Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:32, курсовая работа
Одним из основных факторов социализации детей является семья, несмотря на все изменения, которые в ней происходят. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходят не плавно, а скачкообразно.
Введение
1.понятия :социализация , подросток
2.особенности социализации современного подростка
3.факторы, влияющие на социализацию подростка
3.1 семья
3.2 школа,сверстники
4.Выводы
Тема реферата:
«социализация
подростков в современной России»
Выполнила:
Москва,
2009
Оглавление:
Введение
1.понятия :социализация , подросток
2.особенности
социализации современного
3.факторы, влияющие на социализацию подростка
3.1 семья
3.2 школа,сверстники
4.Выводы
Введение
Одним
из основных факторов социализации детей
является семья, несмотря на все изменения,
которые в ней происходят. Российская
семья сегодня переживает ситуацию,
когда изменение социальных условий,
смена одних общественно-экономических
отношений на качественно противоположные
происходят не плавно, а скачкообразно.
Переход от традиционной патриархальной
семьи к современной, основанной
на равенстве супругов, привел
к снижению авторитета
отца, утрате согласованности
воспитательных воздействий родителей.
Также проблемой является несовпадение
взглядов и интересов с родительским,
иными словами проблема «отцов и детей».
Это приводит к тому, что подросток не
может правильно оценить ситуацию, что
негативно отражается на будущем ребенка.
То, какое будущее ждет человека во многом
зависит от того, как подросток социализируется
в этом возрасте. Целью этой работы является
выявить влияние семьи, школы и сверстников
на социализацию подростков в современной
россии.
Знаменитый филосов и социолог Джордж Мид уделял большое внимание символам и жестам в процессе взаимодействия. Считая главную особенность человеческого сознания в способности использовать символы и адекватно их интерпретировать, Мид полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность, формирующаяся ещё в детстве, принимать на себя роли других людей. Главное место в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм. Уже само вступление в коллективную игру побуждает ребёнка принимать на себя определённую роль, затем по мере накопления опыта и взросления он научается принимать на себя роли нескольких лиц, участвующих в игре. Вместе с этим, развивается его разум и самосознание, ребёнок всё в большей мере усваивает нормы и ценности группы, её требования и установки по отношению к нему.
Семья и другие первичные
Агенты и институты
Поскольку социализация
в подростковом возрасте у молодых людей происходит ряд физиологических изменений, например, наступление половой зрелости, что приводит к появлению влечения к противоположному полу, агрессивность, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности. Эти изменения не могут не повлиять на ход социализации. Раньше, будучи детьми молодые люди смотрели на мир глазами родителей, сейчас же они смотрят на мир и глазами родителей, и глазами своих сверстников. Получается некая двойственность. Подростки переходят к непослушанию по отношению к родителям, характеристика их поведения меняется. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние –мировоззренческие – этажи. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего
вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет
социальную
среду и социальную
символику «Я». Гипертрофированная
самостоятельность находит выражение
в подчеркнутой резкости собственных
оценок: для многих подростков «хорошо»
и «правильно» только то, что
им нравится. Психофизиологическое
повзросление практически ничего
не меняет в социально-экономическом
положении подростков. Социальный
статусы родителей и юношей по-прежнему
несовместимы: родители зарабатывают
на жизнь, несутморальную и
правовую ответственность за
детей. Взрослые –собственники, распорядители,
опекуны. А подростки экономически
несамостоятельны, они все еще требуют
социальной защиты. Родители ограничивают
подростков в их порывах к самостоятельности.
В этом и заключается главное противоречие.
В связи с этим социологи говорят о ролевом
бесправии подростков –меньшем объеме
прав и обязанностей по сравнению
со взрослыми. Подростки в силу
своих небольших возможностей и маленького
жизненного опыта совершают много необдуманных
поступков, таких как: преступность, употребление
наркотиков, алкоголизм, половая распущенность,
насилие надличностью. Многие
подростки бросают школу,
и как результат, нарушается естественный
процесс социализации. Социологи полагают,
что сексуальная распущенность,
злоупотреблениеалкоголем– не что иное,
как попытка играть роль
взрослых.
3.факторы, влияющие на социализацию подростка
3.1 семья
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет
ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы нормы
человеческих отношений, впитывая из семьи все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества. Социализация в семье зависит от состава семьи. Сегодня нет больших семей, в которых живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки. Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи, рождения и воспитания детей. На отношения внутри семьи влияют успехи родителей на производстве, их роль и статус в общественной жизни. Родительский авторитет уже
не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит
убеждение.
Моральный авторитет
опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор
круга общения расширяется. Исследования показывают, что еще десятилетие назад неработающая женщина трудоспособного возраста рассматривалась как исключение из правил, то сейчас это довольно большая группа. Анализируя возможные последствия возвращения семей к традиционному распределению ролей между супругами можно предположить позитивный эффект такого процесса на осуществление семьей воспитательной функции: повышается социальный контроль за детьми, они растут более здоровыми, ухоженными, мать уделяет больше внимания их образованию и
воспитанию.
«В ходе опроса респондентам задали несколько вопросов о том, как их воспитывали в детстве: много ли внимания им уделяли родители, как их наказывали и как поощряли.
Около половины россиян (48%) утверждают, что родители проводили с ними много времени, много занимались их воспитанием, причем заметно чаще других об этом говорят люди молодые - в возрасте от 18 до 24 лет (76%) и от 25 до 34 лет (61%). 46% опрошенных уверяют, что родители уделяли им мало внимания; такой ответ чаще можно услышать от представителей старших поколений - людей в возрасте от 55 до 64 лет (63%) и тех, кому сейчас 65 лет и больше (68%).
Как выяснилось, почти в половине семей (45%) родители стремились установить с детьми отношения "на равных"; кроме того, 41% сказали, что их родители допускали споры и возражения со стороны детей. В семьях 42% опрошенных родители не стремились относиться к детям как к равным; половина россиян (49%) говорят, что в детстве им не позволялось спорить с родителями. Наблюдается следующая зависимость: чем моложе респонденты, тем чаще они говорят и об эгалитарном характере взаимоотношений с родителями, и о возможности возражать им, спорить с ними - судя по всему, такая модель становится все более и более распространенной (данные в % от числа опрошенных):
|
Две трети респондентов (66%) сказали, что в детстве родители их наказывали, причем - 48% подвергались наказаниям редко, а 19% - часто. Около трети опрошенных (30%) уверяют, что их не наказывали.
Мы задали респондентам открытый вопрос о том, как их обычно наказывали родители. Чаще всего говорилось о физических наказаниях (22%) - "били тем, что было под рукой"; "крапивой или прутиком"; "офицерский ремень". Другая форма наказаний, о которой тоже вспоминали довольно часто, - это выговор и повышение голоса (19%) - "говорили повышенным тоном"; "кричали"; "очень сильно ругали". 12% опрошенных называли такие формы наказания, как запреты, лишение удовольствий и развлечений, еще 8% - наказания в словесной форме, воспитательные беседы. Другие типы наказаний упоминаются реже - 2% говорят о моральном воздействии, 1% - о "бойкоте" со стороны родителей ("мама не разговаривала со мной"), еще 1% - о принудительном выполнении домашней работы ("заставляли выполнять работу по дому").
Что касается физических наказаний, то их, судя по ответам респондентов, в принципе применяли родители 40% опрошенных (или 60% тех, кого вообще наказывали в детстве).
Вместе с тем, подавляющее большинство респондентов (85%) уверяют, что родители хвалили их в детстве, при этом более половины (57%) получали похвалу часто, 28% - редко. Сказали, что их вообще не хвалили, всего 6% россиян.
Любопытно отметить, что методы воспитания постепенно меняются - представителей молодых поколений родители реже наказывали телесно, зато чаще хвалили (данные в % от числа опрошенных):
|
Информация о работе Социализация подростков в современной России