Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:20, реферат
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях велись поиски, какое множество концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми.
Введение. ……………………………………………………………………….3
Основные концепции социологии личности. ……………………..……..4
Ролевые теории и социальный статус личности. ………………..…11
Заключение.
Список использованной литературы.
Второй способ — эмпирический, состоит в выделении типов личности с помощью статистических методов. Способ предполагает, что на стадии анализа полученных эмпирических данных может применяться и их логический анализ с целью систематизации выделенных качеств личности.
Сочетание логического и эмпирического способов конструирования типов личности в конкретном социологическом исследовании создает основу надежности и достоверности результатов, что особенно важно для повышения эффективности деятельности социальных институтов, непосредственно обеспечивающих социализацию человека. Важную роль в социализации личности играет и система образования.
Ролевые теории и социальный статус личности.
Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Миитоном, активно разрабатывались Р.Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом. Каковы же основные положения этой теории?
Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной ' и профессиональной принадлежности), так и. во внутренней позиция (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.). Социальным статусом является, например, студент, рабочий, пенсионер и т. д.
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это значит, навязанный обществом вне зависимости от. усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей (например, житель России, дочь, внучка). Приобретенный (достигаемый) статус определяется усилиями самого человека (например, студент, писатель, генеральный секретарь, директор и т. д.). Выделяются также личный и главный статусы. Личный статус предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека относительно малой социальной группы (мужчины и женщины, ребенок, подросток и т. д.). Главный — это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, профессионально-должностной статус. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).
Социальный статус обозначает
конкретное место, которое занимает
индивид в данной социальной системе.
Совокупность требований, предъявляемых
индивиду обществам, образует содержание
социальной роли. Социальная роль —
это совокупность действий, которые
должен выполнить человек, занимающий
данный статус в социальной системе.
Каждый статус обычно включает ряд
ролей. Совокупность ролей, вытекающих
из данного статуса, называется ролевым
набором. Марксистская социология качественно
различает
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается 5 основными характеристиками:
1) эмоциональной — одни
роли требуют эмоциональной
2) способом получения — одни предписываются, другие завоевываются;
3) масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта;
4) формализацией — действие
в строго установленных
5) мотивацией — на личную
прибыль, на общее благо и
т. д. Любая роль
Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются, прежде всего, тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т. д.
Ролевые требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.
В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:
1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;
2) предписания (требования), связанные с данным поведением;
3) оценка выполнения
4) санкция — социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.
Например, рабочий фирмы должен приходить на работу в указанное время, выполнять определенные обязанности, уходить с работы не раньше положенного времени. За невыполнение каких – либо требований, к этому рабочему могут применить соответствующие санкции.
Социальные санкции по
своему характеру могут быть моральными,
реализуемыми непосредственно социальной
группой через ее поведение (например,
презрение), или юридическими, политическими,
экологическими и т. д., реализуемыми
через деятельность конкретных социальных
институтов. Смысл социальных санкций
состоит в том, чтобы побудить
человека к определенному типу поведения.
Они являются одним из важнейших
элементов социального
Следует отметить, что любая
роль не является чистой моделью поведения.
Главным связующим звеном между
ролевыми ожиданиями и ролевым поведением
служит характер индивида. Это значит,
что поведение конкретного
Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт создает стрессовую ситуацию, и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.
Мужчина играет роль сына своей матери и через некоторое время становиться мужем. В некоторых случаях между этими ролями, а именно мужа и сына, могут возникать конфликтные ситуации.
Солдат играет роль убийцы врагов родины, одновременно являясь православным верующим.
Делая вывод, можно сказать, что в некоторых случаях просто невозможно играть несколько ролей одновременно, гармонизировать их. Одна из ролей будет доминировать над другими.
Заключение.
Социология личности - отрасль социологии, изучающая личность как социальное явление, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом.
Каждый человек тысячами
нитей, видимых и невидимых, связан
с внешней средой, с обществом,
вне которого он не может сформироваться
как личность. Именно это - взаимодействие
индивида и общества рассматривает
социология, а отношение "общество-личность"
- базовое социологическое
Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду.
Человек — существо деятельное.
Включившись в систему
Список использованной литературы.