Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:46, контрольная работа
Предметом данной работы является процесс влияния системы ценностей на социальное поведение человека, так как ценностные ориентации тесно с ним связаны.
Задачи, поставленные в данной работе, отражают зависимость этих понятий, их влияние друг на друга:
- рассмотрение понятия личностных ценностей, их типологизации;
- определение роли системы ценностей личности во влиянии на ее социальное поведение.
Введение
1. Система ценностей личности
1.1 Понятие личностных ценностей
1.2 Типологизация ценностей
2. Функции личностных ценностей
2.1 Регулятивная функция личностных ценностей
2.2 Влияние системы ценностей на социальное поведение
Заключение
Список использованной литературы
Оценка человека своей социальной полноценности осуществляется благодаря ценностям, с помощью которых он осознанно или неосознанно измеряет допустимость в конкретных обстоятельствах образцов социального поведения. Ценности становятся критериями оценки, как всей жизни человека, так и отдельных его поступков, так как они дают основания для выбора способов действия. Оценивание осуществляется личностью не с точки зрения полезности или необходимости, а исходя из представлений о том, что есть хорошо, а что – плохо.
Ценности являются критериями оценки и окружающей действительности: через систему ценностей как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация. Все явления и события, происходящие в мире, представляются ей в различном свете, согласно той позиции, с которой она смотрит на них. Поэтому ценности определяют как «локаторы нравственного сознания личности», главной функцией которых является создание упорядоченной, стабильной, имеющей для человека значение картины мира [2, с. 118].
В ценностях отражается весь опыт человека, этот компонент структуры личности, с позиций ученых, «представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и, с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы». По мнению А. Г. Здравомыслова и В. А. Ядова, наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность. Так, например, устойчивая структура системы ценностей формирует такие качества человека, как активность его жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность. Противоречивость в ценностных ориентациях, напротив, влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека. Неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а, следовательно, конформизм, безликость человека [3, Т-2, с. 256].
Так же ценностные ориентации определяют выработку жизненной позиции, создание образа будущего, перспективы развития личности. Таким образом, ценности определяют не только жизненные принципы личности, но и ее цели, задачи, идеалы. Личностные ценности, выступающие как представления о правильном поведении, мобилизуют способности личности и ее силы на достижение поставленной цели.
2.2 Влияние системы ценностей на социальное поведение
Индивидуальность поведения обусловлена тем, что оно не определяется всецело условиями той или иной ситуации. Если понаблюдать за людьми, поставленными в одинаковые условия, мы заметим различия в их поведении. Видимо, что-то изнутри побуждает, толкает человека в данной ситуации поступать так, а не иначе. Вероятно, существуют определенные свойства, определяющие индивидуальные различия в желаниях людей, их мотивах, стремлениях, намерениях или в чем-то еще.
Факторы, влияющие на выбор действий, можно разделить на две группы: факторы, обусловленные влиянием внешней среды, и факторы, обусловленные внутренним личностным влиянием.
К сфере влияния внешней среды относятся обычаи, традиции и нравственные нормы. Это, так называемые, правила поведения, которые образовались и развивались в образе жизни той или иной социальной группы. При выборе способа поведения в какой-либо ситуации, человек неосознанно или сознательно руководствуется данными правилами, сопоставляя свои действия с общепринятыми понятиями. Эти понятия человек начинает усваивать с самого начала своей жизни в процессе воспитания, обучения и подражания авторитетным членам своей референтной группы [9].
В качестве примеров регуляции поведения данными факторами можно привести такие явления как различные свадебные обычаи; традиции религиозного характера; нравственные нормы, определяющие понятия о «правильном» и «неправильном» поведении и т.д.
Выполнение данных норм и обычаев так же контролируется обществом, что усиливает их влияние на регуляцию поведения человека, поэтому разные люди, принадлежащие к одной социальной группе, иногда выполняют похожие или даже идентичные действия.
Регуляторами поведения, относящимся к внутренним личностным факторам, являются: установки, стереотипы и ценности личности. Они относятся непосредственно к психике личности и являются частью ее внутренней структуры. Они формируются как на основе личного опыта индивида, так и в процессе социализации, посредством социальной коммуникации [6].
В качестве примеров регуляции поведения данными факторами можно привести такие явления как установки человека на конкретное поведение в определенных ситуациях; социальные стереотипы, определяющие способ поведения в конкретной ситуации; ценности личности, определяющие действия человека.
То есть, регуляторы поведения, относящиеся к группе личностных факторов, позволяют выбирать как похожие на поведение других людей способы при совпадении стереотипов, установок и ценностей, так и отличающиеся при несовпадении их с другими членами группы, когда человек руководствуется личными предпочтениями, сформировавшимися у него в течение жизни.
Разделение факторов весьма условно, в реальной жизни все регуляторы совместно определяют поведение конкретного человека. Исходя из этого, система ценностей личности является частью сложной системы регуляции ее поведения.
Почему же все-таки люди делают то, что они делают? Дать ответ на этот вопрос можно, рассмотрев шесть разных систем отношений человека с миром и, соответственно, шесть разных систем регуляции поведения человека в мире. Эти системы переплетаются друг с другом, но их достаточно четко обозначил Д. А. Леонтьев в книге «Психология смысла» [6].
1. Первый ответ на этот вопрос о причинах того или иного поведения: «Потому что я хочу». Это логика удовлетворения потребностей – у меня есть желание, которое надо удовлетворить.
2. Второй ответ: «Потому что он первый начал». Это логика реагирования на стимул.
3. Третий ответ: «Потому что я всегда так делаю». Это логика предрасположенности, стереотипа, именно с ней связаны понятия «характер», «установка», «научение».
Вышеперечисленные системы регуляции поведения характерны в равной степени и для человека, и для животного. Для того чтобы реагировать на стимул, достаточно стимула; для того чтобы удовлетворять свои потребности, достаточно потребностей; чтобы вести себя по стереотипу, достаточно стереотипа. Действуя в рамках этих трех логик, субъект не может сделать что-то, чего нет в ситуации.
4. Четвертый ответ специфичен для человека: «Потому что все так делают». Это логика социальной нормы, где в качестве критерия выступает соответствие ожиданиям референтной группы.
5. Пятый ответ: «Я это сделал, потому что мне это важно». Эта логика смысла или логика жизненной необходимости. Если действие ориентируется на смысл, значит, оно ориентируется на всю систему отношений с миром в целом.
6. Шестой ответ: «А почему бы и нет?». В нем отражается логика свободного выбора.
Если первые пять систем регуляции деятельности в разной степени присущи всем психически здоровым и полноценным людям, то шестая система присуща не всем и отражает меру личностной зрелости как ее основную дифференциально-
Взгляд на личность через призму этих шести измерений составляет основу того, что Леонтьев определяет мультирегуляторной моделью личности.
Таким образом, что система ценностей личности представляет собой отношения ее с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социально значимой для нее группы. Именно через ценности человек переживает свою принадлежность к социальному целому.
Леонтьев приводит слова К. Клакхона, который характеризует ценности как «аспект мотивации, соотносящийся с личными или культурными стандартами, не связанными исключительно с актуальным напряжением или сиюминутной ситуацией» [6, с. 226].
Обобщая вышеизложенную информацию, можно обозначить основные особенности влияния системы ценностей на социальное поведение личности:
- Через ценности выражается отношение человека к жизни и ее целям, к средствам удовлетворения этих целей, к его жизненной культуре и жизненной философии.
- Система ценностей у личности начинает формироваться в детстве под влиянием родительского воспитания, поэтому она будет играть огромную роль в поведении человека наряду с полученным воспитанием.
- Внутренние мотивы человека, побуждающие его к действию, всегда соотносятся с его системой ценностей.
- Поведенческие установки личности зачастую зависят от системы ее ценностей, так как в процессе развития человек избирательнее подходит к выбору ценностей, навязываемых обществом, выбирая те, что наиболее соответствуют направленности его личности.
Подводя итог, можно отметить, что ценности того или иного человека по-разному влияют на его поведенческие аспекты, но абсолютно точно можно сказать, что, выбирая способ действия в конкретной ситуации, человек будет опираться на систему сформировавшихся у него ценностных ориентаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была рассмотрена система ценностей личности, ее влияние на поведение человека.
В ходе работы, посредством решения поставленных задач были сделаны следующие выводы:
- система ценностей личности, наряду с другими регуляторами поведения, является неотъемлемым элементом сознания личности;
- восприятие личности ценностей общества является сложным процессом, параллельно которому формируется собственная система личностных ценностей человека;
- ценности личности – это производные от ценностей социальной группы, к которой принадлежит человек;
- избирательность освоения ценностей культуры обеспечивает неповторимое своеобразие и уникальность индивидуальной системы ценностей личности. В свою очередь уникальность и своеобразие индивидуальной системы ценностей определяет неповторимость и своеобразие самой личности;
Так же, определив роль системы ценностей личности во влиянии на ее социальное поведение, можно утверждать, что система ценностей личности заставляет делать выбор способа поведения, опираясь на общую направленность личности, что способствует индивидуализации и саморазвитию человека.
Обобщая выводы по данной работе можно сказать, что система ценностей – это важный компонент мировоззрения личности, выражающий ее предпочтения и стремления; так же она является главным фактором, который регулирует мотивацию личности и ее поведение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1994.
2. Асмолов А.Г. Психология личности / Учебник. – М.: Изд-во Московского Университета, 1990.
3. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности / Социология в СССР: Сб. науч. тр. в 2-х тт. – М.: Мысль, 1965.
4. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. – М.: Мысль, 1984.
5. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М.: СМЫСЛ, 1992.
6. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. – М.: Смысл, 2003.
7. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности / Социология в СССР: Сб. науч. тр. в 2-х тт. – М.: Мысль, 1965.
8. Поляков Т.А., Ромах Н.И. Ценностно-регулятивные механизмы менталитета личности / Электронное научное издание «Аналитика Культурологи»: www.analiculturolog.ru, выпуск 1(3), 2005.
9. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.
10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. – М.: Смысл, С-Пб.: Питер, 2003.
Информация о работе Система ценностей личности и ее влияние на социальное поведение