Система социальной защиты населения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 20:43, реферат

Описание

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная

ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место

нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета,

практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного

минимума.

Работа состоит из  1 файл

Сравнит.анализ Германии (Автосохраненный).docx

— 92.47 Кб (Скачать документ)

     Система социальной защиты населения России.

     По  данным официальной переписи населения  России на 2010 год, численность ее составляет 141,93 млн. человек.

    Современная социально-экономическая, морально-психологическая  и духовная

ситуация в  России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место

нестабильность  в экономике, остро ощущается  дефицит федерального бюджета,

практически не снижается численность людей  с доходом ниже прожиточного

минимума.

    Сложившаяся ситуация требует от государства  и неправительственных

организаций, общественных объединений принятия адекватных мер  прежде всего в

сфере развития системы социальной защиты населения  и обеспечения социальной

безопасности.

В 90-е годы одной  из наиболее существенных тенденций  социальной политики

является становление  системы социального обслуживания, широкое применение в

работе с населением современных технологий и методик.

    Сегодня значительная часть центров социального  обслуживания – это

многопрофильные учреждения, способные представить  престарелым и инвалидам

разнообразные по видам и формам услуги, включая  социально-медицинские,

социально-бытовые  и торговые.

           Одним из правовых актов РФ, в котором закреплено право на социальное обеспечение является Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года.

В декларации РФ провозглашен один из принципов социальной защиты, а именно – пенсии, пособия  и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Основаниями для  социального обеспечения являются:

  • Конституция Российской федерации (конституция и уставы субъектов РФ);
  • Законы Российской Федерации (законы субъектов РФ);
  • Нормативные акты президента РФ (акты органов власти РФ);
  • Постановления и распоряжения правительства Российской Федерации (акты управления субъектов РФ);
  • Приказы и инструкции министерств и ведомств Российской Федерации (ее субъектов);
  • Нормативно – правовые акты организации предприятий, фирм (коллективные договоры, приказы и распоряжения работодателя и др.)

В Российской Федерации  финансирование социального обеспечения  осуществляется через Внебюджетные социальные фонды .Самостоятельные, т.е. независимые от бюджета РФ социальные фонды призваны обеспечивать стабильное финансирование в стране социальной сферы. Они были созданы в начале 90-х годов и разделяются на следующие виды :

  1. Пенсионный Фонд РФ (ПФР);
  2. Фонд Социального Страхования (ФСС)
  3. Фонды обязательного медицинского страхования (территориальные).

Финансирование  социальной сферы производится за счет социального налога, который отчисляют  как физические, так и юридические  лица.

Одним из видов  социальной защиты населения в нашей  стране является ПЕНСИЯ.

Законодательством РФ установлены следующие виды пенсии  :

  • Пенсия по старости (по возрасту);
  • По инвалидности;
  • По случаю потери кормильца;
  • За выслугу лет;
  • Социальная пенсия;

Пенсия по старости – трудовая пенсия, делится на три  вида:

  1. Пенсия по старости на общих основаниях;
  2. Пенсия по старости на льготных основаниях;
  3. Пенсия по старости в связи с особыми условиями труда.

Пенсионный возраст  в нашей стране составляет для  мужчин 60 лет, для женщин – 55 лет. Различия общего пенсионного возраста для  мужчин и женщин характерная особенность  нашей страны. Для большинства  стран он одинаков.

Пенсия выплачивается  ежемесячно и предназначена для  материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, либо по другим социальным рискам.

Пенсия состоит  из трех частей  - базовая, страховая  и накопительная.

Пенсия наглядно:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

С учетом проведенных  и запланированных мероприятий  по повышению уровня пенсионного  обеспечения ожидается, что на конец 2010 года средний размер трудовой пенсии составит свыше 7,8 тыс. рублей, при этом среднегодовой размер трудовой пенсии по отношению к прогнозной величине прожиточного минимума пенсионера составит 172,8 %. Это означает, что в этом году, как и в прошлом, будет  обеспечен как номинальный, так  и реальный рост пенсий.

    Другим видом социальной помощи являются СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ.

Они отличаются от пенсии по следующим критериям:

  • По основаниям их предоставления;
  • По целевому назначению;
  • Источникам финансирования.

Виды пособий :

  1. Пособие по временной нетрудоспособности;
  2. Пособие по безработице;
  3. Пособие по беременности и родам;
  4. Детские пособия;
  5. Пособие на погребение; и другие.

Социальное  обслуживание.

Социальное обслуживание в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживание населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  Закон предусматривает 5 форм социального обслуживания:

1. Социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2. Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3. Стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования;

4. Срочное социальное обслуживание;

5. Социально-консультативная помощь.

Каждый гражданин  вправе получить в государственной  системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях видов, порядке  и условиях социального обслуживания. 

 

 

Система социальной защиты населения  Германии.

     Германия  имеет одну из самых мощных (даже на европейском уровне) систему социальной защиты. Это стало возможно благодаря  так называемой социальной рыночной экономике – концепции, разработанной  Л. Эрхардом и А. Мюллер-Армаком. Людвиг Эрхард был первым послевоенным министром  экономики, а затем - и канцлером  ФРГ. Он ввел модель экономики, согласно которой государство должно оказывать  значительную помощь самым уязвимым слоям населения (инвалидам, пенсионерам, сиротам), но в то же время не оказывать  поддержки иждивенчеству. Население Германии насчитывает 82 410 021 человек.

     Эта концепция успешно работает в  течение многих десятилетий, она  стала образцом для подражания для  многих стран, так как не раз доказывала свою эффективность. Заботу государства  подтверждает и тот факт, что 27,6 процентов  внутреннего валового продукта уходят именно на социальные нужды (пенсии, пособия, налоговые льготы).

     Германия  первая в мире ввела систему социального  страхования, причем их видов в стране десятки, начиная от традиционного  страхования жизни и заканчивая несчастным случаем и увольнением. В будущем правительство намерено продолжить этот курс, считая социальную защиту своих граждан основной задачей  цивилизованного государства.  

       Система пенсионного обеспечения в Германии состоит из трех основных уровней: обязательное пенсионное страхование, пенсионное страхование на предприятии и частное пенсионное страхование. Широкий круг застрахованных лиц охватывает обязательное пенсионное страхование, являющееся наиболее крупной частью немецкой системы пенсионного обеспечения. Обязательному пенсионному страхованию подлежат такие категории населения, как рабочие, служащие, государственные чиновники, надомные работники, фермеры. Этот уровень пенсионного обеспечения распространяется не только на трудоспособных и занятых лиц, но и на группы людей, в силу определенных причин, не имеющих полноценных трудовых отношений в обществе (инвалидов, вдов, учащихся, безработных и т.д.). Они не могут выплачивать страховые взносы, но, тем не менее, являются участниками системы пенсионного страхования за счет действующего в Германии принципа солидарного перераспределения, действующего в рамках системы пенсионного обеспечения.   

    Финансируемая посредством обязательных взносов  в пенсионную систему, как работодателей, так и работников, а также получающая большие правительственные субсидии, государственная система пенсионного  страхования в Германии защищает своих граждан от следующих социальных рисков:   

    • возрастного;   

    • полной или  частичной потери трудоспособности;   

    • риска, связанного со смертью застрахованного.   

   В целом  услуги обязательного пенсионного  страхования в Германии включают следующую серию выплат:   

    • пенсии по старости;   

    • пенсии вдовам или вдовцам и сиротам;   

    • пенсии по нетрудоспособности (по инвалидности);   

    • надбавки к  медицинскому страхованию пенсионеров;   

    • финансирование реабилитационных мероприятий.   

В отличие от обязательного пенсионного страхования  рабочих и служащих, пенсионное страхование  лиц свободных профессий (врачей, ветеринаров, адвокатов, нотариусов, архитекторов и др.) имеет в Германии свои особенности. Пенсионным обеспечением этих лиц занимаются объединяющие их профессиональные палаты, которые имеют самостоятельные  страховые кассы. Финансирование пенсионного  страхования производится в обязательном порядке за счет взносов, которые  устанавливаются в зависимости  от категории работников. Те из лиц  свободных профессий, кто работают самостоятельно, платят повышенные страховые  взносы. Соответственно выше и размер их пенсионного обеспечения.   

Вторым уровнем  системы пенсионного обеспечения  в Германии является пенсионное страхование  на предприятии. Эта форма защиты в старости носит вполне определенный корпоративный характер и не является обязательной. Предприятие само решает, будет ли оно предоставлять пенсии, часто называемые "пособием от фирм", а если да, то в каком объеме. Пенсионное страхование на предприятии охватывает рабочих и служащих, заключивших  коллективные или индивидуальные договоры о предоставлении им пенсии, а также - в случае их смерти - членов семей. Система оформления таких пенсий может быть оговорена в тарифном соглашении между профсоюзами и  ассоциациями работодателей. Пенсионное обеспечение на предприятии реализуется  в различных формах, наиболее распространенной из которых является дополнительная пенсия, формирующаяся за счет добровольных взносов самих работников. Средний  размер пенсии, предоставляемой от предприятий, составляет примерно четвертую  часть от пенсий по обязательному  пенсионному страхованию.   

     Третьим уровнем социальной защиты в старости является частное пенсионное страхование. Оно дает гражданам возможность  получения социального обеспечения  сверх предусмотренного системой обязательного  страхования, а также является альтернативной формой страхования для лиц, не подлежащих обязательному пенсионному страхованию. Как дополнительное средство пополнения пенсионного содержания, частное  страхование является добровольным. В данном случае с одной из частных  страховых компаний заключается  индивидуальный договор о пенсионном страховании. Основанием для обращения  к системе частного страхования  служит и невозможность страхования  в рамках системы обязательного  пенсионного страхования для  лиц, чей доход превышает установленный  законом предел.   

Информация о работе Система социальной защиты населения России