Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:26, контрольная работа
Возрастание в социологии интереса к проблеме коммуникации актуализировало, в частности, вопросы понимания друг друга при расхождении позиции, определения собственной точки зрения в отношении противоположности. Это, естественно, обусловливало ослабление бихевиористской традиции, для которой характерно нигилистическое отношение к исследованию собственно психологических процессов и сведение всего жизненного проявления человека лишь к внешне наблюдаемому поведению (по аналогии с реакциями животных).
Введение……………………………………………………………………….……3
1.Символический интеракционизм……………………………………………….4
1.1. Феноменологическая социология……………………………………………8
2. Теория социального обмена……………………………………………….…..10
3. Теория…………………………………………………………………………...16
Заключение ……………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………….19
Описание Теории социального обмена
Теория социального обмена (или социальная теория действий), наиболее яркими представителями которой являются Джордж Хомaнс (1910-1989) и Питер Блaу (1918-2002), в противоположность структурному функционализму, исходит из примата человека, а не системы. «Назад к человеку» - лозунг, выдвинутый Хомaнсом и положивший начало критике структурного функционализма с позиции психологизма.
Бихевиористы заняли строго определенную позицию по отношению к двум проблемам. Первая проблема – жестокая детерминированность или свобода выбора. Она была решена в пользу детерминизма. Вторая проблема – необходимость знания душевных состояний индивидуумов для объяснения их поведения. Бихевиористы отвергают эту необходимость, так как считают душевные состояния индивидуумов иллюзией. [3;305]
Джордж Кaспер Хомaнс
Хомaнс видит задачу социальной науки в описании и объяснении связи между различными явлениями. Таким образом, первый шаг – это описание. Оно возможно благодаря наблюдению, точнее, благодаря обобщению наблюдаемых связей и отношений. Такие обобщения, указывающие на предполагаемые закономерности, называют гипотезами. Второй шаг – объяснение. Для того чтобы объяснить эмпирические закономерности, необходима теория. Хомaнс пытается доказать, что в социологии в конечном счете возможен только один тип объяснения - психологический. Поэтому центральное место его социологии занимает категория социального действия. Понять закономерности социального действия – значит решить главную задачу социологии.
Согласно Хомaнсу, Теория
социального обмена представляет собой
дедуктивную систему положений,
где высший уровень занимают общие
аксиоматические положения, из которых
выводятся положения низших уровней,
складывающиеся из абстракций (1-ого
и 2-ого порядка), описывающие реальные
события в действительности. Поскольку
эти абстракции логически соотносятся
с общими аксиоматическими положениями,
тем самым допускается, что эмпирические
обобщения объясняются
Социальная теория строится
на психологии и сосредотачивается
на наблюдаемых признаках
Питер Михаэль Блaу
Бихевиористская концепция Хомaнса оказала существенное влияние на концепцию Питера Блaу. Исходным положением теории социального обмена Блaу является то, что людям необходимы разнообразные виды вознаграждений, заполучить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Люди, пишет Блaу, вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус и т.п., а также практическая помощь. Блaу учитывает и то, что отношения в процессе могут быть неравными. В этом случае человек, обладающий средствами для удовлетворения потребностей других людей, может использовать их для приобретения власти над ними. Это возможно при наличии четырех условий: 1) если нуждающиеся не располагают необходимыми средствами; 2) если они не могут получить их из другого источника; 3) если они не хотят получить то, в чем нуждаются, силой; 4) если в их системе ценностей не произойдет изменений, при которых смогут обойтись без того, что раньше им было необходимо.
Люди, которые на микроуровне обмениваются, обладают неравными ресурсами, значит их обмены не могут быть абсолютно равноценными, что ведет к дифференциации. Чем больше услуг люди предоставляют в обмен на особо ценные услуги, тем меньше уступок может получить тот, кто предоставляет особо ценные услуги.
Социальное действие, по
Хомaнсу, - это процесс обмена, который
строится по принципу рациональности:
его участники стремятся
1) Гипотеза успеха
гласит: если при совершении
Гипотезу успеха Хомaнс дополняет введением еще одной переменной – регулярности получения вознаграждения. Если какое-либо действие вознаграждается регулярно, через определенные промежутки времени, то тенденция к повторению этого действия слабее, нежели в том случае, когда вознаграждение нерегулярно.
2) Гипотеза стимула
стоит на том, что
3) Гипотеза ценностей
состоит в том, что все
4) Гипотеза голодания
– насыщения: человек
5) Гипотеза фрустрации
– агрессии пытается сгладить
холодную рациональность и
Эти психологические аксиомы
являются общими социологическими положениями.
Они выполняются для всех социальных
групп и обществ. Все остальные
социологические положения и
обобщения дедуктивной системе
необходимо согласовать с психологическими
аксиомами. Большинство аргументов
Хоманса направленно на обоснование
теоретической альтернативы функционализму,
но попытка объяснить внутренние
психологические процессы бихевиoризмских
терминах представляется неприемлемой
задачей, поскольку бихевиoристские
понятия описывают только наблюдаемые
поведенческие акты. Ограничение
социального анализа
III. Теория
На протяжении всей истории социологии длится спор между теориями, ориентированными на человека. Первые утверждают, что предмет их изучения – общество – важнее человека, оно определяет его судьбу и развивается по самостоятельным законам. Другие теории, напротив, подчеркивают нравственную, духовную и творческую значимость личности.
Я больше придерживаюсь первого довода, так как в основе всего лежит человек. Он является наименьшей частицей, которая составляет общество и именно от человека зависит социум целиком.
Если личность будет достаточно развита, то ей будет неинтересно находиться в малограмотном обществе, она будет искать себе ровню, чтобы говорить «на одном языке».
Но в мире социологии существует множество различных теорий, придерживающихся различных сторон в споре: «что первично- общество или личность?».
Французский ученый и философ О.Конт выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматриваются как «социальные атомы», существующие автономно по отношению друг к другу.
Согласно такому пониманию,
развитие отдельных людей как
бы предшествует развитию общества. Чем
более развиты отдельные
И с этим трудно спорить. Ведь уровень развития отдельных людей, их деловых качеств и культуры – действительно важный фактор развития общества. Сегодня мы это ясно видим на примерах нашего общества, видим, какую роль в решении самых разнообразных проблем играют деловые качества, политическая компетентность и духовная культура людей.
В своем труде «Система позитивной политики» Конт обосновывая идею социального прогресса, писал:
«Человечество беспрерывно развивается во время хода цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения».1
Позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а так же представления об обществе как целостном организме воспринял и развил английский писатель Герберт Спенсер. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в своем труде «Научные, политические и философские опыты».
С точки зрения другого
выдающегося немецкого
Марксистская социология, в лице К. Маркса и Ф.Энгельса, базируется на следующем подходе - предпосылки, с которых они начинали исследовать исторический процесс, - это живые люди с их потребностями и интересами, находящиеся между собой во взаимном общении и взаимодействии. Совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов образует то или иное общество. Через систему присущих ему общественных отношений, условий материального производства и других социальных институтов общество в решающей степени определяет содержание и направленность деятельности людей, воздействует на формирование и развитие каждого человека.
Таким образом, мы рассмотрели разные точки зрения предмета социологического изучения. И можем сделать вывод, что в данном споре заняли бы позицию, которая основывается на нравственной, духовной и творческой значимости личности. [6]
Заключение
С точки зрения интеракционистов, человеческое общество состоит из индивидов, обладающих «личностным я», т.е. они сами формируют значения, индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. «Личностное я» - человек может служить объектом для своих действий. Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих. С точки зрения интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения. Диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей.
«Смысл возникает и
Дж. Мид "От жеста к символу"
Список используемой литературы:
1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2. Лошаков Д.Г., Бельский В.Ю., Беляев А.А., Социология. Учебник./под ред. Лошакова Д.Г., М., 2002.
3. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., ТК Велби, Проспект, 2004.