объект науки - то, на что направленно изучение (внешняя часть реальности)
Вопрос 3 Основные методы социологического исследования
вопрос 4 социология использует различные подходы

Работа состоит из  1 файл

ответы на биллеты.docx

— 49.00 Кб (Скачать документ)

Вопрос 1Первые научные представления о сущности общества и закономерностях его функционирования были высказаны очень давно – еще на заре человеческой цивилизации. Зачатки социологических идей можно обнаружить в древних преданиях и мифах, трудах великих мыслителей эпохи античности, средневековья и нового времени. Вместе с тем все эти идеи носили чаще всего умозрительный характер, их создатели опирались в своих выводах не на строгие научные исследования, а на сугубо личные субъективные наблюдения. И хотя нередко эти наблюдения были очень точными и глубокими, считать их социологическими, конечно, нельзя. Современные исследователи справедливо полагают, что идеи и теории об обществе и его развитии, высказанные до возникновения современной социологии, представляют собой, скорее, социальную философию, но не социологию.  Возникает вопрос: в связи с чем именно в XIX в. возникла потребность в создании совершенно новой дисциплины, призванной строго научно, непредвзято изучать общество? Какие причины вызвали появление социологии? Таковых несколько, причем, одни из них носят объективный, а другие – субъективный характер. ^ Объективные причины: 1) усложнение человеческих отношений, развитие и все большая дифференциация сфер общественной жизни, создание сложных организаций, вызвавшие потребность их изучения и научного управления ими; 2) возрастающая степень упорядоченности, повторяемости, закономерности в поступках людей, создавшая объективную возможность для их научного анализа и систематизации. ^ Субъективные причины: 1) осознание того факта, что нельзя волевым порядком (волюнтаристически) изменять общество (эффективное влияние на общественные процессы возможно только при наличии научного понимания внутренних механизмов его эволюции, присущих ему социальных законов); 2) осознание общественной потребности в поиске социальных законов, управляющих поведением и деятельностью людей, групп, общностей и организаций.  Необходимо напомнить, что время возникновения социологии (середина XIX в.) было насыщено негативной социальной энергией: в Европе вспыхивали войны, социальные конфликты перерастали в революции, бурное развитие капитализма сопровождалось обнищанием масс и провоцировало народные восстания.  Одним из первых пришел к идее о создании социологии французский философ ^ Огюст Конт (2.1.). В 1842 г. в работе "Курс позитивной философии" он обосновал свое мнение о необходимости появления новой науки об обществе, которую назвал "социология". О.Конт считается основоположником социологии.  Во 2-й половине XIX – начале ХХ в. ученики и последователи О. Конта (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер (2.1.) и другие) заложили теоретические основы науки, бурное развитие которой происходило уже в ХХ веке. Заметный вклад в развитие социологии внес основоположник теории научного коммунизма К. Маркс (2.2.). Русские исследователи (М. Бакунин, П. Лавров, Н. Михайловский, М. Ковалевский, П. Сорокин (2.3.) и другие) сформулировали концепции, получившие дальнейшее развитие в трудах их последователей. Социологические теории XIX – начала ХХ в. не утратили актуальности и сегодня.  Современная социология, во многом опирающаяся на труды своих великих предшественников, продолжает развивать идеи, высказанные О. Контом (неопозитивизм), Г. Спенсером (неоорганизмизм), М. Вебером (понимающая социология). Вместе с тем в ХХ веке возникли и принципиально новые школы и направления, внесшие заметное своеобразие в изучение социальной реальности (структурный функционализм Т. Парсонса, феноменология А. Шюца, П. Бергера, Т. Лукмана, символический интеракционизм Дж. Мида, теория обмена Дж. Хоманса (17.) и другие).  На рубеже ХХ-XXI вв. начался новый этап развития социологии, связанный с попытками разрешения возникших в ней проблем и направленный, в частности, на создание единой интегрированной социологической теории, объединяющей в себе все научные достижения прошлого (17.6.).

 

Вопрос 2      Объект  науки - то, на что направленно изучение (внешняя часть реальности) Объектом социологического познания является общество.Подход  с позиции анализа общества как целостности характерен также для философии и истории. Однако для философии это целостность мира, для истории - целостность единого исторического процесса. В социологии целостность общества раскрывается как конкретная реальность с помощью не только теоретических, но и эмпирических методов. Социология не ограничивается рассмотрением общества как целостного образования. Она раскрывает механизмы его функционирования, развития. Целостность раскрывается в социологии как система социальных механизмов, вызывающих движение, развитие общества. Поэтому предметом социологии является общество как целостный организм, социальные механизмы его функционирования и развития. Социология  отличается от других наук методами изучения. В отличие от философии социология изучает общество через призму человеческой деятельности, она раскрывает потребности, интересы, ценностные ориентации, деятельность людей, их связи друг с другом, общество рассматривается социально целым, как система социального взаимодействия, как столкновение различных интересов, ориентации, видов активности.  Основными элементами социологии являются личность, социальная группа, социальная общность. Личность рассматривается не с точки зрения ее уникальных способностей, неповторимых черт, а в системе социальных связей как представитель социальной группы, определенного общества. Человек всегда включен в сложную систему  социально-классовых, поселенческих, профессиональных, демографических и иных групп, выражает их интересы, ориентации, овладевает их социальным опытом.Общности  анализируются с позиций их места в системе социальных связей, как элементы взаимодействия. Социология рассматривает сложную систему социальных связей: 1) личности и общности; 2) общностей друг с другом; 3) личности, общности и социального целого; 4) общества и природы. При этом анализируются разные уровни взаимосвязи: связи, взаимодействия, отношения.Социальное  взаимодействие - это процесс взаимного влияния и совместной деятельности. Взаимодействие приводит к становлению новых, более устойчивых и самостоятельных связей - социальных отношений. Как писал немецкий социолог М. Вебер, общество - это и есть социальное взаимодействие. Сложное взаимодействие социально целого, особенного и единичного понимается как социальный механизм. Это взаимодействие факторов, вызывающих развитие. П. Сорокин считал, что системы социального взаимодействия передают через понятие социального пространства целостность социального мира.  Поскольку социология изучает социальное взаимодействие, можно определить социологию как науку о социальной активности и механизмах, ее обеспечивающих и регулирующих. Иногда  в толковании предмета социологии разграничиваются и даже противопоставляются две тенденции: макросоциологическая и микросоциологическая. Первая определяет социологию как науку, которая выражает целостность общества, раскрывает законы целостного развития. Вторая представляет социологию как науку о поведении. В действительности между этими толкованиями нет противоречия поскольку целостность общества раскрывается через анализ поведения. Э. Гидденс делает вывод, что «социология - наука, изучающая взаимосвязи микро- и макропроцессов через сферу повседневной жизни человека».Таким образом, социологический подход к  изучению общества, социологическое  видение общества это всегда анализ явления, процесса в системе социальных связей, анализ с точки зрения его  соотношения с социально целым.  Социологический подход позволяет не только описывать явления, процессы, но и объяснять их, давать модель явлений и общества в целом. Анализ процесса в динамике позволяет улавливать тенденции изменений и формулировать прогнозы относительно дальнейшего развития. 

Функции социологии:

Теоретико-познавательная (накопление и систематизация знаний) позволяет  социологии расширять и конкретизировать знания о сущности общества, его  структуре, закономерностях развития. Поскольку социология дает исходные представления об обществе, как целостной  системе, часть ее познавательных функций  носит методологический характер. Положения  социологии имеют методологическое значение для других наук об обществе.

 Практическая функция социологии  связана с выработкой предложений  и рекомендаций направленных на совершенствование социальной жизни. Социолог определяет оптимальный путь решения практических проблем, разрабатывает методы, способы, приемы, процедуры управленческих решений, т.е. разрабатывает социальную технологию.

Описательная 

Прогностическая (составление прогнозов)

Преобразовательная (использование социологического знания в различных областях социальной практики) означает, что на основе полученных в процессе конкретных социологических исследований данных можно создавать прогноз развития той или иной области общественной жизни.

Мировоззренческая

Идеологическая Социологические исследования оказывают идеологическое, воздействие. Они привлекают внимание к реальным социальным противоречиям, активизируют деятельность, мобилизуют на качественные преобразования, содействуют формированию социального мышления. В современных условиях, различные политические деятели все чаще обращаются к социологии, ссылаются на социологическую информацию и возникает опасность превращения социологии в инструмент политики. В деятельности социолога большое значение приобретают вопросы профессиональной этики. Таким образом, идеологическая функция социологии выражается в объективном отражении социальной действительности, нейтральном отношении к классам, слоям, группам.

  Значение  социологии  в современном мире. Стратификация  У.Уорнера.

Уорнер сформулировал основные характеристики социального класса: это слои населения, различающиеся  более высоким или более низким положением индивидов, их составляющих. Слой в принципе достаточно замкнут, хотя движения вверх и вниз по социальной лестнице возможны. Различие рангов вызывается тем, что в классовом обществе “права” и “обязанности” распределены неравномерно. Семья, как правило, находится  внутри одного и того же класса, и  дети наследуют статус родителей  при начале своего движения по социальной лестнице. В дальнейшем Уорнер признал  не подтвердившейся гипотезу, что  представления людей о тех  или иных социальных классах определяются типичными для данного класса экономическими условиями, – тесной связи с экономическими факторами  обнаружено не было. Здесь нужно  учитывать, что Уорнер придерживался  веберовской концепции стратификации и исходно задавал свои классы по субъективному критерию, а именно по социальному престижу. Именно эта характеристика закрепилась за понятием “социальный класс” в американской социологии. Принятая градация “низших нижних”, “высших нижних”, “низших средних” и т. д. классов – это совсем не то понятие, которое сформулировал К. Маркс, и даже не то, которое сформулировал М. Вебер (хотя оно близко к его “сословию”). Социальный престиж измеряется оценкой одних людей другими, или, точнее, взаимной оценкой членов одного и того же общества. Огромное значение уорнеровского исследования заключается в том, что он впервые в исследовании социальной стратификации использовал взаимные оценки представителей различных страт. Теория получила название «репутационной».

 

Вопрос 3  Основные методы социологического исследования

Метод опроса – это не изобретение  социологов. Во всех отраслях  науки,

где  для  получение  информации  исследователь  обращается  к   человеку   с

вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода.  Например,

врачи,  выясняя  течение  болезни  и   предшествующее   состояние   здоровья

пациента, проводят анамнестические  опросы.  Юристы,  выясняя  у  свидетелей

обстоятельства дела, также пользуются  методом  опроса,  специально  изучают

его психологические аспекты  и  возможности  оценки  достоверности  ответов.

Журналисты, педагоги,  работники  служб  социального  обеспечения  и  многих

других  сфер  социальной  практики  используют  этот  метод  для   получения

интересующей их информации.

       Специфика   метода  состоит  прежде  всего в   том,   что   при   его

использовании  источником  первичной социологической информации   является

человек (респондент)  –  непосредственный  участник  исследуемых  социальных

процессов и  явлений.  Существует  две  разновидности  опроса,  связанные  с

письменной или устной формой  общения  с  респондентами  –  анкетирование  и

интервьюирование. В их основе лежит  совокупность  предлагаемых  опрашиваемых

вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.

      Метод опроса, опирающийся  на достаточное число обученных  анкетёров или

интервьюеров, позволяет в максимально  короткие  сроки  опрашивать  довольно

большое количество респондентов   и  получать  различную  по  своей природе

информацию.Однако,  всегда  следует учитывать возможное искажение информации,

полученной методом опроса,  связанное с особенностями процесса  отражения

различных сторон социальной практики в сознании людей.

    1. Анкетирование Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид  опроса

- анкетирование. Оно может быть  групповым или индивидуальным.

      Групповым анкетированием  называется опрос, применяемый   в  основном  в

организациях (места работы, учёбы  и т.д.).При индивидуальном  анкетировании  вопросники  (анкеты)  раздаются  на

рабочих местах или  по  месту  жительства  респондента.  В  последнее  время

широкое распространение получил  единовременный опрос (с помощью  электронных

видов связи: телефон, E-mail).

     Социологическая анкета  -  объединенная   единым   исследовательским

замыслом  система  вопросов,  направленных   на   выявление   количественно-

качественных характеристик объекта  и предмета анализа. Ее  предназначение  -

дать достоверную информацию. Для  этого надо знать и соблюдать  ряд  правил  и

принципов ее конструирования, а также  особенности  различных  вопросов.  При

составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос  должен  быть  одинаково

понятен различным социально-демографическим  группам респондентов (молодым  и

пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

    

 

    

      Закрытым вопрос  называется  в  том  случае,  если  на  него  в  анкете

приводится  полный  набор  вариантов  ответов.  Прочитав  их,   опрашиваемый

выбирает только тот, который  совпадает  с  его  мнением.  Закрытые  вопросы

могут быть альтернативные и неальтернативные.  Альтернативные  предполагают

возможность  выбора   респондентом   всего   одного   варианта   ответа,   а

неальтернативные - нескольких вариантов ответов.

      Открытые вопросы  не содержат подсказок и не  “навязывают”  респонденту

вариант ответа. Они дают возможность  выразить свое мнение во всей полноте  и

до мельчайших подробностей, поэтому  они дают  более  богатую  по  содержанию

информацию, чем закрытые вопросы.

      Полузакрытые вопросы.  Здесь наряду с  набором   определенных  вариантов

ответов   в   ситуации   невозможности   выбрать   подходящий   вариант   из

предложенного  перечня,  респонденту  предоставлятся  возможность высказать

свое мнение по обсуждаемой проблеме  в  свободной  форме,  т.е.  соединяются

признаки открытости и закрытости.

       Прямые  и   косвенные  вопросы.  Иногда  вопросы  анкеты  требуют   от

респондента  критического  отношения  к  себе,  окружающим   людям,   оценки

негативных явлений действительности и  т.д.  Такие  прямые  вопросы  в  ряде

случаев или  остаются  без  ответа,  или  содержат  неточную  информацию.  В

подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы,  сформулированные

в  косвенной  форме.  Респонденту  предлагается  воображаемая  ситуация,  не

требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

      Основные вопросы  анкеты направлены на  сбор  информации  о  содержании

исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата  основного  вопроса

(вопросы-фильтры), проверку  искренности   ответов  (контрольные  вопросы)(2.

    1.2 Почтовый опрос. Почтовый   опрос   -   разновидность   анкетирования   и    правомерно

рассматривается  как  эффективный  прием  сбора  первичной   информации.   В

наиболее общем виде он заключается в рассылке  анкет и получении на  них

ответов  по  почте.  Важное  преимущество  почтового   опроса   -   простота

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"