Смертность, как важнейшая демографическая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание

Цель исследования: проанализировать процесс смертности населения и их влияние на демографическую политику.
Задачи курсовой работы:
- дать определение понятию «смертности»;
- указать основные причины «смертности»;
- рассмотреть концепции демографическо политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……3
Глава 1. Виды и классификация причин смертности
1.1 Эндогенные и Экзогенные причины смертности …………………......…4
1.2 Классификация причин смертности………………………...……….……7
1.3 Причины высокой смертности Россиян…………………………………..11
Глава 2. Концепция демографической политики в части смертности
2.1 Концепция демографической политики России до 2025г…………….…14
2.2 Мероприятия, направленные на снижения смертности…………………35
Заключение…………………………………………………………..…..……37
Список использованной литературы……………………………...………38
Приложения …………………………………………………………..………40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Демография.doc

— 735.50 Кб (Скачать документ)

     учета задач демографической политики при формировании федерального и  региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и  материальных ресурсов для реализации основных задач демографической  политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;

     методического обеспечения деятельности органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления муниципальных  образований, направленной на управление демографическими процессами;

     постоянного мониторинга и анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики;

     развития  научных исследований в сфере  народонаселения.

     6. Основные этапы и ожидаемые  результаты реализации демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года

     Реализация  демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет  осуществляться в три этапа.

     На  первом этапе (2007 — 2010 годы) будут реализованы  меры, направленные на преодоление  сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществлена основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечнососудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.

     Предусматривается разработать специальные меры по профилактике и своевременному выявлению  профессиональных заболеваний, улучшению  условий труда, содействию занятости  женщин, имеющих малолетних детей, и  повышению их конкурентоспособности  на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов Российской Федерации.

     На  первом этапе в субъектах Российской Федерации будут также разработаны  региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства.

     При разработке указанных программ первоочередное внимание будет уделяться наиболее острым проблемам народонаселения, характерным для конкретного  региона субъекта Российской Федерации. Программы должны быть обеспечены необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением.

     На  первом этапе будут созданы условия, позволяющие уменьшить остроту  демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года.

     В результате реализации мероприятий  первого этапа предполагается снизить  темпы естественной убыли населения  и обеспечить миграционный прирост.

     На  втором этапе (2011 — 2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.

     К 2015 году предусматривается существенно  улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей.

     В связи с реализацией с 2010 года дополнительных мер государственной  поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала будут разработаны меры по расширению строительства доступного семейного жилья, развитию дополнительных образовательных услуг.

     По  итогам реализации второго этапа  предполагается к 2016 году:

     стабилизировать численность населения на уровне 142 — 143 млн. человек;

     увеличить показатель ожидаемой продолжительности  жизни до 70 лет;

     увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом  суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;

     уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

     На  третьем этапе (2016 — 2025 годы) предусматривается  на основе оценки влияния реализуемых  проектов и программ на демографическую  ситуацию проводить мероприятия  по упреждающему реагированию на возможное  ухудшение демографической ситуации в стране.

     В связи со значительным уменьшением  к началу третьего этапа численности  женщин репродуктивного возраста потребуется  принять дополнительные меры, стимулирующие  рождение в семьях второго и третьего ребенка.

     В целях замещения естественной убыли  населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста.

     К 2025 году предполагается:

     обеспечить  постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;

     увеличить ожидаемую продолжительность жизни  до 75 лет;

     увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом  суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;

     обеспечить  миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

     7. Объемы и источники финансирования  мероприятий настоящей Концепции

     Для решения задач, поставленных в настоящей  Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.

     Источниками финансирования расходов на государственную  поддержку семей с детьми и  охрану здоровья населения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов  Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Мероприятия, направленные на снижение смертности 

     Главным и обязательным условием для снижения смертности в России является улучшение  социально-экономического положения  населения.

     Реформа здравоохранения и национальная программа по здравоохранению должны ставить своей целью снижение смертности. Показатель смертности является главным и пожалую единственным объективным критерием для оценки здоровья населения и состояния медицинской помощи в стране.

     Причем, необходимо ставить цели как краткосрочные (1-5 лет), среднесрочные (5-10 лет), так и долгосрочные ((10-25). Это позволит контролировать эффективность программы на всех ее этапах и корректировать ее.

     Важным  условием снижения смертности в нашей  стране является доступность высококвалифицированной  медицинской помощи, как общего профиля, так и специализированная, для всех слоев населения.

     Профилактика  должна занять свое законное лидирующее место в системе здравоохранения  нашей страны. Эффективным инструментом для внедрения методов профилактики должны стать укомплектованные высококвалифицированными специалистами и хорошо оснащенные региональные профилактические центры.

     Необходимо  создать условия для исполнения Федерального закона об ограничении  курения табака.

     Борьба  против курения, которая является ключевым компонентом профилактики неинфекционных болезней, включает в себя и такие важные и апробированные меры, как запрет рекламы табачных изделий, повышение налога на табачные изделия, вплоть до увеличения цены на сигареты, как минимум, в два раза, создание кабинетов по лечению табачной зависимости. Ратифицировать Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака.

     Разработать и принять закон, регулирующий производство, реализацию и потребление спиртных напитков.

     В целом, для того, чтобы сдвинуть с  места решение этой проблемы, нужна хорошо скоординированная и финансируемая государственная программа.

     Необходимо  понять, что тяжелейшая демографическая  ситуация в России, которая в значительной степени определяется сверхвысокой смертностью, является ключевой проблемой  для государства, вопросом жизни и смерти (в полном смысле этого слова) для России, и ее народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Тенденции смертности не дают оснований для  оптимизма. Затяжной, длящийся несколько десятилетий кризис смертности и предопределявшие его факторы создали инерцию, преодолеть которую будет очень сложно. Конечно, экономические и политические реформы постепенно меняют ситуацию и создают новые побуждения и возможности борьбы с ненормально высокой российской смертностью, позволяют надеяться па рост направляемых на эту борьбу ресурсов и относительную эффективность рыночных механизмов их использования. Но пока реформы идут медленно и болезненно, а их влияние на смертность противоречиво. Даже в наиболее благоприятных сценариях, как правило, не предполагается достижения нынешнего уровня западных стран (ожидаемая продолжительность жизни мужчин 72-75 лет, женщин-78-81 год) и через 10-20 лет.

     Конечно, среди них остается борьба с сердечно-сосудистыми  заболеваниями, особенно с ишемической болезнью сердца и нарушениями мозгового кровообращения, служащими одной из главных причин избыточных смертей в возрастах до 70 лет, ибо, как показывает мировой опыт, они вполне могут быть оттеснены к более поздним возрастам. Но должно быть найдено и четко обозначено место и для борьбы с заболеваемостью, инвалидностью и смертностью от внешних причин – несчастных случаев, отравлений, травм и причин насильственного характера. К числу приоритетных следует отнести и меры, направленные на борьбу с выходящими из-под контроля инфекционными заболеваниями, такими, как туберкулез или сифилис, а также СПИД. С точки зрения смертности, влияние этих заболеваний пока невелико, однако их влияние на здоровье населения и их способность к быстрому распространению требуют решительных мер. К числу главных приоритетов следует отнести разработку и реализацию комплекса мер по резкому улучшению здоровья и сохранению жизни рождающихся детей. 

     Список  литературы

  1. Вирганская И. М. Внезапная смерть и алкоголь // Здравоохранение Российской Федерации. - 2005. – № 6. – С. 18-20
  2. Вишневский А. Г., Андреев Е. М., Трейвиш А. И. Перспективы развития России: роль демографического фактора. - М.: Институт экономики переходного периода, 2005. – 141 с.
  3. Вишневский, А. Г., Школьников В. М. Смертность в России: Главные группы риска и приоритеты действий. - М.: Московский Центр Карнеги, 2007. – 245 с.
  4. Коротаев А. В., А. С. Малков, Д. А. Халтурина. Законы истории. Математическое моделирование исторических макропроцессов: демография, экономика, войны. - М.: УРСС, 2005. – 321 с.
  5. Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Пути преодоления демографического кризиса в России. Законы истории. Математические модели исторических макропроцессов: демография, экономика, войны. - М.: УРСС. – 2005. – 321 с.
  6. Минко А. И. Алкоголизм − междисциплинарная проблема (выявление, лечение, реабилитация, профилактика) // Здоровье. – 2005. - № 9. - С. 6-7.
  7. Немцов А. В. Алкогольный урон регионов России. - М.: NALEX, 2006. – 56 с.
  8. Немцов А. В. Алкогольная смертность в России в 1980-90-е гг. - М.: NALEX. – 2004. – 78 с.
  9. Римашевская, Н. М. Русский крест // Здоровье. – 2006. - № 3. - С. 8 – 9.
  10. Тищук Е. А. Здравоохранение Российской Федерации. – М., 2006. - 156.
  11. Шереги Ф. Э. Арефьев А. Л. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи. - М.: Издательство «ОПТИМ ГРУПП», 2005 – 123 с.
  12. Школьников В. М., Червяков В. В. Политика по контролю кризисной смертности в России в переходный период. – М.: Программа развития ООН, Россия. – 245 с.
  13. Демографический энциклопедический словарь/Гл.ред. Валентей Д.И. М.: энциклопедия – 2010
  14. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 2000. С. 68. Проценты прироста коэффициентов смертности приведены в исправленном виде.
  15. 30См.: Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 2000. С. 67.
  16. : Human Development Report 1999. N. Y., PP. 138-141.
  17. Омран А. Эпидемиологический аспект теории естественного движения населения // Проблемы народонаселения. О демографических проблемах . М., 2009.
  18. Население России 2008. Седьмой ежегодный демографический доклад. М., 2000. С. 113.

Информация о работе Смертность, как важнейшая демографическая характеристика