Социализация, этапы, общественные условия. Малые социальные группы: характеристика, виды, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:08, реферат

Описание

Социологи используют термин социализация для описания процесса, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, и делающим возможным продолжение развития общества и передачу его культуры из поколения в поколение.

Работа состоит из  1 файл

Социология.docx

— 37.60 Кб (Скачать документ)

Нынешний интерес социологии к старению и геронтологии стимулируется прежде всего возрастанием удельного веса пожилых людей в популяции индустриальных обществ и необходимостью наращивания объема государственной заботы о стариках. Старость в современном обществе означает неизбежное понижение социального статуса.

Прежде всего, это связано  с невозможностью продолжения индивидом  прежней экономической активности с прежней интенсивностью. Это  влечет за собой падение таких  параметров экономического статуса, как  активное распоряжение собственностью – у тех, кто ею обладает, и  место в организации труда  – у наемных работников. Постепенный  или резкий – в связи с выходом  на пенсию – уход с рынка труда  означает одновременное снижение значимости всех параметров в системе профессиональной стратификации – как для самого человека, так и для окружающих его людей. Эти потери становятся особенно чувствительными для индивида в связи с тем, что они обычно совпадают со снижением уровня доходов  и состояния здоровья. Мы не говорим  уже об ощущении социальной и профессиональной не востребованности, которое требует определенной психологической адаптации.

Так или иначе, и позитивные, и негативные аспекты перехода в  период «заката жизни» означают необходимость  освоения новых ролей (пенсионер, иждивенец, дедушка, бабушка, что означает выход на практически новый – теперь уже заключительный – этап социализации, который также требует определенных психологических и моральных усилий от личности и который все чаще заставляет задумываться об этой проблеме как органы государственной власти, так и социологов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Малые группы как  агенты первичной и вторичной  социализации.

Социализация делится  на первичную и вторичную в зависимости от того, кто выступает в качестве главного ее агента. При таком подходе первичной социализацией именуется процесс, который протекает в рамках малых – прежде всего первичных – групп, чаще всего неформальных.

Вторичная же социализация протекает в ходе жизнедеятельности в рамках формальных институтов и организаций (детский сад, школа, вуз, работа). Такой критерий носит нормативно-содержательный характер: первичная социализация протекает под пристальным взором и решающим влиянием неформальных агентов, родителей и сверстников, а вторичная – под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов  социализации, т.е. детского сада, школы, производства и т.д.

Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Первичными группами называются малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные доверительные отношения (семья, соседская община). Они интересуются друг друга, прежде всего как личности, имеют общие надежды и чувства и полностью удовлетворяют свои потребности в общении.

Вторичными группами называются достаточно большие по размерам социальные множества людей, между которыми существуют преимущественно формальные отношения, когда люди относятся друг к другу не как к индивидуальным и неповторимым личностям, а в соответствии с тем формальным статусом, которым они обладают.

Достаточно частое явление  – вхождение первичных групп  во вторичные в качестве составных вещей.

Основная причина, по которой  первичная группа является важнейшим  агентом социализации, состоит в  том, что для индивида первичная  группа, к которой он принадлежит, выступает одной из важнейших референтных групп. Этим термином обозначают ту группу (реальную или воображаемую), система ценностей и норм которой выступает для индивида своеобразным эталоном поведения.  Человек всегда – вольно или невольно – соотносит свои намерения и поступки с тем, как могут их оценить те, чьи мнением он дорожит, независимо от того, наблюдают они за ним реально или только в его воображении.

Первичная группа – это  обычно семья, группа ровесников, дружеская  компания. Типичными же примерами вторичных групп являются армейские подразделения, школьные классы, рабочие коллективы. Некоторые вторичные группы, например профсоюзы, можно рассматривать как ассоциации, в которых, по крайней мере, некоторые их члены взаимодействуют между собой, в которых имеется единая, разделяемая всеми членами нормативная система и какой-то общий, разделяемый всеми членами смысл корпоративного существования. В соответствии с указанным подходом первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная – во вторичных группах.

Первичные социальные группы – это сфера личностных отношений, т.е. неформальные. Неформальным называется такое поведение между двумя  и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность  которого не регулируется никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример – семья.

Вторичные социальные группы – это сфера деловых отношений, т.е. формальных. Формальными называются такие контакты (или взаимоотношения), содержание, порядок, время и регламент  которых регулируется каким-либо документом. Пример – производство.

Обе группы, как и оба  типа отношений необходимы человеку. Однако время, уделяемое им, и степень из влияния по-разному распределяется на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип разнообразия социализации: чем более гетерогенный характер носит опыт общения и взаимодействия индивида с его социальным окружением, тем полноценнее протекает процесс социализации.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и  усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого  процесса выступает и те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К этой категории можно отнести и конкретных людей, и социальные институты. Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя и т.п. В роли коллективных агентов выступают социальные институты (к примеру, главным агентом первичной социализации выступает семья).

Агенты социализации – это конкретные люди (или группы людей), ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации – социальные институты и учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа, вуз, работа и т.п.

Первичные (неформальные) агенты социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, тети, дяди, врачи, тренера. Термин «первичные» относиться в рамках одного контекста ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека. Именно в этом смысле социологии говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – это не просто ближайшая к человеку, но и важнейшая для формирования его личности, поскольку она стоит на первом месте и по степени значимости и плотности между ними и всеми ее членами.

Вторичные (формальные) агенты социализации – представители формальных групп и организаций: администрация школы, вуза, предприятия, церкви, государства, а так же, контакты с которыми носят опосредованный характер, - сотрудники телевидения, радио, печати, суда и т.п.

Неформальные и формальные агенты социализации по-разному влияют на человека, но и те и другие воздействуют на него на протяжении всего его  жизненного цикла. Однако воздействие неформальных агентов и неформальных отношений обычно достигает своего максимума в начале и в конце человеческой жизни, а действия формально-деловых отношений с наибольшей силой чувствуется в середине жизни.

Ребенок, так же как и  старик, тянется к родным и близким, от помощи и защитных действий которых  целиком зависит его существование. Старики и дети заметно менее  других мобильны в социальном плане, более беззащитны, они менее активны  и в политическом, и в экономическом, и в профессиональном отношении. Дети еще не стали производительной силой общества, а старики уже  перестали ею быть; и те и другие нуждаются в поддержке зрелых родственников, находящихся в активной жизненной позиции.

После 18–25 лет человек  начинает активно заниматься профессионально-производственной деятельностью или бизнесом и  делать свою карьеру. Начальники, партнеры, коллеги, товарищи по учебе и работе – вот те люди, к мнению которых зрелый человек больше всего прислушивается, от которых он получает больше всего нужной ему информации, которые определяют его служебный рост, оклад, престиж и многое другое.

Среди первичных агентов  социализации в указанном выше смысле не все играют одинаковую роль и  обладают равным статусом. Бесспорно, что по отношению к ребенку, проходящему  первичную социализацию, в преимущественном положении находятся родители. Что  же касается сверстников (тех, кто играет с ним в одной песочнице), то они просто равны ему по статусу. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные  решения, нарушение нравственных принципов  и социальных норм, бесцеремонность  и т. д. Каждая социальная группа может  дать индивиду в процессе социализации не более того, чему они сами обучены  или в чем сами социализированы. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как «правильно» быть взрослым, а у ровесников – как «правильно» быть ребенком: играть, драться, хитрить, тому, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым.

Малая группа ровесников на этапе первичной социализации выполняет  важнейшую социальную функцию: она  облегчает переход от состояния  зависимости к независимости, от детства к взрослости. Современная  социология указывает, что этот тип  коллективности играет особенно важную роль на этапе биологического и психологического созревания. Именно юношеские группы ровесников имеют отчетливо выраженную тенденцию к обладанию: 1) довольно высокой степенью солидарности; 2) иерархической  организацией; 3) кодексами, которые  отрицают ценности и опыт взрослых или даже противостоят им. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером  или добиться лидерства в компании сверстников. В каком-то смысле ровесники  и родители воздействуют на ребенка  в противоположных направлениях, при этом нередко первые сводят на нет усилия вторых. Родители и в  самом деле нередко смотрят на ровесников своих детей как на своих конкурентов в борьбе за влияние на них.

 

 

Заключение

Термин «социализация» используется для описания процесса, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т. е. процесса, делающего возможным продолжение развития общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Социализация объясняет происхождение человеческих обычаев, норм, ценностей и становление самой человеческой личности. Она показывает, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное, обучаясь и переобучаясь в течение всей своей жизни.

Процесс социализации принято  разделять на четыре фазы (этапа), соответствующие  жизненным циклам: первичная социализация – этап социализации младенческого  возраста; вторичная социализация –  этап, совпадающий с получением формального  образования; социализация зрелости –  этап превращения индивида в самостоятельного экономического агента и создания им собственной семьи; социализация старости– этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности.

Так же социализация делится  на первичную и вторичную – в зависимости от того, кто выступает в качестве главного ее агента. Первичной социализацией именуется процесс, который протекает в рамках малых – прежде всего первичных – групп (а они, как правило, бывают неформальными). Вторичная же социализация протекает в ходе жизнедеятельности в рамках формальных институтов и организаций (детский сад, школа, вуз, производство).

Под агентами социализации понимают конкретных людей (или группы людей), ответственных за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации – социальные институты и учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, контора и фабрика и др. Первичные (неформальные) агенты социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Термин «первичные» относится в данном контексте ко всем людям, которые составляют непосредственное, или ближайшее, окружение человека. Вторичные (формальные) агенты социализации – это, как правило, представители формальных групп и организаций.

 

Список используемой литературы

  1. Социология: учеб. для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2005. – С. 197-222
  2. Фролов, С.С. Социология: учеб. / С.С. Фролов. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2000. – 344с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социализация, этапы, общественные условия. Малые социальные группы: характеристика, виды, функции