Шпаргалка по "Технологии социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 12:02, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Технологии социальной работы".

Работа состоит из  1 файл

Технологии социальной работы ОТВЕТЫ.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

 

12 вопрос. Социальная  профилактика: особенности  и методы проведения. 

Профилактика  подразумевает устранение причин, которые  способны вызвать те или иные нежелательные  последствия. Профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных на достижение желаемого результата, но так же и на предотвращение возможных негативных явлений.

Социальная  профилактика правонарушений – комплекс социальных мер, осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, их уменьшение, искоренение путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению.

Субъекты  социальной профилактики нарушений:

    • Государственные и хозяйственные органы;
    • Профсоюзные и общественные организации;
    • Трудовые коллективы;
    • Должностные лица;
    • Граждане, участвующие в деятельности по предупр-ию правонарушений.

4 группы объектов  социально-профилактического  воздействия:

    • Негативные стороны в объективных условиях жизнедеятельности людей;
    • Негативные стороны в организационно-управленческой деятельности государственных и общественных органов самоуправления;
    • Негативные стороны в межличностных отношениях и поведении людей;
    • Негативные явления в правосознании и социально-правовом мышлении.

Меры  воздействия на социально-профилактические объекты:

  1. Общие (содействуют предупреждению и сокращению правонарушений);
  2. Специальные (предназначены для профилактики всех правонарушений, направлены на факторы, влияющие на сокращение правонарушений);
  3. Индивидуальные (предназначены для воздействия на лиц, склонных к нарушению порядка).

Методы  социальной профилактики:

  1. Психопрофилактический метод;
  2. Психологическое консультирование;
  3. Психолого-педагогический метод;
  4. Диагностирование и прогнозирование.

Как показывает практика, система социальной работы еще не стала областью профессиональной деятельности, в которой широко применяются профилактические методы воздействия на клиентов

 

      13. Адаптивные процессы  и адаптационные  технологии в социальной  работе. 

     Социальная  адаптация – процесс активного приспособления к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. Важнее всего СА в переломные периоды жизнедеятельности человека, в периоды радикальных экономических и социальных реформ. 

     Полная социальная адаптация включает:

  • управленческую (организационную) адаптацию (без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия на работе, в быту => адаптация м.б. управляема; управление – через социальные институты и в русле самоуправления);
  • экономическую адаптацию (процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов: привыкание к размеру пенсии, к реформе монетизации льгот и проч.);
  • педагогическую адаптацию (приспособление к системе образования, обучения и воспитания: проблема дезадаптации безпризорников);
  • психологическую адаптацию (происходит непрерывно: т.к. изменяется жизнь; здесь нужно сказать о стрессе – состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях и при особых обстоятельствах (космонавт), об адаптационном синдроме – совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия, стрессоры);
  • профессиональную адаптацию (приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности).
 

     Адаптационные процессы (АП) проявляются  в 3х формах:

  • преимущественно стихийное протекание АП => неудовлетворенность человека условиями самореализации без достаточного осознания путей выхода из существующего положения (результат – отказ от общественно-полезной деятельности, досуг, самореализация в альтернативных группах, субкультурах);
  • равное соотношение стихийных и сознательных элементов => конструирование идеальных моделей воображаемой деятельности без реального воплощения (результат – создание различных социальных утопий и их пропаганда);
  • преобладание сознательных элементов => формирование жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности (лучше всего способствует самореализации человека).
 

     В практике соцработы технология регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в стационарных социальных учреждениях для детей и взрослых, в т.ч. в домах-интернатах для престарелых.

     Возьмем дом-интернат для престарелых. Здесь 3 этапа работы с лицом пожилого возраста (определенная технология):

  1. пребывание в приемно-карантинном отделение – 2 недели (мы разъясняем цели и задачи учреждения, знакомим с распорядком дня и т.п.; для этого используем методы беседы, консультирование и т.п.; цель – снизить неуверенность, напряженность, тревожность);
  2. размещение для проживания в доме-интернате (клиент переводится на ПМЖ в интернат; мы должны провести социально-психологическую адаптацию: подбор комнаты, соседей, научить общению и т.п.);
  3. проживание пожилого человека в доме-интернате первые 6 месяцев (перед клиентом встает вопрос: остаться или вернуться в домашние условия; мы должны создать в течение полугода благоприятный микроклимат (метод «терапия средой»)).

 

14. Социальная диагностика:  цели, этапы, методы  проведения.

Диагностика – методологический инструмент, дающий необходимое знание, на основе которого разрабатываются различные соц прогнозы, проекты, изучается общественное мнение, морально-психологический климат в обществе. Определение причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиента.

Цель – установление достоверной информации об объекте и окружающей его среде, прогнозирование возможных изменений, выработка рекомендаций для принятия решений, для проектирования действий по оказанию помощи.

Факторы: Социальные (внешние) и биологические (внутренние): необходимо давать целостную характеристику: медико-биологическую, психолого-педагогическую, социально-экономическую.

Требования: валидность, надежность, однозначность, точность

Схема: диагноз – прогноз – программа - внедрение

Этапы диагностики:

  1. Предварительное ознакомление: положительные - отрицательные качества; особенности поведения клиента
  2. Сбор информации: интервью, контент-анализ и т.п.
  3. Обработка и анализ факторов, вызывающих проблему
  4. Сравнение различной информации, ранжирование, дерево целей-задач.
  5. Приоритетные проблемы

Методы:

  1. Зондажно-информационное обследование: сбор данных о состоянии домовладение, инфраструктуры, численности, составе и динамике местного населения
  2. Социально-историческое обследование: изучение истории заселения и освоения данной территории, состав местного населения, его занятий, традиции, обычаи и т.д.
  3. Информационно-целевой анализ различных документов, статей из местной прессы, писем, жалоб в СМИ.
  4. Социальное картографирование: зависимость качества жизни от факторов среды обитания, социально-пространственное распределение (загрязненные районы, размещение участков…)
  5. Наблюдение: изучение внешних проявлений поведения человека (слова, мимика, жесты..)
  6. Беседа: получение информации на основе вербальной коммуникации (умение заинтересовать, расположить собеседника)
  7. Анкетирование: сбор материала путем формализованного опроса
  8. Вопросник: анкета с утверждениями, на которые м.б. ответ: да, нет, не знаю
  9. Экспертная оценка: анкетирование и интервьюирование с привлечением экспертов
  10. Социометрия: исчисление разнообразных персональных и групповых индексов
  11. Мониторинг: постоянное отслеживание информации, включенное наблюдение, оценка и анализ изменений
  12. Тестирование: четкая процедура сбора, обработки и интерпретации первичных данных
  13. Биографический метод: диагностика жизненного пути человека
  14. Другие: Контент-анализ, докладная записка, фокус-группа, создание сценариев и т.п.

Зайнышев, Лекции Чижевой

БЕС

 

      15. Социально-диагностические  методы в социальной  работе. 

     Требования к методам социальной диагностики:

  • валидность;
  • надежность;
  • однозначность;
  • точность.

     Дополнительные  требования:

  1. предпочтителен наиболее простой метод из всех возможных и наименее трудоемкий, но позволяющий получить результат;
  2. метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимум изических и психологических условий, необходимых для его проведения;
  3. технология применения методов (инструкция) должна быть ясной и понятной, настраивающей на сотрудничество с социальным работником, доверительное отношение.
 

     Социально-диагностическая  технология не только выявляет реальные проблемы, но и выполняет прогностическую  

     Методы (количественные и  качественные):

  • наблюдение (можем диагностировать через поведение: мимику, жесты, позу и т.п.);
  • беседа (метод получения и корректировки информации через вербальную коммуникацию);
  • анкетирование (метод сбора статист.материала путем формализованного опроса);
  • контент-анализ;
  • социальный эксперимент;
  • вопросник (изучаем и оцениваем отдельные свойства личности: да, нет, не знаю);
  • метод экспертной оценки (через анкетирование и интервьюирование);
  • социометрия (метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных изменений);
  • мониторинг (организация постоянного отслеживания информации и ее изменения);
  • методы тестирования (тест-опросник, тест-задание, тест-проектирование)
  • биографический метод (способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности на основе изучения личности в контексте ее личной истории).
  •  
    1. Сущность и содержание социальной терапии (индивидуальная и групповая)

    Терапия – забота, уход, лечение (греч)

    Соц терапия тесно связана с психотерапией. Необходимо знать все методы: психотерапия как метод лечения – воздействие на соматическое и психическое состояние клиента; как метод манипулирования – для общественного контроля; как метод, приводящий в действие процесс научения личности (психологическая модель); как комплекс явлений, возникающих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель). Психотерапия позволяет воздействовать на  причины недугов.

    В основе лежит процедура социальной помощи, оказание поддержки со стороны окружения, ликвидация негативных последствий взаимоотношений, устранение препятствий, мешающих полноценному соц развитию клиента.

    Срник должен уметь воздействовать как интеллектуально, так и эмоционально.

    Индивидуальная: применяется, когда требуется конфиденциальность. Необходима осторожность, чтобы не травмировать клиента. Обычно после 2-3 сеансов клиент переводиться на групповую форму.

Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"