Система социального обеспечения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 16:57, реферат

Описание

Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны содействовать снижению социальной напряженности.

Содержание

Введение 2
Система социального обеспечения в России 3-5
Сущность социальной защиты населения 6-11
Перспективы развития социальной защиты населения 12- 14
Заключение 15-16
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Система социального обеспечения в России.docx

— 32.08 Кб (Скачать документ)

     Термин  «социальная защита» в наибольшей степени соответствует сущности данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение» продолжает существовать как «право социального обеспечения».

     Социальная  защита также предусматривается  в отношении семей с низкими  душевыми доходами, не обеспечивающими  общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования  или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).

     Социальная  защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также  путем оказания различного рода услуг  лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как  компенсационный, так и предупредительный  профилактический характер.

     Одной из государственно-правовых форм социальной Защиты является непосредственно государственное  обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного  государственного обеспечения —  финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий  обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения  в соответствии с приоритетами, определяемыми  органами государственной власти.

     Непосредственное  государственное обеспечение в  странах с рыночной экономикой имеет  достаточно ограниченные масштабы применения.

     Другой  организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов  социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и  добровольного страхования.

     Финансирование  выплат по социальному страхованию  осуществляется за счет страховых взносов  работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем социального  страхования иногда также участвует  государство.

     В странах с рыночной экономикой также  активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после  проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

     Другими организационно-правовыми формами  социальной защиты могут быть провиденные  фонды — обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения  некоторых обстоятельств. Эти фонды  существуют в отдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления  обязательных сбережений всеми работающими  гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность  каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой  учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.

     Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются  не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных  субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению  социальной защиты ограниченного круга  лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут  применяться в таких видах  социальной защиты, как обеспечение  временной нетрудоспособности, медицинской  помощи, в пенсионном обеспечении  и других.

     Таким образом, социальная защита в любом  государстве — это комплексная  система социально-экономических  отношений, предназначенная для  оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

     Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей  на социальное самочувствие людей, способной  улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать  возможные конфликты и радикальные  формы протеста.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Перспективы развития социальной защиты населения 

     Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним российским правительством, включает предложения по развитию отдельных отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.

     В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

     1) Перераспределение социальных расходов  в пользу бедных домохозяйств. Чтобы высвободить необходимые  бюджетные ресурсы, предусматривается  сокращение бюджетных субсидий  производителям товаров и услуг,  а также льгот и выплат, предоставляемых  по категориальному принципу. Необходимо  пересмотреть федеральное социальное  законодательство. Социальная помощь  должна предоставляться преимущественно  в адресной форме и только  тем домохозяйствам, фактическое  потребление которых ниже прожиточного  минимума.

     Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны будут  шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей  социальной помощи. Предусматривается  также установление ограничений  на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут  предоставляться одновременно одной  и той же семье.

Переход к адресному порядку предоставления помощи может значительно улучшить положение малоимущих семей. Тем  не менее, для ограниченного числа получателей, таких как ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России, категориальные льготы сохраняются независимо от их материального положения. Эти льготы предполагается перевести в форму денежных выплат и производить из федерального бюджета. Льготы, установленные для различных категорий государственных служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих, также должны быть переведены в форму денежных выплат и включены в оплату труда.

     2) Перераспределение полномочий по  реализации федерального социального  законодательства. Стратегия реформирования  социального сектора предполагает  изменение действующего порядка  взаимодействия органов власти  федерального и регионального  уровня и местного самоуправления  в области социальной защиты. В целом предполагается передача  большего объема полномочий по  определению размеров и форм  предоставления помощи на региональный  и муниципальный уровень. Механизмы,  призванные обеспечить адресность  государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном  разрезе в зависимости от бюджетных  возможностей территорий, уровня  жизни, особенностей занятости  населения, местных традиций.

     Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться  при определении величины федеральных  трансфертов. Новая система потребует  усиления методической роли федеральных  органов социальной защиты населения, включая разработку методик и  типовых нормативных документов.

     3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные  задачи в этой сфере - расширение  возможностей граждан, пользующихся  бесплатными или субсидируемыми  услугами, по выбору производителей  услуг, в том числе в области  здравоохранения и образования,  а также диверсификация форм  предоставления услуг на основе  активного вовлечения негосударственного  сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

     Основные  задачи в области социальной поддержки  населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление  которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально  неоправданных льгот; перевод натуральных  льгот и выплат, установленных  для отдельных категорий государственных  служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму  оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи. Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться в формуле  межбюджетного выравнивания.

     Сокращаются только так называемые "социально  неоправданные льготы", часть  помощи будет по-прежнему предоставляться  без учета нуждаемости. Тем не менее, это определенный шаг в  области практической реализации стратегии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Россия  еще находится в достаточно сложном  положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями  общества. Отсюда велика опасность  острых социальных конфликтов. Поэтому  выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для  России имеет сейчас особо важное значение.

     Социальная  политика не может рассматриваться  как исключительно экономическая  проблема. Экономическая же наука  в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается  на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к  таковым относятся прежде всего  механизмы формирования доходов  и поддержание занятости населения.

     Как показывает исторический опыт, при  осуществлении радикальных экономических  преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь  одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы  радикализма.

     Действительно, с одной стороны, потребность  и готовность общества пойти на радикальные  экономические преобразования достигает  максимума тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в  рамках сложившейся экономической  ситуации.

     С другой, радикальный слом существующих экономических механизмов зачастую опережает становление новых. В  результате складывается ситуация, когда  старый экономический механизм уже  не работает, а новый ещё не создан. Понятно, что такая ситуация в  первую очередь негативно отражается на социальных аспектах экономической  жизни. Результатом может стать  отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию население судит о самих реформах.

     Тем самым становится очевидно, что для  нормального функционирования социально  ориентированной рыночной экономики  России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное  претворение в жизнь нормативно-законодательных  актов, направленных на повышение занятости  и обеспечение государством социальной поддержки населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Кузьмен О.В. Социальная политика государства. УМК. Новосибирск 2002.
  2. Трубин В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. М., 2000
  3. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие. М., Инфра-М. 2001

Информация о работе Система социального обеспечения в России