Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:56, реферат
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Вооруженные конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы - причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей
Введение……………………………………………………………………..…..3
1. Понятие и причины сиротства……………………………………….………5
2. Понятие и сущность процесса социализации…….………………….………9
3.Трудности социализации детей сирот..……………………..………………..13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………
Реферат Сиротство как фактор превращения ребёнка в жертву неблагоприятных условий социализации
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и
причины сиротства…………………………………
2. Понятие и сущность процесса социализации…….………………….………9
3.Трудности социализации детей сирот..……………………..………………..13
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Сложившаяся социально-экономическая
и политическая ситуация в России
приводит к росту числа детей-сирот
и детей, остающихся без попечения
родителей. В современных условиях
распространенными явлениями
Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.
В последние годы в России все громче заявляет о себе скрытое социальное сиротство. Падение условия жизни привело к увеличению числа неблагополучных семей, а также к тому, что дети “вытесняются на улицу”, и как следствие этого большой рост беспризорности. За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства после первоймировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. И даже если в 1945 году причины сиротства были понятны, то в наше время их трудно принять как естественные.
Социальное сиротство
- это опасное социальное явление.
В России до 95% детей-сирот относятся
к категории социальные сироты. Так
как к моменту получения
Все вышесказанное
подчеркивает актуальность и большую
социальную значимость обращения к
данной теме.
1. Понятие и причины сиротства
Сиротство –
социальное явление, обусловленное
наличием в обществе детей, родители
которых умерли, а также детей,
оставшихся без попечения родителей
вследствие лишения родительских прав,
признание в установленном
Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечеств, и является неотъемлемым элементом цивилизации.
Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей – дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав; ограничением их в родительских правах; признанием родителей безвестно отсутствующими; недееспособными (ограниченно дееспособными); находящиеся в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы; нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.
Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.
Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д..
В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно. По некоторым подсчётам, оно составляет от 500 до 700 тысяч.
По статистическим данным, численность детей (от 0 до 17 лет), в Камчатском крае, за последние годы, такова: на начало 2009 года в крае проживало 65,1 тыс. человек детей и подростков в возрасте от 0 до 17 лет, что составляет 19,0% от общей численности населения полуострова (на 01.01.2006г. - 20,2%, на 01.01.2007г. - 19,6%, на 01.01.2008г. - 19,3%).. Но среди них растёт доля социальных сирот. Вызывают тревогу масштабы социального сиротства, и что самое страшное, с каждым годом становится все больше сирот при живых родителях. Число детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных и учтенных по состоянию на конец 2009 года, составило по краю 554 человека.
В 2009 году на воспитание в семьи приняты 2079 детей, что на 5,4% выше уровня 2008 года. Из них усыновлены 41,1% детей (855 человек), а 52,9% (1099 детей) - приняты под опеку.
В течение 2009 года поступило 566 сообщений о нарушении прав детей, в том числе 188 из них - о выявлении детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию.
В Камчатском крае по состоянию на конец 2009 года на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоял 661 ребенок. За год поставлено на учет 155 человек и 176 детей снято с учета.[ 7]
Сиротство явление не только российское. Стремительная урбанизация современного общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей. Однако, до сих пор остаётся малоизученной и непонятной природа этой аномальной формы материнского поведения. Практика работы с такими женщинами, анализ немногочисленной литературы по проблеме свидетельствует о чрезвычайной сложности взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социального поведения женщин – материнство.
Бельгийский комитет
по социальным проблемам женщин, исследовав
аспекты отказа от ребёнка, описал три
основные категории бросающих матерей.
Первая, наиболее распространенная –
отец ребёнка бросил беременной будущую
мать. Вторая – женщина рожает ребёнка
от внебрачной связи. Третья категория
– женщины с низкой социальной
и моральной
Нужно заметить, что в 98 % случаев отказа от детей причиной является социальный фактор – то есть отсутствие возможности, в том числе и экономической, полноценного воспитания и развития ребёнка. В этом виноваты материальные трудности семьи, безработица родителей. Согласно данным Государственной статистики больше половины – 55 % неполных семей – практически живут ниже уровня бедности. Ослабленная и распадающаяся российская семья сама становится резервом для различных форм девиантного поведения. Проблема токсикомании, наркомании, алкоголизма, венерических заболеваний смещается в более ранние возрастные периоды. Особую тревогу вызывает рост алкоголизма в детской среде. В Камчатском крае ежегодно регистрируются случаи данных заболеваний у детей в возрасте до 14 лет с диагнозом, установленным впервые в жизни.
В течение 2009 года среди детей в возрасте до 14 лет зарегистрировано 28 случаев употребления алкоголя (2008г. – 30, 2007г. – 61, 2006г. – 29), 19 случаев употребления ненаркотических веществ с вредными последствиями (2008г. – 26, 2007г. – 28, 2006г. – 41), 2 случая токсикомании (2008г. – 10, 2007г. – 17, 2006г. - 18), один случай употребления наркотиков, причем 48,0% всех наркологических заболеваний у детей зарегистрированы впервые в жизни. [7]
Российский Детский
Фонд, ссылаясь на данные Генеральной
Прокуратуры РФ, дает сведения о
выпускниках сиротских
Сироты, привыкшие
к иждивенчеству, не умеют заботиться
о себе, о своем будущем, они
знают, что им некому помочь, а помочь
самим себе они не могут. [6. с. 72].
2. Понятие и сущность процесса социализации
Социализация
как процесс - это особенности
социального становления
Социальная педагогика
изучает социальные проблемы человека
на различных этапах его возрастного
развития, среду его жизнедеятельности,
педагогические технологии, методы, направленные
на повышение действенности
Социальная педагогика тесно контактирует с социологией образования, социологией воспитания, педагогической, социальной психологией.
Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой, убедиться в своей исключительности, уникальности как человека и быть ответственным за свою жизнь, а поступки другого человека принимать без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации. Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду, помочь семье, ребенку, найти свой путь жизненного самоопределения, развиваться на основании своих способностей и задатков, помочь в стремлении выйти на путь нравственных отношений, развивать личность. [4, с. 24].
Личность - явление социальное. Личностью становится человек, имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой, осознание социальных явлений, общения.
Быть личностью
- это значит осуществлять свой выбор,
возникающий в силу внутренней необходимости,
оценивать последствия
Ребенок рождается
с предрасположением к
В России ежегодно выявляется около 100 000 детей, нуждающихся в опеке. Попадая в детские дома, дети, как правило, уже имеют отклонения физического и психического характера. Чаще всего наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. Такой ребенок нервозен, старается добиться внимания и в то же время его отторгает, впадает в агрессивность или отчуждается. Не умеет быть внимательным, любить. Без внутреннего сосредоточения формируется определенный стандартный тип личности [3, с. 74]. У детей, живущих на государственном обеспечении, формируются иждивенческие черты («нам должны», «дайте»), отсутствуют ответственность и бережливость. В психическом развитии эти дети заметно отличаются от ровесников из семьи, отстают и в развитии, и по состоянию здоровья. Ввиду ограниченного круга общения со взрослыми создается неумение такого общения. Выливается это в постоянные конфликты. Ребята не приемлют любые запреты и замечания [2, с. 61].