Социализация как фактор развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:40, контрольная работа

Описание

Личность – саморегулируемая функциональная динамическая система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность – одна из базовых категорий психологической науки.

Содержание

Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности………………………………………………………………………………..3
Стадии, способы и средства социализации личности…………………9
Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?...............................................................................................11
Список литературы…………………………………………………………….12

Работа состоит из  1 файл

К.Р..doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Филиал в  г. Барнауле

 

Факультет

Кафедра

Менеджмента и Маркетинга

Экономики, менеджмента и маркетинга


 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Социализация как фактор развития личности»

 

 

 

 

 

Студентка      Горбунова Ирина Евгеньевна

 

Специальность      Менеджер организации

№ личного дела      07 ммб 00861

 

Образование       Первое высшее

 

Группа       3Мп-2

Дисциплина       Социология

Преподаватель               Смехнова Галина Петровна

                                                                                    

                                                                                                                            

 

 

 

 

 

Барнаул 2009

 

Содержание

 

  1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности………………………………………………………………………………..3
  2. Стадии, способы и средства социализации личности…………………9
  3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?...............................................................................................11

Список литературы…………………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Личность  и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности.

 

Личность – саморегулируемая функциональная динамическая система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность – одна из базовых категорий психологической науки.

Как личность человек  характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его  сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества.

Социальная среда - это, прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения. Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения.

Комплекс научных знаний, богатый жизненный опыт, мотивы своих  поступков личность черпает из непосредственного источника, которым выступает социальная среда. На первый план выдвигаются те объективно существующие в обществе возможности, которые позволяют проявить себя индивидууму как личности. Содержание этого воздействия заключается в том, что реализация прав, свобод и обязанностей личности должна происходить на основе сочетания интересов всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Это возможно только в том обществе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Кроме государственно-общественной среды, социальной в широком смысле слова, следует выделить и микросреду, куда входят отношения, возникающие в малой социальной группе, в трудовом коллективе, членом которого является личность, совокупность межличностных отношений.

Нельзя считать, что под воздействием социальной среды в широком смысле слова происходит унификация представителей, что все они становятся совершенно одинаковыми. Каждая личность имеет свои специфические черты, отличающие её.

Система взглядов каждого  человека, относящаяся к его окружению, состоит из знаний. Формирование общих  знаний оказывается возможным отчасти  потому, что все человеческие существа обладают сходными биологическими качествами. Физический мир знаком нам преимущественно благодаря воздействию на него, и согласие относительно свойств физических объектов достигается потому, что, манипулируя ими, все люди приобретают сходный опыт.

Общие представления о реальности основываются отчасти на правильном функционировании сенсорных органов. Любые нарушения в протекании сенсорных процессов делают восприятия каждого человека более идиосинкратическими, и возможности достижения согласия ослабляются.

Сходство биологических характеристик, однако, врятли достаточно для объяснения согласия в тех случаях, когда речь идет о значениях чего-то такого, что не может быть непосредственно воспринято или, чем нельзя манипулировать. Большинство конвенционных знаний человек усваивает благодаря тому, что другие люди реагируют на его поведение стандартным образом. Значение большинства категорий ясно устанавливается благодаря тому, что реакции других людей институционализируются. Каждое приспособление человека, участвующего в организованных группах, фиксируется в привычку и подкрепляется посредством социальных санкций.

Приобретение конвенционных значений представляет собой учение соответствующим способам опознавания и классификации объектов и развития по отношению к ним принятых способов действия. Чаще всего те или иные ценности усваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям других людей. [7. c.403-407]

Когда новый человек включается в группу, его поведение постепенно приближается к принятым стандартам – начиная с грубого подражания и мало-помалу развиваясь в конвенциальные процедуры.

Именно систематические и однообразные реакции других людей формирует  и фиксирует шаблоны поведения  индивида. Значения развиваются в процессе естественного отбора. Формы поведения, которые дают человеку возможность успешно приспосабливаться к существующим условиям жизни, сохраняются, чтобы стать частью его ориентации по отношению к миру.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Процесс социализации и адаптации тесно взаимосвязаны. Адаптация предполагает согласование требований и ожидание социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация  - это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся  вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Можно выделить две основные функции социализации. Первая: всестороннее, протяженное во времени вхождение человека в объективный мир - отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими. Незнание общепринятых норм, их несоблюдение создают для личности ситуацию непредсказуемости. Вторая функция: социализация - один из факторов нормального воспроизводства общества. Общественное воспроизводство заключается в том, что происходит не только процесс простого воспроизводства социальной структуры, но и обновления всей системы общественных отношений. Кризис, нарушение общественного воспроизводства проявляется в деформации социальной структуры в целом и социального поведения действующих личностей.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен  внутренний, до конца не разрешенный  конфликт между мерой адаптации  человека в обществе и степенью обособления  его в обществе. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. В этом их отличие. Процесс формирования личности имеет две стороны.

Внутренняя сторона  подразумевает развитие в человеке психических свойств (направленность, темперамент, характер, способности) и психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, воображение, воля, эмоции и чувства), появление психических образований (знания, навыки и умения). Эта сторона процесса формирования личности является предметом изучения психологии.

Внешняя сторона процесса формирования личности является ответом  на вопрос: «В какой мере на эти психические (и физиологические) процессы влияет общество, в котором живет человек?»

Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

Социализация включает три взаимосвязанных процесса:

 

 

  1. социальная адаптация – это активное приспособление к условиям среды посредством усвоения/ассимиляции внешних требований и изменения/аккомодации собственных реакций;
  2. индивидуализация – активное приспособление личности к собственным особенностям в форме самопознания, самопринятия и самореализации;
  3. социально-психологическая интеграция (постепенное усложнение, упорядоченность и согласование интрапсихических компонентов и функций в соответствие с требованиями социальной реальности.

Содержание данных процессов представлено на схеме 1.

Схема 1. Структурно-динамическая модель социализации.

Социальная  адаптация (+)

Социально-психологическая  интеграция (+)

Индивидуализация (+)

Усвоение  культурных норм

Понимание и  принятие норм

Идентификация с культурными нормами

Развитие  индивидуальных смыслов и ценностей

Интериоризация  знаний, знаков и средств деятельности

Научение  в процессе общения и совместной деятельности

Соответствие  субъективной картины мира и реальности

Самореализация  в познании и конструктивной деятельности

Обучение  взаимодействию с другими людьми

Развитие  навыков сотрудничества и разрешения конфликтов

Самоценность, равная ценности другого человека

Опыт привязанности  и близких отношений

Типизация свойств  и стандартизация действий

Гибкость, оптимизация  индивидуального стиля

Самоконтроль  поведения

Рефлексия, самопознание, саморегуляция, саморазвитие

Социальная  активность личность

Согласование  общественных интересов и личных целей

Целевая регуляция

Осознаваемые  потребности и бессознательные  мотивы


 

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что личность – это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что человек станет великой личностью. Решающую роль играет социальная среда, в которую попадает человек после рождения. Личность – это единство индивидуальных способностей и выполняемых социальных функций человека, особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Следовательно, между развитием личности и обществом существует прямая зависимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Стадии, способы  и средства социализации личности

 

Социализация человека осуществляется широким набором  универсальных средств, содержание которых специфично для того или  иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести вскармливание младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а так же методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным типам и видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, в спорте, а так же в семейной, профессиональной, общественной и религиозной сферах.

Каждое общество, каждая организация, каждая социальная группа (малая или большая) вырабатывает в своей истории набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций – способов внушений и убеждений, предписаний и запретов, мер принуждения и давления, вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих мер и способов поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

В целом, при рассмотрении социализации выделяют следующие стадии:

  • дотрудовую (в которой выделяют ранний период и период обучения),
  • трудовую и
  • послетрудовую.

Воздействие на личность на всех стадиях социализации осуществляется или непосредственно или через  группу. Институтами социализации являются:

Информация о работе Социализация как фактор развития личности