СМИ как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:35, контрольная работа

Описание

Как и любой общественный институт, СМИ возникают в ответ на общественную потребность в процессе дифференциации человеческой чувственно-предметной деятельности и общественных отношений.
СМИ – это не просто совокупность организаций и коллективов, исполняющих добровольно взятые на себя определенные обязанности. Это довольно жесткая система правил, норм, общественных ожиданий, в соответствии с которыми должны исполняться эти обязанности. В этом смысле СМИ, как и любой общественный институт, предстает в качестве элемента общественного целого, от которого другие элементы ожидают вполне определенного поведения, то есть реализации вполне определенных функций.

Содержание

Задание 1………………………………………………………………………..3
Задание 2………………………………………………………………………10
Задание 3………………………………………………………………………12
Задание 4………………………………………………………………………13
Задание 5………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

к.р. Социология 18 вариант.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Задание 1………………………………………………………………………..3

Задание 2………………………………………………………………………10

Задание 3………………………………………………………………………12

Задание 4………………………………………………………………………13

Задание 5………………………………………………………………………16

Список литературы……………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 1

Рассмотрите СМИ как социальный институт.

 

Социальный институт – это совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными  средствами и осуществляющих конкретную общественную функцию1.

Как и любой общественный институт, СМИ возникают в ответ на общественную потребность в процессе дифференциации человеческой чувственно-предметной деятельности и общественных отношений.

СМИ – это не просто совокупность организаций и коллективов, исполняющих добровольно взятые на себя определенные обязанности. Это довольно жесткая система правил, норм, общественных ожиданий, в соответствии с которыми должны исполняться эти обязанности. В этом смысле СМИ, как и любой общественный институт, предстает в качестве элемента общественного целого, от которого другие элементы ожидают вполне определенного поведения, то есть реализации вполне определенных функций.

Во-первых СМИ – это аудитория этого СМИ. И коммерческая, и агитационно-пропагандистская привлекательность СМИ определяется характеристиками его аудитории: размером, социальным и демографическим составом, степенью доверия к СМИ как источнику информации и т.п.

Во-вторых, СМИ – это способы донесения информации до аудитории (способы информирования). Рождение и эволюция средств массовой информации неразрывно связаны с эволюцией технологий.

Функции СМИ разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме  выполняют ряд общих политических функций. Пожалуй, важнейшей из них  является информационная функция. Она  состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Конечно, далеко не все распространяемые СМИ сведения (например прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения) носят политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте, например о других странах, о политических лидерах и т.п.

Информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Конечно, СМИ не могут  обеспечить систематическое и глубокое усвоение политических знаний. Это  задача специальных образовательных  учреждений – школ, университетов и т.п. И все же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

Образовательная роль СМИ  тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование  предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает интер-нализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

В демократическом обществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ – массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства.

Информационная, образовательная  и социализационная деятельность позволяют  СМИ выполнять функцию критики  и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта. Так, если критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях, то объектом внимания масс-медиа являются и президент, и правительство, и королевские особы, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.

Их контрольная функция  основывается на авторитете общественного  мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

В демократическом обществе в осуществлении контрольной  функции СМИ опираются как  на общественное мнение, так и на закон. Они проводят собственные  журналистские расследования, после  публикации результатов которых порою создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения. Контрольная функция СМИ особенно необходима при слабой оппозиции и несовершенстве специальных государственных институтов контроля.

СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

Артикуляция политических интересов осуществляется в обществе не только СМИ, но и другими институтами, и прежде всего партиями и группами интересов, обладающими не только информационными, но и другими ресурсами политического влияния. Однако без использования СМИ и они обычно не в состоянии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия.

В современном мире доступ к СМИ – необходимое условие формирования влиятельной оппозиции. Не имея такого доступа, оппозиционные силы обречены на изоляцию и неспособны получить массовую поддержку, особенно при политике их компрометации со стороны государственных радио и телевидения. СМИ – это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая политическая организация.

Все рассмотренные выше функции СМИ прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

Круг политических функций  СМИ не исчерпывается вышеназванными. Некоторые ученые, подходя к этому  вопросу с других позиций, выделяют такие их функции, как инновационная, проявляющаяся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативная – обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; формирование общественности и общественного мнения2.

С точки зрения моделей  массовой коммуникации выделяют следующие особенности СМИ:

  1. Селективность (модель привратника). Редакторы выбирают из всего подтока новостей и сообщений только часть, поскольку объем любого СМИ ограничен.
  2. Несимметричность. СМИ занимает актвную позицию, а их аудитория – пассивную.
  3. Отступление от нормы. Информацию, публикуемую в СМИ нельзя назвать точным отражением реальности.
  4. Симулятивность. Не только информация, публикуемая в СМИ, является отражением реальных событий, но и события становятся отражением информации из масс-медиа
  5. Обратное влияние. Необходимость получать общественную поддержку, быть в центре внимания заставляет авторов подстраиваться под требования СМИ. Время и форма событий (пресс-конференции, визиты VIPов и т. п.) «подстраиваются» под производственный цикл СМИ (необходимость попасть в новость или наоборот, избежать подробного освящения), под их формат (телевидение требует краткости и зрелищности). Многие события носят откровенно демонстративный характер, и главным их следствием должно стать попадание в новости, повышенное внимание прессы.

СМИ является важным инструментов предвыборных кампаний. Поэтому на первом этапе избирательной кампании необходимо наладить влияние на СМИ и установить контроль над ними. Формы контроля могут быть различными:

    • покупка и контроль над существующими СМИ, создание медиа-холдингов и другие хозяйственные и финансовые меры;
    • контроль и «покупка» отдельных журналистов;
    • создание собственных СМИ специально «под выборы».

При установлении контроля над медиа-пространством не практике используются все средства: и подкуп, и шантаж, и административное давление, и цензура3.

Так же, как поведение отдельного индивида может быть отклоняющимся в положительном или отрицательном смысле, так и функционирование того или иного социального института может совпадать с социальным заказом и ожиданиями других социальных институтов, а может и не совпадать. Уклонение от выполнения возложенных на него функций (или несогласованные отклонения) грозит данному общественному институту (а конкретно – представляющим его индивидам) различными санкциями.

Характеризуя динамику развития государственных и прогосударственных СМИ, можно констатировать, что в настоящее время учредителями большинства региональных и до 80% муниципальных газет России являются органами государственной и муниципальной власти, что отражается и на редакционной политике этих изданий, и на их экономической независимости, поскольку, так или иначе, все они субсидируются из средств региональных и местных бюджетов.

Помимо прямого финансирования, обозначенного в статьях бюджета, существуют сотни способов косвенного финансирования через гранты, проекты, конкурсы и прочие способы управления СМИ. В любом случае это десятки  миллиардов рублей.

Платой за такую поддержку  будет размещение в СМИ материалов, выражающих интересы и позицию органов  власти, а проблемы гражданского общества будут интересовать государственные  СМИ только в том случае, если о них говорит Президент или Премьер-министр.

Отсутствие традиций гражданского общества, выключенность  населения из политического процесса привели к тому, что коммерческие СМИ вынуждены удовлетворять  весьма узкие, по большей части бытовые  и развлекательные, интересы своей аудитории, да к тому же весьма вольно интерпретируемые менеджерами медиапредприятий. Поэтому коммерческие СМИ интересуются гражданским обществом ровно в той степени, в какой это необходимо для привлечения и удержания внимания массовой аудитории, а значит, для увеличения доходов от рекламы. Кроме того, само гражданское общество дает мало информационных поводов, которые могут заинтересовать коммерческие СМИ и их аудиторию4.

 

 

 

ЗАДАНИЕ 2

Опишите особенности  развития социологической науки в ХХ веке.

 

Особенностями развития социологической науки в XX веке было ее бурное развитие, появления множества различных течений и концепций.

Продолжалось расширение «географии» социологии как науки – она постепенно охватывала страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки, Африки. Сейчас практически нет ни одной страны в мире, где не была бы представлена социологическая наука в том или ином виде.

Внутри самой социологии углубляется специализация в  различных областях - изучение социальной стратификации, социологии организации, индустриальная социология, социология семьи и социология религии, изучение общественного мнения, социология науки, социология культуры и др.

В XX веке происходило  конституирование социологического знания в виде открытия специальных кафедр, факультетов, организации научно-исследовательских центров и организаций. Профессия социолога становилась востребуемой на рынке труда.

Еще одной особенностью социологии данного периода является ее организационное укрепление социологии. Именно в XX веке произошло формирование концепций академической социологии, т. е. таких социологических теорий, которые, опираясь на эмпирические данные, формируют универсальные теоретические модели описания, анализа и объяснения различных социальных явлений. Формирование академической социологии означало завершение процесса дифференциации между двумя различными, но взаимосвязанными областями социологических исследований – чисто теоретическое, ориентированное на решение познавательных задач, и прикладное, имеющее своей целью решение определенных практических проблем.

Информация о работе СМИ как социальный институт