Социализация и социальный конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:31, реферат

Описание

Социология после трудного становления приобрела наконец-то статус самостоятельной науки. На этом пути были и открытия, и надежды, и разочарования, маленькие победы и крупные поражения, ибо долгие годы догматический стиль мышления, боязнь нововведений сдерживали ее развитие. Но, несмотря на все противоречия, социологическая мысль продолжала развиваться.
Термин “социология” в буквальном смысле слова означает “наука об обществе” или “учение об обществе”. Впервые его употребил Огюст Конт, крупнейший французский ученый, живший в 19 веке. В главных своих сочинениях — “Курс позитивной философии” и “Система позитивной политики” — он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О.Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.

Содержание

Введение
Социализация
Социальный конфликт
Предконфликтная ситуация.
Непосредственно конфликт.
Разрешение конфликта.

Послеконфликтная стадия

Острота конфликта, длительность конфликта, последствия социального конфликта.

Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат социология.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)
lign="justify">    Мощным  инструментам социализации личности выступают  средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

    И наконец, социализация личности связана  с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями. Необходимо обратить их в убеждения, которые проявляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий и образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.

    В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к  духовному облику, убеждениям и действиям  людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что кардинальные задачи социально-экономического, политического и духовного возрождения могут быть посильны людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.

    Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования  средств его осуществления. Они  нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

    В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный  процесс, что он в многократной степени может усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.

    В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление  негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами? Почему часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов т.д.? Почему формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для общества, представленные преступниками, мафией, рэкетирами ?

    И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой  и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик общественных и политических движений. Феномен национального в процессе социализации поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических мотивов признания его особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и национальности и каждого отдельного их представителя.

    Социализация  личности предполагает, что объектом исследования является не одно или  несколько, а весь комплекс общественно  значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку, и т.д. Важное значение имеет преодоление пережитков прошлого в сознании и поведении людей.

    На  путях социализации человека серьезным  препятствием являются различные формы  ложного сознания, проявляющегося в  мифотворчестве, в извращенных формах реально функционирующего сознания.

    Так, мифологизация в нашей стране базировалась на многих “священных коровах”, которые были неприкосновенны и неоспоримы: требовалось только их неустанное восхваление и почитание. К ним можно отнести и такие утверждения, как “загнивание капитализма” и “расцвет социализма”, “социальное равенство” и “дружба народов”, а также такие перлы, как “экономика должна быть экономной”, “единодушная признательность”, “долгие, продолжительные аплодисменты”, “догнать и перегнать” и т.д. Миф, провозглашенный вначале 60-ых гг., что через 20-25 лет мы будем жить при коммунизме принес разочарование и утрату той перспективы, которая питала людей в их стремлении к благополучию и счастью. Не меньше бед принесла и показуха. В сознании работников распространилось стремление создать впечатление о “большой” и “трудной” работе. И чем больше бездельничал человек, тем больше он старался продемонстрировать видимость работы. Брались и провозглашались обязательства, которые никогда не доводились до конца, формировались рекламные группы для показа ”достижений”.

    В этих условиях, как реакция на деформированные виды общественного сознания, не могли не возникнуть тенденции противоположного плана — уход от реальной жизни, экстремизм, мистика, паразитирование на тревогах и бесперспективности повседневной жизни.

    Таким образом, общественное сознание соткано из противоречий. Но именно знание этих противоречий подсказывает пути выхода из сложившейся ситуации, пути к подлинной социализации человека.

    Процесс социализации, и особенно такие его  субъективные факторы как пропаганда и воспитание, требует тщательного анализа усилий всех организаций, причастных к его осуществлению.

    В целом социология пропаганды, фиксируя происшедшие (или происходящие) изменения  в сознании и деятельности различных  групп населения, стремилась выявить  наиболее действенные из них, определить их эффективность и степени влияния и на этой основе высказать соответствующие рекомендации. И как бы ни критиковались различные формы пропаганды, нужно все же отметить, что и в настоящее время пропаганда продолжает активно участвовать в процессе социализации личности вне зависимости от того, насколько она поддерживается или отвергается отдельными слоями и группами в обществе.

    В условиях противоречивых действий, путаницы идей и доктрин, взаимных обвинений  и упреков общественное сознание не могло не прийти в состояние растерянности и замешательства. Перед человеком встали по существу две альтернативы — либо стать приверженцем одной из доктрин, либо прикрыться удобным цинизмом и объявить, что все, что бы ни встретилось на его пути, отравлено пропагандой. Но данная ситуация не является выходом из создавшегося положения — она лишь усложняет его, создает серьезные помехи на пути социализации человека.

    В процессе социализации личности наряду с пропагандой, тесно переплетаясь и взаимодействуя с ней, выступает  воспитание. Оно придает качественную определенность другим структурным  элементам социализации, характеризует  ее цель, направленность развития духовных процессов и явлений.

    Если  исходить из сущности воспитания, то оно  связано, прежде всего, с субъективным воздействием на сознание, на соединение его с практикой, ориентировано на выработку мотивов социального поведения. Воспитание тем и сильно, что оно дает ориентиры в условиях общественных изменений.

    В социологии накоплен большой опыт проведения социологических исследований по проблемам  воспитания. Некоторые из них, например по трудовому, политическому, нравственному  воспитанию, насчитывают сотни наименований. Среди них есть достаточно глубокие и обстоятельные исследования. Но всем им — даже самым лучшим — была присуща ориентация на должное, а не на сущее, а это неминуемо рождало целую серию издержек, ограничивало их результативность и действительность. Значительный вред воспитанию нанесла односторонняя, однобокая ориентация только на официальные установки, монополизм в определении ее ориентиров со стороны КПСС. Таким образом, изучение таких средств социализации, как пропаганда и воспитание, их сопоставление с влиянием и ролью культуры, науки, народного образования, семьи дают возможность обогатить наши представления о путях становления и развития личности.

    Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (дивиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийства.

2. Социальный конфликт.

    Анализ  конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков  возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры  потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности можно подразделить на пять основных типов:

    1. физические потребности (пища, материальное  благополучие и т.д.);

    2. потребности в безопасности;

    3. социальные потребности (общение,  контакты, взаимодействие);

    4. потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня  компетенции;

    5. высшие потребности в самовыражении,  самоутверждении.

    Все поведение человека упрощенно можно  представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушением равновесия в связи появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели. Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой.

    В случае появления блокады от индивида или социальной группы требуется  переоценка ситуации, принятие решения  в условиях неопределенности, постановка новых целей и принятие нового плана действий.

    В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации, которая обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.

    Реакция на фрустрацию может развиваться  по двум направлениям - это может  быть или отступление, или агрессия.

    Отступление - это избежание фрустрации путем  кратковременного или долговременного  отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление может быть двух видов: 1) сдерживание - состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха; 2) подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии.

    Агрессия  может быть направлена на другого  человека или группу людей, если они  являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию и с этого момента начинается социальный конфликт.

    Таким образом, для возникновения социального  конфликта необходимо:

    во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей;

    во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция.

    Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий  следующим образом.

    1. Личностный конфликт.

    2. Межличностный конфликт.

    3. Межгрупповой конфликт.

    4. Конфликт принадлежности.

    5. Конфликт с внешней средой.

    Любой социальный конфликт имеет сложную  внутреннюю структуру.

    Анализ  содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно  проводить по трем основным стадиям:

    - предконфликтная ситуация;

    - непосредственно конфликт;

    - стадия разрешения конфликта.

2.1. Предконфликтная  ситуация.

    Ни  один социальный конфликт не возникает  мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются  в течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

    Предконфликтная стадия - это период, в который  конфликтующие стороны оценивают  свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.

    Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей избежания  фрустрации без воздействия на соперника. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.

    Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.

Информация о работе Социализация и социальный конфликт