12
вопрос. Социальная
профилактика: особенности
и методы проведения.
Профилактика
подразумевает устранение причин, которые
способны вызвать те или иные нежелательные
последствия. Профилактика должна проводиться
в форме запланированных действий, нацеленных
на достижение желаемого результата, но
так же и на предотвращение возможных
негативных явлений.
Социальная
профилактика правонарушений – комплекс
социальных мер, осуществляемых в целях
предупреждения правонарушений, их уменьшение,
искоренение путем выявления и устранения
причин и условий, способствующих противоправному
поведению.
Субъекты
социальной профилактики
нарушений:
- Государственные
и хозяйственные органы;
- Профсоюзные
и общественные организации;
- Трудовые
коллективы;
- Должностные
лица;
- Граждане,
участвующие в деятельности по предупр-ию
правонарушений.
4
группы объектов
социально-профилактического
воздействия:
- Негативные
стороны в объективных условиях жизнедеятельности
людей;
- Негативные
стороны в организационно-управленческой
деятельности государственных и общественных
органов самоуправления;
- Негативные
стороны в межличностных отношениях и
поведении людей;
- Негативные
явления в правосознании и социально-правовом
мышлении.
Меры
воздействия на социально-профилактические
объекты:
- Общие (содействуют
предупреждению и сокращению правонарушений);
- Специальные
(предназначены для профилактики всех
правонарушений, направлены на факторы,
влияющие на сокращение правонарушений);
- Индивидуальные
(предназначены для воздействия на лиц,
склонных к нарушению порядка).
Методы
социальной профилактики:
- Психопрофилактический
метод;
- Психологическое
консультирование;
- Психолого-педагогический
метод;
- Диагностирование
и прогнозирование.
Как показывает
практика, система социальной работы еще
не стала областью профессиональной деятельности,
в которой широко применяются профилактические
методы воздействия на клиентов
13. Адаптивные процессы
и адаптационные
технологии в социальной
работе.
Социальная
адаптация – процесс активного приспособления
к новым для него социальным условиям
жизнедеятельности. Важнее всего СА в
переломные периоды жизнедеятельности
человека, в периоды радикальных экономических
и социальных реформ.
Полная
социальная адаптация включает:
- управленческую
(организационную) адаптацию
(без управления невозможно предоставить
человеку благоприятные условия на работе,
в быту => адаптация м.б. управляема; управление
– через социальные институты и в русле
самоуправления);
- экономическую
адаптацию (процесс усвоения новых социально-экономических
норм и принципов экономических отношений
индивидов: привыкание к размеру пенсии,
к реформе монетизации льгот и проч.);
- педагогическую
адаптацию (приспособление к системе
образования, обучения и воспитания: проблема
дезадаптации безпризорников);
- психологическую
адаптацию (происходит непрерывно: т.к.
изменяется жизнь; здесь нужно сказать
о стрессе – состояние психологической
напряженности в процессе деятельности
в сложных условиях и при особых обстоятельствах
(космонавт), об адаптационном
синдроме – совокупность реакций организма
человека в ответ на неблагоприятные воздействия,
стрессоры);
- профессиональную
адаптацию (приспособление индивида
к новому виду профессиональной деятельности,
новому окружению, условиям труда и особенностям
конкретной специальности).
Адаптационные
процессы (АП) проявляются
в 3х формах:
- преимущественно
стихийное протекание
АП => неудовлетворенность человека
условиями самореализации без достаточного
осознания путей выхода из существующего
положения (результат – отказ от общественно-полезной
деятельности, досуг, самореализация в
альтернативных группах, субкультурах);
- равное
соотношение стихийных
и сознательных элементов
=> конструирование идеальных моделей
воображаемой деятельности без реального
воплощения (результат – создание различных
социальных утопий и их пропаганда);
- преобладание
сознательных элементов
=> формирование жизненных планов личности,
целенаправленной жизнедеятельности
(лучше всего способствует самореализации
человека).
В
практике соцработы технология регулирования
адаптивными процессами приобретает особую
значимость в стационарных социальных
учреждениях для детей и взрослых, в т.ч.
в домах-интернатах для престарелых.
Возьмем
дом-интернат для престарелых. Здесь
3 этапа работы с лицом пожилого возраста
(определенная технология):
- пребывание
в приемно-карантинном отделение – 2 недели
(мы разъясняем цели и задачи учреждения,
знакомим с распорядком дня и т.п.; для
этого используем методы беседы, консультирование
и т.п.; цель – снизить неуверенность, напряженность,
тревожность);
- размещение
для проживания в доме-интернате (клиент
переводится на ПМЖ в интернат; мы должны
провести социально-психологическую адаптацию:
подбор комнаты, соседей, научить общению
и т.п.);
- проживание
пожилого человека в доме-интернате первые
6 месяцев (перед клиентом встает вопрос:
остаться или вернуться в домашние условия;
мы должны создать в течение полугода
благоприятный микроклимат (метод «терапия
средой»)).
14.
Социальная диагностика:
цели, этапы, методы
проведения.
Диагностика
– методологический инструмент, дающий
необходимое знание, на основе которого
разрабатываются различные соц прогнозы,
проекты, изучается общественное мнение,
морально-психологический климат в обществе.
Определение причинно-следственных связей,
порожденных условиями жизни клиента.
Цель
– установление достоверной информации
об объекте и окружающей его среде, прогнозирование
возможных изменений, выработка рекомендаций
для принятия решений, для проектирования
действий по оказанию помощи.
Факторы:
Социальные (внешние) и биологические
(внутренние): необходимо давать целостную
характеристику: медико-биологическую,
психолого-педагогическую, социально-экономическую.
Требования:
валидность, надежность, однозначность,
точность
Схема:
диагноз – прогноз – программа - внедрение
Этапы
диагностики:
- Предварительное
ознакомление: положительные - отрицательные
качества; особенности поведения клиента
- Сбор информации:
интервью, контент-анализ и т.п.
- Обработка
и анализ факторов, вызывающих проблему
- Сравнение
различной информации, ранжирование, дерево
целей-задач.
- Приоритетные
проблемы
Методы:
- Зондажно-информационное
обследование: сбор данных о состоянии
домовладение, инфраструктуры, численности,
составе и динамике местного населения
- Социально-историческое
обследование: изучение истории заселения
и освоения данной территории, состав
местного населения, его занятий, традиции,
обычаи и т.д.
- Информационно-целевой
анализ различных документов, статей из
местной прессы, писем, жалоб в СМИ.
- Социальное
картографирование: зависимость качества
жизни от факторов среды обитания, социально-пространственное
распределение (загрязненные районы, размещение
участков…)
- Наблюдение:
изучение внешних проявлений поведения
человека (слова, мимика, жесты..)
- Беседа: получение
информации на основе вербальной коммуникации
(умение заинтересовать, расположить собеседника)
- Анкетирование:
сбор материала путем формализованного
опроса
- Вопросник:
анкета с утверждениями, на которые м.б.
ответ: да, нет, не знаю
- Экспертная
оценка: анкетирование и интервьюирование
с привлечением экспертов
- Социометрия:
исчисление разнообразных персональных
и групповых индексов
- Мониторинг:
постоянное отслеживание информации,
включенное наблюдение, оценка и анализ
изменений
- Тестирование:
четкая процедура сбора, обработки и интерпретации
первичных данных
- Биографический
метод: диагностика жизненного пути человека
- Другие: Контент-анализ,
докладная записка, фокус-группа, создание
сценариев и т.п.
Зайнышев,
Лекции Чижевой
БЕС
15. Социально-диагностические
методы в социальной
работе.
Требования
к методам социальной диагностики:
- валидность;
- надежность;
- однозначность;
- точность.
Дополнительные
требования:
- предпочтителен
наиболее простой метод из всех возможных
и наименее трудоемкий, но позволяющий
получить результат;
- метод должен
быть доступным не только для социального
работника, но и для клиента при минимум
изических и психологических условий,
необходимых для его проведения;
- технология
применения методов (инструкция) должна
быть ясной и понятной, настраивающей
на сотрудничество с социальным работником,
доверительное отношение.
Социально-диагностическая
технология не только выявляет реальные
проблемы, но и выполняет
прогностическую
Методы
(количественные и
качественные):
- наблюдение
(можем диагностировать через поведение:
мимику, жесты, позу и т.п.);
- беседа
(метод получения и корректировки информации
через вербальную коммуникацию);
- анкетирование
(метод сбора статист.материала путем
формализованного опроса);
- контент-анализ;
- социальный
эксперимент;
- вопросник
(изучаем и оцениваем отдельные свойства
личности: да, нет, не знаю);
- метод
экспертной оценки
(через анкетирование и интервьюирование);
- социометрия
(метод опроса и алгоритм для математической
обработки первичных изменений);
- мониторинг
(организация постоянного отслеживания
информации и ее изменения);
- методы
тестирования (тест-опросник,
тест-задание, тест-проектирование)
- биографический
метод (способ исследования, диагностики,
коррекции и проектирования жизненного
пути личности на основе изучения личности
в контексте ее личной истории).
- Сущность
и содержание социальной
терапии (индивидуальная
и групповая)
Терапия
– забота, уход, лечение (греч)
Соц
терапия тесно связана с психотерапией.
Необходимо знать все методы: психотерапия
как метод лечения – воздействие
на соматическое и психическое состояние
клиента; как метод манипулирования –
для общественного контроля; как метод,
приводящий в действие процесс научения
личности (психологическая модель); как
комплекс явлений, возникающих в ходе
взаимодействия между людьми (философская
модель). Психотерапия позволяет воздействовать
на причины недугов.
В основе
лежит процедура социальной помощи,
оказание поддержки со стороны окружения,
ликвидация негативных последствий взаимоотношений,
устранение препятствий, мешающих полноценному
соц развитию клиента.
Срник
должен уметь воздействовать как интеллектуально,
так и эмоционально.
Индивидуальная:
применяется, когда требуется конфиденциальность.
Необходима осторожность, чтобы не травмировать
клиента. Обычно после 2-3 сеансов клиент
переводиться на групповую форму.