Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:20, реферат

Описание

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях велись поиски, какое множество концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми.

Содержание

Введение. ……………………………………………………………………….3
Основные концепции социологии личности. ……………………..……..4
Ролевые теории и социальный статус личности. ………………..…11
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

контрольная Социология(печать).docx

— 33.33 Кб (Скачать документ)

Второй способ — эмпирический, состоит в выделении типов  личности с помощью статистических методов. Способ предполагает, что на стадии анализа полученных эмпирических данных может применяться и их логический анализ с целью систематизации выделенных качеств личности.

Сочетание логического и  эмпирического способов конструирования  типов личности в конкретном социологическом  исследовании создает основу надежности и достоверности результатов, что  особенно важно для повышения  эффективности деятельности социальных институтов, непосредственно обеспечивающих социализацию человека. Важную роль в  социализации личности играет и система  образования.

Ролевые теории и социальный статус личности.

Значительное место в  социологии личности занимает ролевая  теория личности. Основные положения  этой теории были сформулированы американскими  социологами Дж. Мидом и Р. Миитоном, активно разрабатывались Р.Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом. Каковы же основные положения этой теории?

Ролевая теория личности описывает  ее социальное поведение двумя основными  понятиями: «социальный статус»  и «социальная роль». Разберем, что  означают эти понятия. Каждый человек  в социальной системе занимает несколько  позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может  иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его  положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или  интегральный, статус обусловлен его  должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной ' и профессиональной принадлежности), так и. во внутренней позиция (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).  Социальным статусом является, например, студент, рабочий, пенсионер и т. д.

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это значит, навязанный обществом  вне зависимости от. усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей (например, житель России, дочь, внучка). Приобретенный (достигаемый) статус определяется усилиями самого человека (например, студент, писатель, генеральный секретарь, директор и т. д.). Выделяются также личный и главный статусы. Личный статус предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека относительно малой социальной группы (мужчины и женщины, ребенок, подросток и т. д.). Главный — это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, профессионально-должностной статус. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых  индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль —  это совокупность действий, которые  должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд  ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым  набором. Марксистская социология качественно  различает институциализированнью и конвенциональные (по соглашению) роли. Первые являются ведущими, так как вытекают из социальной структуры общества, а вторые возражают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску.

Одна из первых попыток  систематизации ролей была предпринята  Т. Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается 5 основными характеристиками:

1) эмоциональной — одни  роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности; 

2) способом получения  — одни предписываются, другие  завоевываются; 

3) масштабом — часть  ролей сформулирована и строго  ограничена, другая — размыта; 

4) формализацией — действие  в строго установленных правилах  либо произвольно; 

5) мотивацией — на личную  прибыль, на общее благо и  т. д. Любая роль характеризуется  некоторым набором этих пяти  свойств.

Социальную роль следует  рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между  этими двумя аспектами никогда  не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются, прежде всего, тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который  имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с  нашим ожиданием, то он вступает в  определенный конфликт с обществом. Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам  и т. д.

Ролевые требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных  вокруг социального статуса.

В нормативной структуре  социальной роли обычно выделяются 4 элемента:

1) описание типа поведения,  соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной  роли;

4) санкция — социальные  последствия того или иного  действия в    рамках требований  социальной системы. 

Например, рабочий  фирмы должен приходить на работу в указанное время, выполнять  определенные обязанности, уходить  с работы не раньше положенного времени. За невыполнение каких – либо требований, к этому рабочему могут применить соответствующие санкции.

Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т. д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций  состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших  элементов социального регулирования.

Следует отметить, что любая  роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между  ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно  является продуктом уникального, свойственного  только ему способа интерпретации  и истолкования ролей.

Поскольку каждый человек  исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт создает стрессовую ситуацию, и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.

Мужчина играет роль сына своей матери и через некоторое  время становиться мужем. В некоторых случаях между этими ролями, а именно мужа и сына, могут возникать конфликтные ситуации.

Солдат играет роль убийцы врагов родины, одновременно являясь православным верующим.

Делая вывод, можно  сказать, что в некоторых случаях  просто невозможно играть несколько  ролей одновременно,  гармонизировать их. Одна из ролей будет доминировать над другими.

 

 

Заключение.

Социология личности - отрасль  социологии, изучающая личность как  социальное явление, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом.

Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Именно это - взаимодействие индивида и общества рассматривает  социология, а отношение "общество-личность" - базовое социологическое отношение.

Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется  тем, что он изучается прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду.

Человек — существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяя ее в  процессе деятельности, человек обретает личностные качества и становится социальным субъектом. Социологический анализ общественной жизни, возможностей ее преобразования и адаптация человека к социальным условиям — весьма актуален в связи с формированием государственности России. Без выявления механизмов деятельности и поведения индивидов невозможно осуществить построения демократического общества.

 

Список  использованной литературы.

 

  1. Голенкова З.Т., Акулич  М.М. и др. Общая социология: учеб. пособие. –М.: Гардарики, 2005. - 474 с.
  2. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.7: Человек. Индивид. Личность. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 960 с.
  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 607с.

Информация о работе Социализация личности