Скинхеды и футбольные фанаты: специфика развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:01, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена изучению проблемы – влияет ли выбор субкультуры на развитие личности подростка. Актуальность этой проблемы состоит в том, чтобы ввести некую определенность этих понятий, их сходства и различия в первой главе, а во второй подтвердить или опровергнуть гипотезу, которая, в свою очередь, состоит в том, что принадлежность к той или иной субкультуре (скинхеды или футбольные фанаты) положительно влияет на развитие личности подростка.
Цель исследования состоит в том, чтобы узнать как влияет принадлежность к субкультуре на развитие личности подростка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3.
Глава 1. Общее описание субкультур, их история и развитие ...……. 4.
1.1 . Скинхеды: их взгляды и побуждения к насилию………….. 9.
1.2 . Футбольные фанаты: их взгляды и побуждения к насилию……………………………………………………………………...13.
1.3 . Сходство и различие субкультур ……………………..…….. 22.
Глава 2. Специфика развития личностей, принадлежащих к скинхедам и футбольным фанатам ……………..………………………26.
2.1. Влияние принадлежности к той или иной субкультуре на становление личности подростка…………………………………………...27.
2.2. Что побуждает молодежь принадлежать к одной, их этих субкультур (скинхеды и футбольные фанат…………………………....30.
Выводы………………………………………………………………………32.
Заключение …………………………………………………………………34.
Библиография...…………………………………………………………… 35.

Работа состоит из  1 файл

3.2.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)


Московский городской

психолого-педагогический УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет социальной психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

на тему ”Скинхеды и футбольные фанаты: специфика развития личности”

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

группы Со-II.3

Глебова Дарья Олеговна

 

Доктор педагогических наук,

доцент  

Хухлаева Ольга Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2009г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение………………………………………………………………………3.Глава 1. Общее описание субкультур, их история и развитие ...…….  4.

1.1 . Скинхеды: их взгляды и побуждения к насилию…………..  9.

1.2 . Футбольные фанаты: их взгляды и побуждения к насилию……………………………………………………………………...13.

1.3 . Сходство и различие субкультур ……………………..…….. 22.

Глава 2. Специфика развития личностей, принадлежащих к скинхедам и футбольным фанатам ……………..………………………26.

               2.1. Влияние принадлежности к той или иной субкультуре на        становление личности подростка…………………………………………...27.

               2.2. Что побуждает молодежь принадлежать к одной, их этих субкультур (скинхеды и футбольные фанаты)…………………………....30.

Выводы………………………………………………………………………32.

Заключение …………………………………………………………………34.

Библиография...…………………………………………………………… 35.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современном мире существует такое понятие, как субкультуры. Их огромное количество во всех странах мира. На данный момент у людей (не просвещенных в этой области) появляется здоровый интерес к узнаванию как можно больше информации о субкультурах, прежде всего своей страны. Потому что мы, так или иначе, каждый день сталкиваемся с большим количеством людей. И нам нужно иметь знания в отношении людей, с которыми мы имеем дело.

Свою работу я посвящаю изучению двух достаточно больших и давних субкультур – скинхеды и футбольные фанаты. Между собой, на первый взгляд, кажется, что они совсем разные, у них разные цели и взгляды на жизнь и даже банально стиль одежды. Но если углубиться в их историю, в их мировоззрения, можно увидеть сходство.

Данная работа посвящена изучению проблемы – влияет ли выбор субкультуры на развитие личности подростка. Актуальность этой проблемы состоит в том, чтобы ввести некую определенность этих понятий, их сходства и различия в первой главе, а во второй подтвердить или опровергнуть гипотезу, которая, в свою очередь, состоит в том, что принадлежность к той или иной субкультуре (скинхеды или футбольные фанаты) положительно влияет на развитие личности подростка.

Я считаю, что информация, изложенная в моей курсовой работе, имеет как теоретическую, так и практическую значимость. В особенности для подростков, которые еще не определились со своим жизненным путем, а так же и для тех, у кого существует ложная информация о данных, изложенных ниже. Еще эта работа может быть полезна для людей, уже принадлежащих этим субкультурам. Чтобы знать, как может измениться в дальнейшем их жизнь и восприятие окружающими. А тем, кто собирается вступить в их ряды моя работа, возможно, даст повод лучше задуматься над своими дальнейшими действиями.

В качестве объекта в этой работе выступают подростки, относящиеся к скинхедам и футбольным фанатам. Предметом исследования является влияние выбора субкультуры на развитие личности индивида.

Цель исследования состоит в том, чтобы узнать как влияет принадлежность к субкультуре на развитие личности подростка. Для достижения поставленной цели будет необходимо решение следующих задач:

- изучить взгляды представителей субкультур (скинхеды и футбольные фанаты).

- выяснить сходства и различия субкультур.

- рассмотреть результаты влияния принадлежности к любой из субкультур на становление личности подростка.

 

Глава 1. Общее описание субкультур, их история и развитие.

Скинхеды или скины – это участники относительно нового неформального стилистического контркультурного молодежного движения, возникшего в Англии, Европе и Америке примерно в 60 – 80 годах. Слово «скинхед» происходит от слияния двух английских слов «skin» – кожа, «head» – голова, слово «skinhead» буквально переводится как «кожаная голова».

В России представители движения skinhead предпочитают называть себя бритоголовыми, так как, по их мнению, это название звучит более патриотично. Все участники движения бреют свои головы до блеска, и носят специальную атрибутику военного стиля (белый и зеленый камуфляж). У них существуют свои обычаи и традиции, своя музыкальная культура. По сравнению с другими молодежными неформальными группами российские бритоголовые обладают достаточно сложной и развитой идеологией.

В России это движение сразу стало приобретать резко политизированные формы. Большинство скинхедов в России исповедуют крайне расистские взгляды со значительным уклоном в сторону фашизма и национализма. Деятельность скинов обычно направлена на претворение в жизнь их примитивных расистско – нацистских теорий. Тем не менее, в России существует несколько групп скинов, придерживающихся коммунистической, антифашистской идеологии.

Наибольшая концентрация бритоголовых наблюдается в крупных городах России, однако небольшие команды скинхедов существуют в каждом средних размеров городе областного значения. Общее количество скинхедов по всей России не установлено, в главном городе России – Москве их примерная численность достигает 5 – 7 тысяч. В Санкт‑Петербурге около 2 тысяч.

В отличие от остальных молодежных движений, движение скинхедов является в России одним из самых новых и одним из наименее изученных.

Скинхеды слушают SKA. Должны любить танцевать, футбол и нужно быть анти - расистом. СМИ считают, что «скины» - неонацисты и орут постоянно «зиг Хайль» .

Цвет кожи и возраст не влияет на выбор этой  субкультуры. Изначально они носили тяжёлые ботинки строительных рабочих, “донки” - грубые куртки или полупальто докеров, джинсы на подтяжках или военные брюки, армейские футболки. Высокие ботинки и подтяжки, выцветшие джинсы и тёплая байковая рубашка - это внешность британских городских рабочих начала и середины XX века. К слову сказать, далеко не все называли себя скинхедами. Были названия вроде “herberts” (“херберты”, образовано от названия улицы в городе Глазго), “street kids” (“уличные ребята”), “spy kids” (“дозорные”) и другие.

Другая субкультура – футбольные фанаты(или хулиганы).

Футбольные хулиганы — лица, нарушающие общественный порядок, связывая свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывая их ими. Сами футбольные хулиганы расценивают своё движение как субкультуру. Как правило, преступления на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков.

Так же футбольные хулиганы — наиболее агрессивные представители фанатской среды, избравшие в качестве главного хобби своеобразный "бойцовский клуб" с себе подобными из лагеря команды-врага. Это самая малочисленная и самая закрытая каста болельщиков. Попасть в нее крайне непросто, но если уж попадаешь, то, как правило, это всерьёз и надолго. Весьма точно на эту тему высказались в одном из своих произведений популярные английские авторы книг об околофутбольном насилии братья Бримсоны: "Футбольное насилие — как курение. Если вы попробовали и вам не понравилось, вы никогда не будете делать этого во второй раз. Но если понравилось, то оно войдет в вашу жизнь надолго".

Как и сам футбол, истоки околофутбольного насилия берут своё начало в Британии. Английский футбол знаком с инцидентами, связанными с футбольными беспорядками, начиная с XIX века.[2] Уже в те далёкие времена поклонники команд, да и сами игроки нередко сходились «стенка на стенку» после финального свистка арбитра. Однако футбольное хулиганство в том виде, в котором оно существует по сей день, начало зарождаться на берегах Туманного Альбиона в конце 1950-х годов.

Отправной точкой, с которой начиналось фанатское движение в СССР, служит середина 70-х гг. прошлого века. Точный год указать сложно, т.к. разные стороны (с одной стороны, хронографы спартаковского фандвижения, с другой, соответственно, армейского) утверждают разное.

Но, тем не менее, основателями фанатского движения в СССР стали спартаковские болельщики. Начиная с середины 70-х годов, появилась их атрибутика, болельщики стали собираться вместе на определенном секторе, скандировать речевки и т.д. Тогда на это органы правопорядка смотрели косо, в газетах стали появляться обличительные статьи. В 1976 году к ним подтягиваются болельщики ЦСКА пока еще очень малочисленные. Уже в то время начинается противостояние между поклонниками этих двух команд, которое в наше время станет определяющим для российского фанатизма. Несколько причин - Самой реалистической кажется та, что врагами поклонники ЦСКА и «Спартака» стали из-за хоккея 1976-77 годов, когда эти команды сражались за золото. А, может, просто потребовалось наличине близкого врага для дальнейшего развития движения, по образу и подобию того, что в тот время происходило в Англии. Бум на футбольный фанатизм произошел в 1977 году, когда «Спартак», вылетевший в 1-ю лигу, обрел огромное количество болельщиков . 1977-й год стал также годом основания первых фанатских бригад. В целом в конце 70-х годов наблюдался подъем в лагере спартаковских фанатов и очевидный кризис в стане болельщиков ЦСКА, которых ходило максимум по несколько сотен на матчи своей команды, и они часто были биты со стороны преобладающей спартаковской торсиды. К началу 80-х годов намечается и создание фанатских групп у других московских команд.
Новой вехой развития футбольного фанатизма в СССР стал 1981-й год. ЦСКА обрел былую популярность, что позволило расшириться фанатскому движению этого клуба, и как следствие, эффективно противостоять болельщикам «Спартака». На спартаковских фанатов, активно поддерживающих свою команду в других городах, стали обращать внимание не только сотрудники милиции, но и местные болельщики, прежде всего в Киеве – втором центре футбола СССР. А весной 1981 года был организован первый Клуб болельщиков "Спартака" под эгидой ЦК ВЛКСМ . Но он оказался кратковременным предприятием, действовал только несколько недель, в течение которых "Спартак" сыграл пять своих матчей. Однако вскоре последовали санкции, в прессе появились разгромные статьи, посвященные фанатизму, и хорошая идея была загублена. Второй Клуб болельщиков "Спартака" появился 12 декабря 1987 года . Это начинание было более продуманным, его члены занимались организацией выездов болельщиков, приобретением для них билетов, составлением программок; клуб даже стал собирать деньги на строительство стадиона. В это же время в "Спартаке" появился новый президент: ушел Шляпин, пришел Романцев, который, как известно, весьма критически относится к болельщикам. При нем прекратились встречи фанатов с футболистами и руководством. К тому же сама жизнь стала меняться, наступило время рыночных отношений, больно ударивших по финансовому положению клуба. Все это сказалось на том, что Клуб болельщиков просуществовал до 1990 года, и последним его мероприятием был выезд красно-белой «торсиды» в Неаполь. В 1985-1986 годах в отношениях между фанатами ЦСКА и "Спартака" был практически зключен нейтралитет. Он был связан с тем, что один из авторитетных спартаковских фанатов по кличке Рифат предложил создать общий клуб болельщиков всех команд, причем подразумевалось, что в этот клуб смогут войти и представители других молодежных течений (металлисты, рокеры и т.д.). Клуб так и не возник, но на протяжении ряда лет, пока продолжался нейтралитет, за пределами стадионов не происходило массовых потасовок с участием поклонников ЦСКА, "Спартака" и "Динамо". Если мелкие драки и возникали, то только на трибунах, когда по ходу матча чисто футбольные страсти били через край. Этот нейтралитет пошел во вред спартаковским болельщикам. Они как-то успокоились, что дало возможность фанатам ЦСКА встать на ноги и укрепить свои ряды . Сегодня молодое поколение спартаковских фанатов часто обвиняет "стариков" в том, что те ровным счетом ничего не предприняли для того, чтобы противостоять "воинам" . Возможно, именно перемирие середины 80-х сказалось на этом. В 1986 году спартаковские фанаты, чтобы «держать себя в тонусе», начали конфликт с киевским фан-движением. Это особенно проявилось в 1986 году, во время матча полуфинала Кубка СССР «Спартак» - «Динамо» (Киев). По признанию лидеров спартаковского фан-движения, они первыми начали «войну» с болельщиками из столицы Украины. Команду Валерия Васильевича Лобановского в середине 80-х годов называли "машиной XXI века". Именно киевское "Динамо" было главным соперником "Спартака" во всех последних чемпионатах СССР, что, естественно, не могло нравиться радикалам . Были конфликты у спартаковских фанатов и с прибалтийскими болельщиками. Первый европейский выезд спартаковцы провели в 1988 году, когда 25 человек отправились в Бухарест на матч с местной «Стяуа».

1.1. Скинхеды: их взгляды и побуждение к насилию.

 

Первые бритоголовые появились в России уже в начале 90‑х годов. Сначала их увидели в Москве с той поры ставшей считаться Идеологическим и Духовным центром скин‑движения. В это время в Москве насчитывалось не более нескольких десятков поклонников скин‑культуры и идеологии. Основным местом для встреч и общения для тогдашних бритоголовых в это время становится Старый Арбат и улицы рядом с метро «Китай – город» (12) .

Какое было мировоззрение первых скинхедов? Они не были расистами, но их нельзя назвать и антирасистами в полном смысле этого слова. Они не были ни “за”, ни “против”. Если можно так выразиться, они были “а-расистами”. Среди первой волны бритоголовых были и те, кто выражал интересы рабочего класса, но при этом они не были законченными коммунистами, хотя отдельные экземпляры баловались коммунистическими идеями. Но абсолютно точно известно, что ни нацистами, ни националистами они не были и быть не могли. Да, они “придерживались про-британских взглядов”, но в это понятие они вкладывали осознание своей принадлежности к Англии, к своей стране. Да, они были патриотами своей страны, но ни о каком национализме не было речи. Даже нельзя сказать, что они были “за Родину против государства”. Словом, их мировоззрение было весьма расплывчатым, неоформившимся, упор делался именно на саму субкультуру, на эффектность, а не на эффективность.

По словам признанного эксперта по движению скинхедов А. Тарасова, побудительными мотивами для этого стали расстрел парламента осенью 1993 г. и начало войны в Чечне, создавшие культ насилия, густо сдобренный патриотической риторикой и направленный против «кавказцев». Более глубокими причинами он считает экономический кризис, распад прежней системы образования и отказ властей от какой-либо работы с молодежью. К этому следует добавить утрату привлекательных для молодежи общественных идеалов, не нашедших в постсоветской России адекватной замены. Зато место советской социальности заступила этничность, очерчивающая группу «своих», где молодежь рассчитывала найти защиту и опору. Такая установка позволяла также с легкостью находить «врага», который оказывался человеком «чужой крови».

Любопытно, что, по наблюдениям московских социологов, степень участия подростков в драках не обнаруживает связи ни с уровнем образования родителей, ни с материальным достатком семьи. Зато социально-экономический статус семьи прямо влияет на мотивацию подростковых драк. Подростки из малообеспеченных семей чаще всего вступают в драки, защищая групповые ценности, тогда как подростки из зажиточных семей прежде всего защищают свое личное достоинство или же стремятся продемонстрировать свое превосходство. При этом подростки из более образованных и обеспеченных семей проявляют больше нетерпимости к «маргиналам», например, алкоголикам, бомжам, геям, чем подростки из семей более низкого социального статуса. Очевидно, это распространяется и на «чужаков», представленных мигрантами. Вот почему не стоит удивляться тому, что немало «идейных» скинхедов происходят из, на первый взгляд, вполне благополучных семей. Группой «риска» оказываются 16-17-летние подростки, ибо именно среди них отмечается наивысшая доля тех, кто в той или иной степени соприкасается с экстремистскими организациями, а также тех, кто видит в скинхедах и прочих экстремистах «истинных патриотов».  

Информация о работе Скинхеды и футбольные фанаты: специфика развития личности