Сиротство как фактор превращения ребёнка в жертву неблагоприятных условий социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:56, реферат

Описание

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Вооруженные конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы - причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..3
1. Понятие и причины сиротства……………………………………….………5
2. Понятие и сущность процесса социализации…….………………….………9
3.Трудности социализации детей сирот..……………………..………………..13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Сиротство как фактор превращения ребёнка в жертву неблагоприятных условий социализации.docx

— 36.62 Кб (Скачать документ)

Для ребенка, который  воспитывается вне семьи, микрофакторы социализации (семья, группы сверстников) имеют другую иерархию, чем микрофакторы для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Для него агентами социализации выступает коллектив сверстников, воспитатели детского дома. При этом должно происходить социальное самоопределение - выбор детьми-сиротами своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающей их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.

Очень важен  процесс формирования представлений  ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей-сирот  часто искажены. В зависимости  от их индивидуальных особенностей они  создают свой образ реализации той  или иной роли. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из разных источников.

Чаще всего  источником информации для ребенка  о социальных ролях являются средства массовой информации и мнения сверстников. В связи с этим часто возникает  иллюзорный «образ» социальной роли. Это касается не только ролей члена  семьи, но и других ролей, которые  реализуют родители и те, кто с ними взаимодействует [1, с. 47].

Социальное сиротство - это социальное явление, обусловленное  наличием в обществе детей, родители которых живы, но лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. Они стремятся побывать в  семье, хотя вся сложность и противоречивость этой ситуации заключается в том, что с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, часто невозможным, а с другой стороны, они как бы ощущают, что  у них есть все-таки родители, те люди, которые родили их. Не случайно в беседе с социальными сиротами на вопрос, какие у них есть желания, часто можно услышать в ответ: «Пусть нас чаще отпускают к родителям».

В процессе социализации человек становиться личностью. Важно, что бы он протекал успешно  для того, чтобы ребенок полноценно развивался. У детей, оставшихся без  попечения родителей, этот процесс  проходит сложно, т. к. семья является микрофактором и важнейшим институтом социализации, следовательно, дети-сироты являются реальными жертвами неблагоприятных условий социализации. 

 

3. Трудности социализации детей-сирот.

 В процессе  социализации решаются три группы  задач: адаптация, автоматизация,  активизация личности.

Решение этих задач, противоречивых и единых, существенно  зависит от многих внешних и внутренних факторов. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к  условиям социальной среды, а социальная автоматизация - реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в  поведении и отношениях, которая  соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач  социальной адаптации и социальной автоматизации регулируется противоречивыми  мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться  самим собой».

В условиях воспитания в детском доме трудности, с которыми сталкивается ребёнок в процессе социализации, удваивается. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким образом, что у ребёнка  формируется только одна ролевая  позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребёнка в  инфантильной иждивенческой позиции  и блокирует проявление потенциальных  возможностей. [3, с.136-137].

Воспитанники  детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», т.е. надеяться  на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные  внутренние ресурсы.

У детей нет  собственного личного пространства, где ребёнок мог бы уединиться. В редких случаях личным пространством  может считаться стены над  кроватью, которую ребёнок может  украсить по собственному усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок  и содержимое которой контролируется воспитателем. Жизнь в детском  доме задаёт вынужденную публичность  проживания.

В детском доме жестоко регламентирован режим  проживания (когда вставать, принимать  пищу, играть, учиться, гулять, спать), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Условия организации  жизнедеятельности детей в детских  домах создают внешние трудности  для успешной социализации, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с  особенностями их психического развития.

Наиболее серьёзным  следствием сиротства является утрата «базового доверия к миру», без  которого становится невозможно развитие таких важнейших новообразований  личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде.

Без этих новообразований  ребёнок не может стать субъектом  межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата «базового  доверия к миру» проявляется  и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребёнка и формировании невротического механизма.

Трудности социализации порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процесса, т.е. непринятие норм отношений, складывающихся в социуме.

Вследствие последствий  аномальной социализации необходимо назвать  такие явления, как социальный аутизм (отстранение от окружающего мира), отставание в развитии.

Причины возникновения  трудностей вхождения ребёнка в  систему социальных отношений могут  быть самые различные, но, прежде всего  они связаны с неадекватным восприятием  детьми-сиротами тех требований, которые  предъявляет социум. 

Заключение

В процессе социализации человек становиться личностью. Важно, что бы он протекал успешно  для того, чтобы ребенок полноценно развивался. У детей, оставшихся без  попечения родителей, этот процесс  проходит сложно, т. к. семья является микрофактором и важнейшим институтом социализации, следовательно, дети-сироты являются реальными жертвами неблагоприятных условий социализации.

Анализ социального  влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% - средства массовой информации, на 20% повлияла школа, на 10% - улица.

Дети, содержащиеся в учреждениях, часто проявляют  отставание в развитии и, в большинстве  случаев, покидают учреждения плохо  подготовленными к самостоятельной  жизни за их пределами. Российские научные исследования свидетельствуют, что дети, содержащиеся в учреждениях, пассивны, у них плохо развиты языковые навыки, они страдают недостатком концентрации внимания и мотивации и склонны к конфликтам со своими сверстниками. Отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии в дошкольном возрасте впоследствии мешает им учиться. Повзрослев, дети становятся крайне зависимыми, с трудом устанавливают новые связи, страдают низкой самооценкой и проявляют тенденцию к совершению правонарушений.

Лишь незначительный процент детей, выбывших из учреждений для детей, оставшихся без попечения  родителей, успешно адаптируется к  самостоятельной жизни. Многие из них  становятся жертвами издевательств, эксплуатации и жестокого обращения, алкоголиками и наркоманами, либо становятся на путь преступлений и попадают в тюрьму.

Недостатки в  социализации выпускников детского дома свидетельствуют о необходимости  объединения усилий специалистов и  выстраивания общих требований к их воспитанию в детском доме. Каждого воспитанника нужно готовить к самостоятельной жизни уже с дошкольного возраста.

Так как одной из главных задач детского дома является создание условий для успешной постинтернатной адаптации, а в дальнейшем и социализации воспитанников, то немаловажное значение имеет и профессиональное самоопределение детей, поэтому в детском доме должна быть налажена система работы по профопределению воспитанников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Кон, И.С. Ребенок и общество/И.С. Кон. – Москва: 1988.
  2. Лиханов, А.А. Дети без родителей /А.А. Лиханов. – Москва: Кн. для учителя, 1987.
  3. Прихожан, А.М. Толстых, Н.Н. Дети без семьи /А.М.Прихожан, Н.Н. Толстых. -  Москва: Педагогика, 2008. – 338 с.
  4. Мудрик, А. В.  Социальная педагогика / Под. ред В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 200с.
  5. Мудрик, А.В. Социализация /А.В. Мудрик. -  Москва: Академия, 1991.
  6. Мухина, В.С. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия /под ред В.С. Мухина. – Москва: Прсвещение, 2007. – 223 с.
  7. [ интернет ресурс ] http:/ http://www.kamstat.ru

Информация о работе Сиротство как фактор превращения ребёнка в жертву неблагоприятных условий социализации