Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:41, реферат
Развитие общества в экономической, технологической, духовной и других сферах общества изменяют условия социализации и даже сами нормы. Что делает актуальным изучение механизма социализации личности в этих новых условиях.
В осмыслении и дальнейшей разработке вопроса социализации личности важную роль играет изучение и критический анализ состояния данной проблемы в прошлом, что позволит выявить ее продуктивность в исторической перспективе, обосновать применимость определенных концепций для анализа специфики социализации.
Анализ психологических и социологических источников конца XIX - начала XX веков показал, что в центре внимания исследователей находилось изучение и описание процесса взаимодействия личности и социальной среды в категории “социализация личности”, содержанием которой является процесс освоения индивидом социального опыта, системы знаний, норм и ценностей, социальных ролей и функций .
1. Введение………………………………………………………..…….…….… 3
1. Определение понятия личность. Теории развития личности.…….…….… 3
2. Определение понятия социализация. Теории социализации…….………… 8
3. Современные инструменты социализации………..………………..…….... 10
4. Социальные статусы и роли.…………………………...……………………. 13
5. Вывод…………………………………………………………………………. 14
6. Список литературы…………………………………………………………… 15
Понятию социализация в Большом толковом социологическом словаре дается следующее определение:
Социализация (socialization) – 1. (так же называемая энкультурацией) процесс, в ходе которого культура общества передается детям; модификация с младенчества поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни. В этом смысле социализация есть функциональная предпосылка для каждого общества, необходимая для любой социальной жизни, а также для культурного и социального воспроизводства и общих, и частных социальных форм. Как подчеркнули Парсонс и Блейз (1955), социализация в семье и где-либо еще предполагает интеграцию в общество, с одной стороны, и дифференциацию индивидуума – с другой. 2. Замена частной собственности на средства производства государственной собственностью. 3. (Марксизм) тенденция капиталистического производства ко все большей зависимости от коллективной организации (например, взаимосвязь многих различных процессов). Это одна из важных причин, почему Маркс ожидал осуществления в конечном счете перехода к социализму (и общественной собственности на средства производства).
В данном понятии значение 1 наиболее важно для социологов и антропологов. Кроме того, характеризуя отношения между индивидуумом и обществом, оно соединяет социологию и психологию. Теории социализации сосредоточились на:
(а) когнитивном развитии (например, Пиаже);
(б)
приобретении нравственной и
персональной идентичности
(в) выработке понимания «Я» и социальной идентичности (например, Дж. Х. Мид);
(г)
интериоризации нравственных
(д)
развитии социального
Само собой именно значение 1 понятия «социализация» меня и интересует в рамках данной работы. Иными словами социализация как результат социального научения, взаимодействия и общения, как результат самоактуализации и самореализации, самопрезентации индивида обществу и становлению его личности.
По Эриксону11 процесс социализации связан с возрастными кризисами индивида, где общество способствует их приятному разрешению. В результате чего формируется идентичность. В рамках его концепции, применительно к каждой стадии развития рассматриваются агенты социализации двух уровней - базисные социальные институты и референтное окружение индивида. Качественные особенности каждого из них существенно важны не только в смысле благоприятного разрешения индивидуального кризиса развития, но и с точки зрения социализации индивида.
Бергер и Лукман делят социализацию на первичную и вторичную. Где «первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация – это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества»12. У Бергера и Лукмана так же как и у Эриксона отведено большое место агентам социализации – это «значимые другие».
«Высшей стадией социализации, согласно Миду, является формирование социального рефлексивного «Я», отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии социальный контроль “врастает” в личность и приобретает форму внутреннего самоконтроля».13
Наряду
с понятием социализация в силу кризиса
ценностей и высокого уровня социальной
неопределенности в некоторых обществах
существует такое понятие как
ресоционализация. Согласно определению
Н.Смелзера, «ресоциализацией называется
усвоение новых ценностей, ролей, навыков
вместо прежних, недостаточно усвоенных
или устаревших. Ресоциализация охватывает
многие виды деятельности — от занятий
по исправлению навыков чтения до профессиональной
переподготовки рабочих. ... Под ее воздействием
люди пытаются разобраться со своими конфликтами
и изменить свое поведение на основе этого
понимания»14.
Глава
3. Современные инструменты
социализации.
Инструментами социализации личности в современном мире выступают Средства массовой информации - печать, телевидение, радио, и не так давно массово распространился Интернет.
СМИ, радио и телевидение могут напрямую и быстро передавать сообщение адресатам и оказывать «дрессирующие» воздействие на личность. Так и происходит в тоталитарных государствах, где государственный контроль выступает естественным инструментом политики. В США деятельность СМИ не финансировалась государством, там доминировали интересы капитала, что позволило СМИ провозгласить себя «свободным» и «независимым» в противовес «монополии государственного контроля». Еще в 1974 году Раймонд Уильямс в своей книге «Телевидение: технология и культурная форма» отмечает, что СМИ могут быть включены в процесс социализации - как фактор обучения и становления для будущего функционального члена социума.
Тем самым процесс социализации посредствам СМИ, телевидения и радио предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Общество должно задумываться над тем, что ему транслируют, общественный контроль здесь чрезвычайно важен. Во – первых сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Во – вторых социализация личности предполагает преодоление негативных явлений воздействия на сознание и поведение людей. В – третьих, что немаловажно, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. Не смотря на существование общечеловеческих ценностей влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. На примере учебника15 по русскому языку для иностранцев – Рис.1, можно представить каким образом в штатах воспитывали отношение к России в 80 – х. годах XX столетия.
Интернет в отличие от вышеперечисленных инструментов социализации отличается открытостью с точки зрения социальной и институциональной организации, поскольку сами пользователи становятся разработчиками технологии и творцами всей сети в целом. Поскольку наша повседневная деятельность основывается на коммуникации, а Интернет видоизменяет способ нашей коммуникации друг с другом, наша жизнь оказывается в сильной зависимости от этой новой технологии16.
Родившись в Америке в 196917 году, в 90- х. годах XX столетия Интернет стал носить глобальный характер. В связи с чем высказывались самые
Рис.1
противоречивые суждения по поводу новых моделей социального
взаимодействия. По мнению Мануэля Кастельса – одного из самых известных социологов современности, эксперта по информационному обществу – новые – избирательные модели социальных отношений приходят на смену формам взаимодействия между людьми, основанными на территориальных связях. Еще в 1991 году Говард Рейнгольд в своей книге «Виртуальное сообщество» приводил убедительные доказательства рождения новой формы сообщества, объединяющего людей в онлайновом режиме вокруг новых ценностей и интересов и образующего связи дружбы, которые могут распространяться также и на межличностное взаимодействие. Таким образом сообщества, возникающие в Интернете носят не территориальный характер, обеспечивают социальное взаимодействие, поддержку, информацию, чувство принадлежности к группе и социальную идентичность.
Но существует и другой взгляд на воздействие Интернета. Больше всего это мнение распространено в СМИ и оно сводится к тому, что распространение Интернета способствует социальной изоляции, разрыву общественных связей и разрушению семейной жизни. По мнению критиков Интернета, молодежь вместо социализации в реальном мире, находит возможность социализации в мире Виртуальном. Я считаю, что социализация посредством Интернета имеет место существовать. Но может ли происходить социализация в Виртуальном мире? Возможно ли вообще настолько отстраниться от своей реальной сущности? Проведя небольшое исследование Интернет – зависимой молодежи18 в возрасте от 18 до 23 лет я пришла к выводу, что Интернет в большей степени привлекателен для поддержания и укрепления не только уже имеющихся знакомств, но и предоставляет широкий круг новых знакомств. В Интернете свободно происходит формирование личности и экспериментирование с нею, ведь «никто не знает, что вы собака». Даже не смотря на то что конструирование личности молодежи в современном мире происходит уже и в Интернете, Виртуальная реальность не становится высшей19, ведь даже живя параллельной жизнью на экране мы тем не менее связаны с бренностью наших физических сущностей.
В
любом случае социализация посредством
СМИ, радио, телевидения и Интернета будет
зависеть от тех смыслов, которые заложит
само общество, что и накладывает определенную
ответственность. Например, демонстрация
насилия на телевидении и как следствие
рост насилия в обществе приведет к обратному
эффекту социализации – десоциализации20.
Глава
4. Социальные статусы
и роли.
Человек, будучи существом социальным, входит одновременно во многие социальные группы и занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Не бывает такого, когда человек целиком и полностью принадлежит только одной группе. В нашем обществе, например, очень распространена ситуация, когда женщина одновременно может выполнять очень много ролей: руководитель предприятия, водитель, жена, мать, домохозяйка и так далее. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них используются понятия социального статуса и социальной роли.
Социальный статус (лат. status - положение) - соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. Социальные статусы, как элементы социальной организации общества сложно скоординированы и ранжированы относительно господствующей системы ценностей, что придает им особую значимость в общественном мнении. Престиж социального статуса зависит от социальных определений реальности в целом и сам является социально определенным, осознается личностью в качестве объекта ориентации социального действия. Каждый социальный статус - прежде всего оценка, добиваясь которой субъект усваивает социальные нормы и представления, фиксируемые как предписанная данному положению совокупность прав и обязанностей, реализация которых формирует социальную роль (Р. Линтон).
Различают прирожденный, или наследуемый, социальный статус и достигнутый, связанный с активностью субъекта по его обретению; а также личный, определяющий положение субъекта в системе межличностных отношений (особенно в малой группе) в зависимости от признания его личностных качеств. Так как каждый участник социальных взаимодействий вписан в систему многообразных связей и деятельностей по поводу обеспечения социальных функций, то субъект одновременно занимает несколько статусных позиций. Возможное расхождение требует предпочтения одного социального статуса другому или приводит к конфликту как между ними (Парсонс)21.
Социальная
роль - нормативно одобренный, относительно
устойчивый образец поведения (включая
действия, мысли и чувства), воспроизводимый
индивидом в зависимости от социального
статуса или позиции в обществе. Понятие
«роль» было введено независимо друг от
друга американскими социологами Р. Линтоном
и Дж.Г. Мидом в 1930-х22.
Вывод
Социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества. Таким образом, объектом исследования социализации становится весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Эти качества охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.
Вместе
с тем, в какой бы сфере ни действовал
человек, духовный момент всегда и во всем
сопровождает его деятельность. Более
того, человек не пассивно воспроизводит
то, что диктует ему общество. Он обладает
возможностью проявить свою творческую
силу и воздействовать на окружающие его
явления в соответствии с уровнем своей
внутренней культуры, степени развития
гуманизма, милосердия и уважения к другим
людям.
Список
литературы
1. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. - М.: «ПЕР СЭ», 2007. - 464 с.
2. Общая психология.
Словарь - М.: «ПЕР СЭ», 2005. - 251 с. Ред.-сост.
Л.А. Карпенко.
Под общ. ред. А.В. Петровского.