Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:32, курсовая работа
Одним из основных факторов социализации детей является семья, несмотря на все изменения, которые в ней происходят. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходят не плавно, а скачкообразно.
Введение
1.понятия :социализация , подросток
2.особенности социализации современного подростка
3.факторы, влияющие на социализацию подростка
3.1 семья
3.2 школа,сверстники
4.Выводы
Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 28 апреля 2004 года. 1500 респондентов.»
Как показывают исследование,
сегодня авторитет матери как советчицы
оченьвелик: 71% подростков Подмосковья
и 66% москвичей советуются
именно с матерью по важным для себя
вопросам. Нет оснований предполагать,
что эту нишу, возникающую в связи со
снижением авторитета матери, займет
отец. С таким же успехом эту
роль будет играть в жизни
ребенка любой другой авторитетный
в его глазах субъект, что снижает
роль семьи как института социализации
ребенка.
Адресаты обращений
варианты | Москва | Подмосковье |
Мать | 68% | 71% |
Отец | 23% | 17% |
Ст.брат(сестра) | 6% | 11% |
Друг | 36% | 43% |
Кто-либо еще | 6% | 3% |
Ни с ке не советуется | 28% | 15% |
Другой
опрос устанавливающий место
семьи в системе социализирующих
факторов подростков, является оценка
старшеклассниками каждого родителя
как образца для подражания.
Самоидентификация
детей Москвы с
Желание быть похожим | Всего | Девочки | Мальчики |
|На отца |
14% | 4% | 23% |
На мать | 25% | 35% | 15% |
На обоих в равной мере | 39% | 46% | 35% |
Ни на отца,ни на мать | 22% | 15% | 27% |
ИТОГО | 100 | 100 | 100 |
3.2 Школа,сверстники
Другим
основным фактором социализации подростков
является школа. Роль школы как
канала социализации не сводится только
к передачи знаний, умений и
навыков подросткам. Сегодня система
образования, обладая относительной
стабильностью,оказалась в противоречии
с обществом, изменившем ориентиры своего
развития.Кризис образования, переживаемый
сейчас Россией, достаточно
глубок и многолик. И почти все
его характерные черты сказываются
на положении молодежи. Новое поколение
россиян вступает в жизнь в условиях,
резко отличающихся от тех что были
раньше. Страна оказалась отброшенной
далеко назад не только в сфере материального
производства и уровня жизни основной
части населения, но и по состоянию системы
образования.
Распределение
школьников после 8(9) класса, %.
Всего закончили 9 классов и устроились | 1965г. | 1975г. | 1986г. | ||
Пошли работать | 42,5% | 2.3% | 0,2% | ||
Продолжили дневное обучение в ср.школе | 40,0% | 60,9% | 55,8% | ||
Продолжили обучениев ПТУи техникумах | 17,5% | 36,8% | 44,0% |
Таким образом, Советский Союз, до перестройки не отставал от наиболее
передовых западных стран, которые постепенно приближаются к осуществлению
всеобщего 12-летнего образования. Но Россия сдает завоеванные позиции.
Согласно принятому в 1992 году Закону «Об образовании» обязательным
считается только общее основное образование, которое остается бесплатным. С
государства сняты обязательства по обеспечению даже девятилетнего
образования, которые «возложены на родителей или лиц их заменяющих». И это
в условиях, когда значительная часть семей не имеют средств, чтобы
обеспечить полноценное питание и летний отдых детей.
Часто такие группы подростков заменяют друг другу семью, школу и всё остальное. Проще всего подростки вливаются в нейтральные или асоциальные группы, не выступающие против демократического устройства. Воздействие группы сверстников на социализацию происходит посредством определенных психологических механизмов, к которым относятся научение, подражание, заражение и идентификация. Научение -процесс осознанного приобретения знаний и навыков, онприсутствует в группах сверстников, хотя по своему значению и уступает другим механизмам. Подражание - один из главных механизмов социализации в группах сверстников, особенно среди подростков.
Выводы
Подведем итоги. Очень часто приходится слышать от старшего поколения, что наша жизнь сегодня не та, чтораньше, что наше общество должно измениться. Но что нужно сделать для этого? В первую очередь, только из глубокой убеждённости всех и каждого в том, что общество нуждается в коренном обновлении, вырастает энергия массового созидания, без которой немыслим крутой перелом во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления также предполагает небывалое повышение удельного веса творческого потенциала, которым так богата юность. У молодёжи всегда самые близкие и непосредственные отношения с будущим общества, поэтому необходимо взять курс на повышение ответственности и самостоятельности, расширения прав молодёжи. Залог успешного разрешения проблем - в нерасторжимом единстве слова и дела.
Список литературы:
Информация о работе Социализация подростков в современной России