Социализация, этапы, общественные условия. Малые социальные группы: характеристика, виды, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:08, реферат

Описание

Социологи используют термин социализация для описания процесса, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, и делающим возможным продолжение развития общества и передачу его культуры из поколения в поколение.

Работа состоит из  1 файл

Социология.docx

— 37.60 Кб (Скачать документ)

Социализация, этапы, общественные условия. Малые социальные группы: характеристика, виды, функции

Социологи используют термин социализация для описания процесса, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, и делающим возможным продолжение развития общества и передачу его культуры из поколения в поколение.

Этот процесс можно  концептуализировать двумя путями.

  1. Социализацию можно понимать  как интернализацию социальных норм: социальные нормы становятся обязательными для индивида потому, что они, скорее, устанавливаются им самим для себя, нежели навязываются ему средствами внешней регуляции, и являются таким образом, частью собственной индивидуальности личности. То есть благодаря интернализации индивид ощущает внутреннюю потребность в приспособлении к окружающей его социальной среде.
  2. Социализацию можно представить как сущностный элемент социального взаимодействия на основе предложения о том, что люди желают повысить цену собственного самоимиджа, добиваясь одобрения и повышения статуса в глазах других; в этом случае индивиды социализируются в той мере, в какой они направляют свои действия в соответствии с ожиданиями других.

Социализация объясняет  происхождения человеческих обычаев, норм, ценностей и самой личности, фокусирующей в себе все противоречивое многообразие общественных отношений. Человек живет в обществе, и быть свободным от него не может. Это и есть одна из констант социального поведения. Поэтому человек не только «существо разумное», но и «существо социальное». Причем социализация, т.е. становление человека в качестве «Homo sapiens», начинается с самого рождения. Любые человеческие действия лишь отчасти являются продуктом природы. Все человеческое поведение – прежде всего результат научения, или социализации.

Смысл и содержание этого  понятия исторически изменялось. Социальная философия XIX в. считала человеческую природу агрессивной и эгоистичной, социализация трактовалась как процесс ее преобразования и выработки про-социальных установок. Позже, когда выяснилось, особенно после К. Маркса, что человек изначально является общественным существом, социализация приобрела более конкретные очертания. Социологи-функционалисты XX в. (Т. Парсонс, Р. Мертон) видят в ней не столько битву между индивидом и обществом, сколько постепенное и плавное приспособление индивида к требованиям социальной системы путем усвоения принятых в ней правил, ролей и ценностей. Однако индивид при этом выглядит скорее объектом, чем субъектом социального процесса. Символический интеракционизм (Д.Г. Мид, И. Гофман) ставит в центр внимания межличностное взаимодействие, в ходе которого индивид не только воспринимает ожидания конкретных других и обобщенного другого (общество, социальная группа), но и конструирует свою собственную субъективную реальность. Важный вклад в теорию социализации внесли психоанализ, когнитивная психология и лингвистика.

Период подготовки к взрослой жизни в наибольшей степени затянут  у человека, среди всех живых существ. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Практически  треть всей жизни человек обучается  жить в самом сложном из существующих миров – в мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет  ни у одного из видов живых существ. В последнее специалисты пришли к мнению, что человек обучается  и переобучается всю жизнь. Таковы требования современного общества. Такой  процесс подготовки и получил  название социализации.

Социализация объясняет  то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы описывает  на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на уровне коллективном. Еще основатель социологии Огюст Конт указывал на то, что человек в ходе своего социального созревания в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 млн. лет своей биологической эволюции.

Фазы и содержания процесса социализации.

Процесс социализации пронизывает  все фазы развития любого человеческого  существа, которые называют еще основными жизненными циклами:

  • Детство (от появления на свет до полового созревания) – освоение элементарных навыков человеческого общежития;
  • Юность (от 12-14 до 18-20 лет) – подготовка к активному трудовому периоду;
  • Зрелость (от 18-60 лет) – активный трудовой период;
  • Старость (60 лет и старше) – выход из активного трудового периода.

Этим жизненным циклам соответствуют четыре основные фазы (этапы) социализации:

  • Первичная социализация – этап социализации младенческого возраста;
  • Вторичная социализация -  этап, совпадающий с получением формального образования;
  • Социализация зрелости – этап превращения индивида в самостоятельного экономического агента и созданием им собственной семьи;
  • Социализация старости -  этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности и превращение в своеобразного «иждивенца» (государства или собственных детей – в зависимости от уровня развития общества).

Каждый из этих этапов связан с обретением нового статусного набора и освоения новых ролей. Продолжительность  каждого из этапов и его содержание определяющим образом зависит от уровня развития общества.

Помимо фаз (этапов) процесса социализации следует выделять также  понятие «содержания социализации». Взаимодействие с себе подобными  в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам  жизни» другую, называется становлением социального «Я». Содержания социализации -  не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.

Становление социального  «Я» возможно только как процесс  усвоения мнения значимых других обо  мне, которые служат своеобразным зеркалом «Я». Можно сказать иначе: на социально-психологическом  уровне становления социального  «Я» происходит через интернализацию (превращение внешних норм во внутренние правила поведения) культурных норм и социальных ценностей.

Социализация человека представляет собой продолжающийся всю жизнь  процесс усвоения культурных норм и  освоения социальных ролей. На социальную роль оказывает влияние множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, она незримыми социальными нитями – правами, обязанностями, отношениями – связана с другими ролями.

 

Этапы социализации

Первичная социализация. В период первичной (детской) социализации возможности приобретения информации из социальной памяти еще во многом определяются возможностями и параметрами биологического интеллекта: качеством «сенсорных датчиков», временем реакции, концентрацией внимания, памятью. Однако чем больше удаляется человек от момента своего рождения, тем меньшую роль в этом процессе играют биологические инстинкты и тем большее значение приобретают факторы социального порядка.

С самого рождения ребенок  взаимодействует не только со своим  собственным телом и с физическим окружением, но и с другими человеческими  существами: мир младенца населен  другими людьми. Очень скоро ребенок  становится способен отличать их друг от друга, а некоторые из них приобретают  для его жизни господствующее значение. Биография индивида с момента  его рождения – это фактически история его отношений с другими.

К моменту завершения первичной  социализации родители и ближайшее  окружение ребенка уже передают ему не только значительный объем  информации о мире, в котором тому предстоит жить, но также и нормы, ценности и цели своих групп и  своего социального класса (во всяком случае – того класса, с которым  они себя идентифицируют).

Вторичная социализация. Содержание, характер и качество вторичной социализации человека, совпадающей по времени и содержанию с периодом получения им формального образования, определяются уровнем подготовки педагогов, качеством педагогических методик, условиями, в которых протекает образовательный процесс. А на это, в свою очередь, не может не влиять социальное происхождение, а значит, культурный и материальный уровень семьи. От этого уровня зависит, в какую школу пойдет учиться ребенок, какие книги и в каком объеме он будет читать, каким будет круг его повседневного общения, будут ли у него персональные наставники и репетиторы, а сегодня – и компьютер, и т. п. Различия психометрического интеллекта детей тождественны различиям социальных статусов семей, в которых они родились и воспитываются.

Подлинное формирование интеллекта, то есть приобщение индивида к миру научных систематизированных знаний, начинается именно в школе. Однако школа  преследует не только эту цель. Одна из главных функций этапа вторичной социализации – общая подготовка индивида к предстоящей ему в дальнейшем жизнедеятельности в социальных институтах, действующих в рамках формальных организаций. Один из критиков современной системы образования, Ивен Иллич, даже назвал школу «универсальной церковью». В силу этих причин школа, помимо формирования у своих воспитанников устойчивого комплекса определенных знаний, всегда ставит перед собой задачу привития им господствующих в данном обществе в данный исторический период идеологических и моральных ценностей.

Главной функцией этапа вторичной  социализации является интеллектуализация личности, т.е. максимально возможное наполнение ее тезауруса информацией, накопленной предшествующими поколениями (причем информацией, носящей характер систематизированного научного знания), выработка навыков логичного мышления. Однако помимо этой прямой своей функции вторичная социализация выполняет и ряд латентных функций, скрытых от непосредственного наблюдения. Так, можно с уверенностью утверждать, что одной из таких функций является выработка навыков функционирования в условиях формальной организации. До прихода в школу ребенок проводил все свое время в рамках неформальных малых групп – в семье, в дружеских компаниях сверстников. Для всех окружающих его он был уникальной, неповторимой личностью. Садясь за парту, он становится одним из многих, приобретая формальный статус ученика, воспитанника. Следовательно, можно утверждать, что вторичная социализация начинается еще до школы – для тех детей, которых приводят в детский сад или даже ясли. А сироты – воспитанники детских домов – оказываются вообще лишенными первичной социализации, начиная свою жизнь практически сразу со вторичной.

Так или иначе, уровень  и качество образования (здесь мы не разделяем формального и неформального, профессионального и непрофессионального  аспектов, а говорим об образовании  вообще – как о целенаправленном и систематическом приобретении новых знаний, умений и навыков) выступает  важнейшим фактором формирования индивидуального  интеллекта. Зависимость между образованием и уровнем психометрического  интеллекта неоднократно подтверждалась данными как зарубежных, так и  отечественных исследований. Так, Л. Н. Борисова проанализировала результаты эксперимента по определению уровня интеллекта в пяти группах с различными уровнями образования. Всего было обследовано 2300 испытуемых, что позволяет говорить о достаточно высокой репрезентативности и статистической значимости результатов. Как и следовало ожидать, разрыв в уровне интеллекта по мере повышения образовательного уровня заметно увеличивается.

Социализация  зрелости. Большинство авторов, изучающих проблемы социализации, сосредоточивают практически все свое внимание лишь на первых двух фазах, иногда даже не упоминая о двух последующих, хотя они охватывают не менее двух третей человеческой жизни. В этом есть определенный резон: предполагается, что социализация, рассматриваемая в основном как подготовка к жизнедеятельности в условиях человеческого общества, завершается с наступлением биологической и социальной зрелости. Однако, рассматривая социализацию в широком смысле – как освоение норм и ценностей общества, в котором индивид живет, – мы должны будем согласиться с тем, что она продолжается у человека практически до самой его смерти (в полном соответствии с поговоркой «век живи – век учись»). Правда, учитывая огромное разнообразие общественных практик и различие включенности в них разных членов общества, довольно трудно выделить типовые паттерны социализации зрелого возраста. Тем не менее на некоторые из них, характерные для всех обществ и всех исторических периодов, следует указать.

В контексте данного вопроса  можно выделить два типовых момента.

Первый – это освоение роли самостоятельного экономического агента. Оба предшествующих этапа  социализации – первичной и вторичной  – независимо от продолжительности  их по времени характеризуются тем, что физическое и культурное существование  индивида материально обеспечивают другие люди – родители, воспитатели, опекуны. Завершая же вторичную социализацию, человек должен научиться самостоятельно заботиться о добыче средств для своего существования.

Второй – обзаведение  собственной семьей. Это означает не только его (ее) прямое участие в продолжение рода в биологическом смысле. Если на первых двух этапах своей социализации человек – лишь объект чьего-то обучающего и воспитывающего воздействия, то с наступлением третьего этапа он сам превращается в агента социализации. От него теперь требуется освоение новых ролей – мужа (жены), отца (матери), воспитателя, наставника, опекуна. «Правильное» исполнение всех этих ролей, разумеется, достаточно тесно связано с эффективностью исполнения роли экономического агента.

Социализация  старости. Появление этого этапа как особой типовой стадии жизненного цикла также становится возможным только в индустриальном обществе, причем на достаточно высоких уровнях его развития. Конечно, особо почтительное отношение к старикам было присуще практически всем обществам, начиная с примитивных. В дописьменных обществах старики были объектом уважения и почитания, потому что в отсутствие иных материальных носителей информации они являлись живыми хранилищами мудрости, обычаев, сведений об имущественных и иных правах. К тому же доля их в общей численности населения была незначительной – в силу только что упомянутого низкого уровня средней продолжительности жизни. И когда кто-то доживал до преклонного возраста, это само по себе выделяло его среди соплеменников. Хотя, конечно, в наших представлениях о более благоприятном статусе пожилых людей в ранние периоды истории человеческого общества присутствует изрядная доля романтизма. Идиллическая картина, изображающая седовласого старца, сидящего у очага и рассказывающего детям чудесные истории о прошлом, заставляет закрывать глаза на многие жестокости, которые были характерны для обращения со стариками в прошлом.

Информация о работе Социализация, этапы, общественные условия. Малые социальные группы: характеристика, виды, функции