Социализация подростков в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание

Одним из основных факторов социализации детей является семья, несмотря на все изменения, которые в ней происходят. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходят не плавно, а скачкообразно.

Содержание

Введение
1.понятия :социализация , подросток
2.особенности социализации современного подростка
3.факторы, влияющие на социализацию подростка
3.1 семья
3.2 школа,сверстники
4.Выводы

Работа состоит из  1 файл

социология реферат.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

Тема  реферата:

«социализация подростков в современной России» 
 
 
 
 
 

Выполнила: 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2009 
 
 

Оглавление:

Введение

1.понятия :социализация , подросток

2.особенности  социализации современного подростка

3.факторы, влияющие  на социализацию подростка

  3.1 семья 

  3.2 школа,сверстники

4.Выводы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Одним из основных факторов социализации детей  является семья, несмотря на все изменения, которые в ней происходят. Российская  семья  сегодня переживает  ситуацию,  когда изменение  социальных условий,  смена   одних общественно-экономических отношений на качественно    противоположные происходят не плавно, а скачкообразно. Переход от традиционной патриархальной семьи к современной,  основанной  на равенстве   супругов,   привел   к   снижению   авторитета   отца,    утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Также проблемой является несовпадение взглядов и интересов с родительским, иными словами проблема «отцов и детей». Это приводит к тому, что подросток не может правильно оценить ситуацию, что негативно отражается на будущем ребенка. То, какое будущее ждет человека во многом зависит от того, как подросток социализируется в этом возрасте. Целью этой работы является выявить влияние семьи, школы и сверстников на социализацию подростков в современной россии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятия социализация и подросток

    Знаменитый  филосов и социолог Джордж Мид  уделял большое внимание символам и  жестам в процессе взаимодействия. Считая главную особенность человеческого сознания в способности использовать символы и адекватно их интерпретировать, Мид полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность, формирующаяся ещё в детстве, принимать на себя роли других людей. Главное место в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм. Уже само вступление в коллективную игру побуждает ребёнка принимать на себя определённую роль, затем по мере накопления опыта и взросления он научается принимать на себя роли нескольких лиц, участвующих в игре. Вместе с этим, развивается его разум и самосознание, ребёнок всё в большей мере усваивает нормы и ценности группы, её требования и установки по отношению к нему.

          Семья и другие первичные группы  играют важнейшую роль в период ранней социализации ребёнка. По мере его взросления, превращения в подростка, юношу, закономерно расширяется круг его общения, и всё большую роль начинают играть различные организации и образовательные учреждения. Все посредники между человеком и обществом называются институтами и агентами социализации.

          Агенты и институты социализации - это помощники человека в  процессе его социализации , какие  –либо люди и учреждения.

              Поскольку социализация делится  на первичную и вторичную, так  же делятся и агенты и институты. К агентам и институтам первичной социализации относится ближайшее окружение человека, оказывающее наиболее сильное и значимое влияние на формирование его личности - это семья, друзья, учителя. Агенты вторичной социализации - представители администрации учебного заведения, предприятия, армии, милиции, церкви, государства. С ними подросток реже контактирует. Вопрос возрастной стратификации - предмет спора многих исследователей.  В разных источниках существует свое определение слова «подросток» и свое возрастное ограничение. В целом возраст подростка находится примерно в этом промежутке: 11 - 21  лет.

  1. особенности социализации современного подростка

в подростковом возрасте у молодых людей происходит ряд физиологических изменений, например, наступление половой зрелости, что приводит к появлению  влечения  к  противоположному  полу,  агрессивность, подчеркнутое   стремление к независимости и самостоятельности. Эти изменения не могут не повлиять на ход социализации. Раньше, будучи детьми молодые люди смотрели на мир глазами родителей, сейчас же они смотрят на мир и глазами родителей, и глазами своих сверстников. Получается некая двойственность. Подростки переходят к непослушанию по отношению к родителям, характеристика их поведения меняется. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее  верхние  –мировоззренческие – этажи. Подростки  и  юноши   более   восприимчивы   к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются  одежды,  внешнего

вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того,  что  составляет

социальную   среду   и   социальную   символику   «Я».    Гипертрофированная самостоятельность находит  выражение  в  подчеркнутой  резкости  собственных оценок: для многих подростков «хорошо»  и  «правильно»  только  то, что им нравится. Психофизиологическое  повзросление  практически ничего  не  меняет  в социально-экономическом положении подростков. Социальный  статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители  зарабатывают на  жизнь,  несутморальную  и правовую  ответственность за   детей. Взрослые –собственники, распорядители,   опекуны. А подростки экономически  несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты. Родители ограничивают подростков в их порывах к самостоятельности. В этом и заключается главное противоречие. В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии подростков  –меньшем объеме прав  и обязанностей  по  сравнению со  взрослыми.  Подростки в силу своих небольших возможностей и маленького жизненного опыта совершают много необдуманных поступков, таких как: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая  распущенность,  насилие  надличностью.  Многие  подростки  бросают  школу,   и как результат, нарушается естественный процесс социализации. Социологи полагают,  что  сексуальная  распущенность,  злоупотреблениеалкоголем– не что иное,  как  попытка  играть  роль  взрослых. 

3.факторы, влияющие  на социализацию подростка

3.1 семья 

В жизни  каждого  человека  семья  занимает  особое  место.  В  семье  растет

ребенок, и с первых лет своей жизни  он  усваивает  нормы  нормы

человеческих  отношений,  впитывая  из  семьи  все,  чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в  своей семье  все  то, что было в семье его родителей. В  семье  регулируются  отношения  ребенка  к  окружающему, в  семье  он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества. Социализация в семье зависит от  состава семьи.  Сегодня нет больших семей, в которых живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки. Социализация  личности  в семье зависит от  отношений внутри  семьи. Брак -  это исторически меняющаяся социальная  форма отношений между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские,  родственные права и обязанности с целью создания  семьи, рождения и воспитания детей. На отношения внутри семьи влияют успехи  родителей  на  производстве,  их роль и статус в общественной жизни. Родительский авторитет  уже

не является абсолютным, теперь  на  место  запрета  и  принуждения  приходит

убеждение. Моральный авторитет поддерживать  гораздо  труднее,  чем  власть,

опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации  и  выбор

круга общения расширяется. Исследования показывают, что еще десятилетие  назад неработающая женщина трудоспособного  возраста рассматривалась как исключение из правил, то сейчас это довольно большая группа. Анализируя  возможные последствия возвращения семей к   традиционному распределению ролей между супругами можно   предположить позитивный эффект такого процесса  на  осуществление семьей  воспитательной функции:  повышается  социальный  контроль  за  детьми,  они  растут   более здоровыми,  ухоженными,  мать  уделяет  больше  внимания  их  образованию  и

воспитанию.

    «В ходе опроса респондентам задали несколько вопросов о том, как их воспитывали в детстве: много ли внимания им уделяли родители, как их наказывали и как поощряли.

Около половины россиян (48%) утверждают, что родители проводили  с ними много времени, много занимались их воспитанием, причем заметно чаще других об этом говорят люди молодые - в возрасте от 18 до 24 лет (76%) и от 25 до 34 лет (61%). 46% опрошенных уверяют, что родители уделяли им мало внимания; такой ответ чаще можно услышать от представителей старших поколений - людей в возрасте от 55 до 64 лет (63%) и тех, кому сейчас 65 лет и больше (68%).

Как выяснилось, почти  в половине семей (45%) родители стремились установить с детьми отношения "на равных"; кроме того, 41% сказали, что  их родители допускали споры и  возражения со стороны детей. В семьях 42% опрошенных родители не стремились относиться к детям как к равным; половина россиян (49%) говорят, что в детстве им не позволялось спорить с родителями. Наблюдается следующая зависимость: чем моложе респонденты, тем чаще они говорят и об эгалитарном характере взаимоотношений с родителями, и о возможности возражать им, спорить с ними - судя по всему, такая модель становится все более и более распространенной (данные в % от числа опрошенных):

  Все Возраст, лет
18-24 25-34 35-44 45-54 55-64 65 и старше
В Вашем детстве Ваши родители (те, кто Вас воспитывал) старались или не старались вести себя с Вами как с равным(-ой)?
Старались 45 52 54 46 38 32 18
Не  старались 42 38 38 43 50 57 70
Затруднились  ответить 11 9 7 9 9 9 9
В детстве родители (те, кто Вас  воспитывал) Вам позволяли или  не позволяли спорить с ними, возражать им?
Позволяли 41 58 46 46 45 41 35
Не  позволяли 49 35 45 41 43 40 48
Затруднились. ответить 9 6 8 12 9 17 15
 

Две трети респондентов (66%) сказали, что в детстве родители их наказывали, причем - 48% подвергались наказаниям редко, а 19% - часто. Около трети опрошенных (30%) уверяют, что их не наказывали.

Мы задали респондентам открытый вопрос о том, как их обычно наказывали родители. Чаще всего говорилось о физических наказаниях (22%) - "били тем, что было под рукой"; "крапивой или прутиком"; "офицерский ремень". Другая форма наказаний, о которой тоже вспоминали довольно часто, - это выговор и повышение голоса (19%) - "говорили повышенным тоном"; "кричали"; "очень сильно ругали". 12% опрошенных называли такие формы наказания, как запреты, лишение удовольствий и развлечений, еще 8% - наказания в словесной форме, воспитательные беседы. Другие типы наказаний упоминаются реже - 2% говорят о моральном воздействии, 1% - о "бойкоте" со стороны родителей ("мама не разговаривала со мной"), еще 1% - о принудительном выполнении домашней работы ("заставляли выполнять работу по дому").

Что касается физических наказаний, то их, судя по ответам респондентов, в принципе применяли родители 40% опрошенных (или 60% тех, кого вообще наказывали в детстве).

Вместе с тем, подавляющее  большинство респондентов (85%) уверяют, что родители хвалили их в детстве, при этом более половины (57%) получали похвалу часто, 28% - редко. Сказали, что  их вообще не хвалили, всего 6% россиян.

Любопытно отметить, что методы воспитания постепенно меняются - представителей молодых поколений родители реже наказывали телесно, зато чаще хвалили (данные в % от числа опрошенных):

  Все Возраст, лет
18-24 25-34 35-44 45-54 55-64 65 и старше
Физические  наказания
Не  наказывали 27 33 29 29 28 18 20
Наказывали  40 36 45 39 37 45 36
Поощрения
Не  хвалили 6 4 5 7 6 12 6
Хвалили часто 57 63 65 59 56 46 48
Хвалили редко 28 27 24 25 30 32 33
 

Информация о работе Социализация подростков в современной России