Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:46, контрольная работа
Предметом данной работы является процесс влияния системы ценностей на социальное поведение человека, так как ценностные ориентации тесно с ним связаны.
Задачи, поставленные в данной работе, отражают зависимость этих понятий, их влияние друг на друга:
- рассмотрение понятия личностных ценностей, их типологизации;
- определение роли системы ценностей личности во влиянии на ее социальное поведение.
Введение
1. Система ценностей личности
1.1 Понятие личностных ценностей
1.2 Типологизация ценностей
2. Функции личностных ценностей
2.1 Регулятивная функция личностных ценностей
2.2 Влияние системы ценностей на социальное поведение
Заключение
Список использованной литературы
15
Тема: «Система ценностей личности
и ее влияние на социальное поведение»
Введение
1. Система ценностей личности
1.1 Понятие личностных ценностей
1.2 Типологизация ценностей
2. Функции личностных ценностей
2.1 Регулятивная функция личностных ценностей
2.2 Влияние системы ценностей на социальное поведение
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема изучения личностных ценностей и их влияния на социальное поведение человека приобретает все большую актуальность. Интерес к системе ценностных ориентаций вызван интересом к социальным, психологическим проблемам и проблеме культуры общества в целом.
Система ценностей представляет собой важную область исследований, являясь при этом предметом изучения различных социальных дисциплин, а также находящая отражение во многих науках о человеке: философии, педагогике, психологии и социологии.
В связи с интересом к обозначенной выше проблеме, объектом данной работы стало понятие личностных ценностей как психологического феномена, требующего осмысления и обобщения имеющейся информации по этой теме.
Предметом данной работы является процесс влияния системы ценностей на социальное поведение человека, так как ценностные ориентации тесно с ним связаны.
Задачи, поставленные в данной работе, отражают зависимость этих понятий, их влияние друг на друга:
- рассмотрение понятия личностных ценностей, их типологизации;
- определение роли системы ценностей личности во влиянии на ее социальное поведение.
Таким образом, данная работа обращена к проблеме формирования и развития системы ценностей личности как компонента структуры личности, определяющего общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностной ориентации, поведению, поступкам.
1. Система ценностей личности
1.1 Понятие личностных ценностей
Человек не только познает мир, но и оценивает его. Для развития общества необходима как познавательная, так и оценочная деятельность, причем одна не может заменить другую.
Ценности – это материальные предметы или идеи, на которые направлены потребности человека.
Как и потребности ценности могут быть материальными и духовными, личными и общественными, приоритетными и второстепенными. Любой индивид имеет свою систему ценностей – то есть представление о значении для него этих явлений и предметов. «Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления позволяет судить об уровне развития личности» [4, с. 9].
Системы ценностей меняются в процессе развития общества. Также как и потребности, ценности более зависят от природных, биологических особенностей человека и уровня развития общества, чем от его сознательного выбора. Общий фундамент ценностей сходен у всех людей, так как мы вынуждены удовлетворять одинаковый набор насущных потребностей. Таким образом, всегда будет иметь непреходящую ценность все, что позволяет удовлетворять эти потребности социально одобряемым путем. На базовые человеческие ценности надстраиваются другие производные, которые зависят от уровня знаний, морали, традиций, состояния экономики и других факторов. Эти ценности могут сильно различаться не только у разных народов, но и у представителей разных классов социальных слоев.
Механизм становления личностных ценностей давно был описан. Ряд авторов отмечают, что осознание некоторого предмета как общественной ценности ведет к превращению его в личностную ценность как регулятор индивидуального поведения. Однако не все социальные ценности, признаваемые человеком, в действительности становятся его личностными ценностями. Осознания и положительного отношения к ценности недостаточно, более того, это даже не является необходимым. Основным условием этого превращения является непосредственное включение субъекта в коллективную деятельность, направленную на реализацию соответствующей ценности.
Э.А. Арутюнян отмечает, что промежуточным звеном в этом процессе выступает система ценностей референтной для индивида малой группы. Можно предположить, что усвоение ценностей больших социальных групп и общностей всегда опосредовано ценностями малых референтных для индивида групп [6, с. 230].
Для человека на протяжении достаточно длительного времени малой референтной группой остается семья, поэтому большая часть ценностей, усвоенных в раннем детстве, была передана или даже и внушена ему родителями. Эти ценности будут усвоены на неосознаваемом уровне, в виду отсутствия в этом возрасте критической оценки информации, поэтому они станут твердым фундаментом для дальнейшего формирования системы личностных ориентаций.
В подростковом возрасте начинают формироваться устойчивые группы сверстников. В них также происходит усвоение ценностей через общение и принадлежность к данной группе.
Таким образом, личностные ценности являются производными от ценностей социальных групп разного масштаба. Восприятие и присвоение индивидом социальных ценностей опосредуется ценностями референтных для него групп, которые могут влиять как положительно, так и отрицательно на усвоение ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей. Личностные ценности выступают как внутренние носители социальной регуляции, укорененные в структуре личности [6, с. 231].
Представления о ценностях оказывают мощное воздействие на мир потребностей, а через него – на складывающуюся в обществе сферу услуг. Механизм этого воздействия можно свести к пяти основным составляющим.
1. Формирование потребностей на основе ценностей. Ненасущные потребности сильно зависят от ценностей ориентации отдельного индивида и общества в целом.
2. Потребности на основе представлений о ценности, делятся на разумные и неразумные. Личность, основываясь на системе ценностей, выбирает для себя ту или иную стратегию жизненного поведения.
3. На основе системы ценностей устанавливается очередность удовлетворения потребностей, их градация по уровню значимости – степень значимости тех или иных предметов и услуг во многом определяет поведение человека.
4. На основе системы ценностей разрабатываются способы удовлетворения потребностей. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, которые по-своему формируются в каждой культуре.
5. Деятельность по целенаправленному формированию и изменению потребностей также стоится с учетом системы ценностей клиента.
1.2 Типологизация ценностей
Различными исследователями было разработано большое количество подходов к типологизации ценностей, их определениям и структуре.
Например, Дробницкий выделяет два рода ценностей – предметные, которые выступают как объекты направленных на них потребностей, и ценности сознания, или ценностные представления.
Пэрри классифицирует ценности по модальностям интересов на: позитивные-негативные, прогрессивные-регрессивные, потенциальные-актуальные.
С. Льюис выделяет личностные, общественные и инструментальные.
П. А. Сорокин описывает идеациональные этические нормы – нравственные заповеди; чувственные этические нормы — относительные, изменчивые в зависимости от людей, групп и обстоятельств; идеалистические этические нормы – промежуточный синтез идеациональных и чувственных ценностей.
Э. Дюркгейм называет следующие типы ценностей: экономические, нравственные, религиозные, эстетические, метафизические.
И это лишь некоторые примеры.
Простейшим же и наиболее распространенным основанием для типологизации является конкретное предметное содержание ценностей. По этому основанию различают социальные, экономические, политические, духовные ценности и т.д. Специалисты насчитывают многие десятки, даже сотни таких ценностей.
Научный анализ проблемы социальных ценностей основывается на изучении всей системы ценностного отношения индивида к различным видам жизнедеятельности. Так, к разновидностям ценностей, согласно данной классификации, можно отнести «ценность семьи», «ценность труда», «ценность образования» и многие другие.
Согласно Н. И. Лапину, помимо ценностей, выделяемых на основе их конкретного предметного содержания, особый интерес представляют так называемые базовые ценности. Они составляют основу ценностного сознания человека и влияют на его поступки в различных сферах жизнедеятельности.
Таких ценностей не много, они формируются до 18-20 лет и остаются стабильными на протяжении практически всей жизни. Однако кризисы, серьезные перемены в жизни человека могут повлиять на эту достаточно устойчивую систему, затронуть ее структуру, когда одни ценности становятся более значимыми, а другие – менее. Следствием этого может стать изменение социокультурного смысла тех или иных ценностей.
Ценностные ориентации могут рассматриваться на уровне личности, тогда в качестве оснований выступают характер ориентиров поведения человека и типы потребностей как предпосылок этого поведения; а также – на уровне социокультурной системы. В этом случае основаниями служат функции ценностей и их принадлежность к определенному типу системы.
На уровне социокультурной системы ценности определяются путем соотнесения их с типами цивилизаций, в которых они возникли и существуют. При этом выделяются:
- традиционные ценности (стремление индивида к сохранению и воспроизводству ценностей, давно сложившихся в данной цивилизации);
- либеральные или современные ценности (приоритет личности, движение к достижению рациональных целей индивидов);
- общечеловеческие ценности.
На личностном уровне основанием для типологии ценностей может служить характер ориентиров поведения человека, в соответствии с которым выделяют терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности являются дальними, целевыми. Они обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы – такие как ценность человеческой жизни, семьи, межличностных отношений, свободы и т.д. Инструментальные ценности – «ближние», служащие средствами по отношению к первым. В них отражены нормы, средства, качества людей, которые позволяют достигать тех или иных целей – такие как независимость, инициативность, авторитетность и др. Терминальные ценности являются более устойчивыми и имеют более высокий статус по сравнению с инструментальными. Это подтверждается исследованиями М. Рокича, С. Шварца и В. А. Ядова.
Другим важным основанием для классификации ценностей на личностном уровне может служить их отнесение к соответствующим группам потребностей личности. Например, витальным – значимым для сохранения и продолжения жизни; интеракционистским – потребностям в общении, взаимодействии с другими людьми; социализационным – потребностям в усвоении ценностей, норм, образцов поведения, одобряемых в данном этносе; смысложизненным – высшим по сложности и функциям потребностям в наполнении своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни.
Особенность ценностей как феномена культуры заключается в том, что разные, а иногда и противоположные ценности, могут сочетаться в сознании одного человека. Ценности, взаимодействуя между собой, образуют систему, которая является важным элементом организации человеческого поведения.
Таким образом, в ценностной ориентации человека опосредованно отражаются интересы отдельных личностей, а также групп людей, которые определяются в соответствии с социально-экономическими отношениями данного общества. Это осознание человеком, общественной группой всех самых существенных желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых.
Система ценностей личности – один из важнейших мотивов формирования и реализации жизненных планов человека, его повседневного поведения. Она, являясь психологической характеристикой зрелой личности, выражает отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности.
2. Функции личностных ценностей
2.1 Регулятивная функция личностных ценностей
Основной функцией личностных ценностей является регулирование внешней и внутренней активности индивида. Как же осуществляется эта функция ценностей?
Для осуществления самоконтроля человеку необходимо ориентироваться на определенные, принятые в обществе идеалы, необходим взгляд на себя со стороны, с позиции другого человека. Это он может сделать с помощью зеркала. Например, глядя в обычное зеркало, человек может оценить свою внешность, соответствие ее нормам, принятым в обществе. Но для других, невидимых аспектов бытия человека – поведения, взглядов, уровня знаний нужны другие, социальные зеркала. В качестве таких зеркал, по мнению Б. Л. Борухова, выступают культурные институты, и в этом смысле «культура в ее многообразных проявлениях выступает как громадная система социальных зеркал, обслуживающих ту или иную сферу социальной жизни» [8].
Информация о работе Система ценностей личности и ее влияние на социальное поведение