Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:41, реферат

Описание

Развитие общества в экономической, технологической, духовной и других сферах общества изменяют условия социализации и даже сами нормы. Что делает актуальным изучение механизма социализации личности в этих новых условиях.
В осмыслении и дальнейшей разработке вопроса социализации личности важную роль играет изучение и критический анализ состояния данной проблемы в прошлом, что позволит выявить ее продуктивность в исторической перспективе, обосновать применимость определенных концепций для анализа специфики социализации.
Анализ психологических и социологических источников конца XIX - начала XX веков показал, что в центре внимания исследователей находилось изучение и описание процесса взаимодействия личности и социальной среды в категории “социализация личности”, содержанием которой является процесс освоения индивидом социального опыта, системы знаний, норм и ценностей, социальных ролей и функций .

Содержание

1. Введение………………………………………………………..…….…….… 3
1. Определение понятия личность. Теории развития личности.…….…….… 3
2. Определение понятия социализация. Теории социализации…….………… 8
3. Современные инструменты социализации………..………………..…….... 10
4. Социальные статусы и роли.…………………………...……………………. 13
5. Вывод…………………………………………………………………………. 14
6. Список литературы…………………………………………………………… 15

Работа состоит из  1 файл

Социализация.doc

— 251.50 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургский  Государственный Университет

Факультет социологии 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по теме:

«Социализация личности» 
 
 
 
 
 
 

По дисциплине:

«Социологическая  теория» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2008 год

СОДЕРЖАНИЕ.

                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                  стр. 

1. Введение………………………………………………………..…….…….…  3

1. Определение понятия личность. Теории развития личности.…….…….… 3

2. Определение понятия социализация. Теории социализации…….………… 8

3. Современные инструменты социализации………..………………..……....  10

4. Социальные статусы и роли.…………………………...……………………. 13

5.  Вывод…………………………………………………………………………. 14

6. Список литературы…………………………………………………………… 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Развитие  общества в экономической, технологической, духовной и других сферах  общества изменяют условия социализации и даже сами нормы. Что делает актуальным изучение механизма социализации личности в этих новых условиях.

     В осмыслении и дальнейшей разработке вопроса социализации личности важную роль играет изучение и критический анализ состояния данной проблемы в прошлом, что позволит выявить ее продуктивность в исторической перспективе, обосновать применимость определенных концепций для анализа специфики социализации.

     Анализ  психологических и социологических  источников конца XIX - начала XX веков показал, что в центре внимания исследователей находилось изучение и описание процесса взаимодействия личности и социальной среды в категории “социализация личности”, содержанием которой является процесс освоения индивидом социального опыта, системы знаний, норм и ценностей, социальных ролей и функций1. 

     Глава 1. Определение понятия  личность. Теории развития личности. 

     Для того, чтобы понять что такое личность необходимо провести границу между  понятиями человек – индивид  – личность.

     Человек – понятие биологическое, в Большой Советской Энциклопедии определяется, как высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек – это высший уровень организации материи, известный нам, он является представителем рода homo sapiens, отличающимся от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

     Индивид – [от лат. individuum – неделимое] – единичная особь Homo sapiens, отдельное человеческое существо, единство социального и биологического, в котором определяется уникальным сочетанием генетически запрограммированного и социально приобретенного индивидуального набора черт, свойств, качеств. Именно в связи с этим принципиальной характеристикой индивида выступает его способность преодолевать свою изначально заложенную биологическую ограниченность и реально, при этом вполне осознанно управлять своей поведенческой активностью и контролировать практически весь комплекс важнейших психологических процессов.2 Природные характеристики и свойства индивида проявляются в личности как базовые социально обусловленные ее элементы.

     Личность – 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.3 Таким образом, я подхожу к тому, что нельзя говорить о личности вне общества. Личность – понятие включенное в общество, являющееся его неотъемлемой частью. Личности людей формирующейся при взаимодействии друг с другом, на правах общих ценностей и норм, окружающей среды, собственного опыта и, конечно же, культуры. 

         Таблица 1. Теории развития личности 

     

     Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

     1) того, как, по нашему мнению, нас  воспринимают другие;

     2) того, как, по нашему мнению, они  реагируют на то, что видят; 

     3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.4

     В соответствии с данными представлениями  человек строит свои действия, что  и определяет его личность.

     Джордж  Герберт Мид опирался на понятие  Кули зеркального «Я», он включил  «Я» (Я сам, как Я есть) в непрерывное взаимодействие с «Мы» (Я, каким видят меня другие). "Мы" представляет позиции социальной группы, обобщенного другого, и через восприятие  роли в игре и «воображаемые репетиции» мы внутренне усваиваем ценности  группы в качестве своих собственных5. По Миду, общество и социальный индивид (социальное «Я») конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других («обобщенного другого») – этапы превращения физиологии организма в рефлексивное социальное «Я»6. По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии: 

  1. Стадия  имитации, на которой ребенок повторяет  отдельные действия, присущие той  или иной роли, например, укладывает куклу или прикладывает к ней  стетоскоп. Т.е. копирует поведение взрослого не понимая его.
  2. Игровая стадия (стадия индивидуального играния роли – play stage), на которой ребенок играет целостную роль, но в «социальной группе» своих игрушек (папа, мама, врач, и т. д.). На этой стадии и происходит «принятие роли другого».
  3. Стадия игры (коллективного играния ролей – game stage), где ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными действующими лицами, например, когда группа детей 5-8 лет распределяет какие-либо роли: «дочки – матери», «казаки – разбойники» и т. д.
 

      По  Фрейду – индивид всегда находится  в состоянии конфликта с обществом  из – за присущих ему биологических  побуждений (прежде всего сексуальных), которые противоречат культурным, социально одобряемым. Поэтому процесс формирования личности, социализации – есть процесс обуздания биологических побуждений. Структура личности по Фрейду делится на Оно (Ид), Эго и Суперэго. Первое по его мнению, является по его мнению основополагающим и содержит унаследованную биологическую предрасположенность индивидуума, а эго и суперэго формируются в первые пять лет жизни. Теория, следовательно описывает становление личности с точки зрения части процесса социализации, в котором сексуальность и половая дифференциация играют главную роль. Данный процесс происходит постадийно, и каждая стадия должна приносить удовлетворение, чтобы появился положительный результат. Если на какой – либо стадии возникают проблемы, они вызывают расстройство личности в зрелом возврате. Именно тогда психоанализ поможет раскрыть причины подсознательного, приводя их к сознанию и тем самым решая проблему.7

      Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно  отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное  развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

      Первый  период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это  время у детей формируется  способность надолго сохранять  в памяти образы предметов окружающего  мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят. Существование данной стадии может подтвердить любая приходящая няня, которая знает, как пронзительно кричат младенцы, видя, что родители уходят, а через полгода, прощаясь с родителями, они весело машут им ручкой.

      Второй  период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. В  это время дети учатся различать  символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто – то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.

      В возрасте от 7 до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Пиаже  называет этот период стадией конкретных операций. Например, если на данной стадии детям показывают ряд из шести палочек и просят взять такое же количество палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к палочке из ряда. Дети меньшего возраста, еще не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке.

      В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии.8

      Гарвардский психолог Лоренс Колберг (1963), придававший  большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме, в котором чувствуется сильное влияние теории Пиаже.

      Колберг выделил шесть стадий нравственного  развития личности, которые сменяют  одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Пиаже Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают по крайней мере третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

      Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий  о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей стадии люди отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на данной стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в

      основном  стремятся приспосабливаться к  окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и правила  поведения в нем. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает ее, потому что «это правильно». Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

      На  пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Например, нельзя обманывать налоговое управление, ведь, если бы все так поступали, наша экономическая система развалилась бы. Но в некоторых случаях может быть оправдана «ложь во спасение», щадящая чувства другого человека.

      На  шестой стадии у людей формируются  собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют  к себе такие же требования, как  и к любому другому человеку. Наверное, Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг и были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития.

      Экспериментальные исследования выявили некоторые  недостатки теории Колберга. Поведение  людей часто не вполне соответствует  той или иной стадии: даже находясь на одной и той же стадии, они могут вести себя поразному в сходных ситуациях. Кроме того, возникли вопросы относительно шестой стадии развития личности: правомерно ли считать, что несколько выдающихся деятелей в истории человечества достигли какогото особого уровня развития своей личности? Быть может, дело скорее в том, что они явились на определенном историческом этапе, когда их идеи обрели особое значение. Однако, несмотря на критику, труд Колберга обогатил наше понимание развития нравственности.9

Глава 2. Определение понятия социализация. Теории социализации. 

Информация о работе Социализация личности