Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:56, реферат
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Вооруженные конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы - причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей
Введение……………………………………………………………………..…..3
1. Понятие и причины сиротства……………………………………….………5
2. Понятие и сущность процесса социализации…….………………….………9
3.Трудности социализации детей сирот..……………………..………………..13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………
Для ребенка, который воспитывается вне семьи, микрофакторы социализации (семья, группы сверстников) имеют другую иерархию, чем микрофакторы для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Для него агентами социализации выступает коллектив сверстников, воспитатели детского дома. При этом должно происходить социальное самоопределение - выбор детьми-сиротами своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающей их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.
Очень важен
процесс формирования представлений
ребенка о той или иной социальной
роли. Такие представления у детей-
Чаще всего источником информации для ребенка о социальных ролях являются средства массовой информации и мнения сверстников. В связи с этим часто возникает иллюзорный «образ» социальной роли. Это касается не только ролей члена семьи, но и других ролей, которые реализуют родители и те, кто с ними взаимодействует [1, с. 47].
Социальное сиротство
- это социальное явление, обусловленное
наличием в обществе детей, родители
которых живы, но лишены родительских
прав или ограничены в родительских
правах. Они стремятся побывать в
семье, хотя вся сложность и
В процессе социализации
человек становиться личностью.
Важно, что бы он протекал успешно
для того, чтобы ребенок полноценно
развивался. У детей, оставшихся без
попечения родителей, этот процесс
проходит сложно, т. к. семья является
микрофактором и важнейшим институтом
социализации, следовательно, дети-сироты
являются реальными жертвами неблагоприятных
условий социализации.
3. Трудности социализации детей-сирот.
В процессе
социализации решаются три
Решение этих задач,
противоречивых и единых, существенно
зависит от многих внешних и внутренних
факторов. Социальная адаптация предполагает
активное приспособление индивида к
условиям социальной среды, а социальная
автоматизация - реализацию совокупности
установок на себя; устойчивость в
поведении и отношениях, которая
соответствует представлению
В условиях воспитания
в детском доме трудности, с которыми
сталкивается ребёнок в процессе
социализации, удваивается. Это происходит
потому, что сама организация жизнеспособности
детей в детском доме устроена
таким образом, что у ребёнка
формируется только одна ролевая
позиция - позиция сироты, не имеющего
поддержки и одобрения в
Воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», т.е. надеяться на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.
У детей нет собственного личного пространства, где ребёнок мог бы уединиться. В редких случаях личным пространством может считаться стены над кроватью, которую ребёнок может украсить по собственному усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем. Жизнь в детском доме задаёт вынужденную публичность проживания.
В детском доме
жестоко регламентирован режим
проживания (когда вставать, принимать
пищу, играть, учиться, гулять, спать), не
позволяющий учитывать
Условия организации
жизнедеятельности детей в
Наиболее серьёзным
следствием сиротства является утрата
«базового доверия к миру», без
которого становится невозможно развитие
таких важнейших
Без этих новообразований
ребёнок не может стать субъектом
межличностных отношений и
Трудности социализации порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процесса, т.е. непринятие норм отношений, складывающихся в социуме.
Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранение от окружающего мира), отставание в развитии.
Причины возникновения
трудностей вхождения ребёнка в
систему социальных отношений могут
быть самые различные, но, прежде всего
они связаны с неадекватным восприятием
детьми-сиротами тех требований, которые
предъявляет социум.
Заключение
В процессе социализации человек становиться личностью. Важно, что бы он протекал успешно для того, чтобы ребенок полноценно развивался. У детей, оставшихся без попечения родителей, этот процесс проходит сложно, т. к. семья является микрофактором и важнейшим институтом социализации, следовательно, дети-сироты являются реальными жертвами неблагоприятных условий социализации.
Анализ социального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% - средства массовой информации, на 20% повлияла школа, на 10% - улица.
Дети, содержащиеся
в учреждениях, часто проявляют
отставание в развитии и, в большинстве
случаев, покидают учреждения плохо
подготовленными к
Лишь незначительный процент детей, выбывших из учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, успешно адаптируется к самостоятельной жизни. Многие из них становятся жертвами издевательств, эксплуатации и жестокого обращения, алкоголиками и наркоманами, либо становятся на путь преступлений и попадают в тюрьму.
Недостатки в
социализации выпускников детского
дома свидетельствуют о
Так как одной из
главных задач детского дома является
создание условий для успешной постинтернатной
адаптации, а в дальнейшем и социализации
воспитанников, то немаловажное значение
имеет и профессиональное самоопределение
детей, поэтому в детском доме должна быть
налажена система работы по профопределению
воспитанников.
Список литературы