Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:57, реферат
Во-первых, необходимо на основе изучения имеющихся в социологической литературе подходов осмыслить место концепции социальной мобильности в современной социологической картине мира и охарактеризовать социальную мобильность в качестве объекта социального управления. Это даёт возможность достичь комплексных научных результатов в исследовании сущности социальной мобильности, её параметров, типологии её процессов, наличия особых её каналов, практик, институтов, механизмов, используя при этом несколько уровней анализа.
Социальная мобильность и миграция
Социальные изменения характеризуются в первую очередь социальными процессами (от лат. processus - прохождение, продвижение) - последовательными сменами состояний общества или его различных систем.Процесс выступает как движение во времени ряда событий, субъектами которых являются люди и различные формы их объединения. К основным социальным процессам относятся социальная мобильность, социальное воспроизводство.
Существует насущная потребность в комплексном и логически последовательном анализе проблемы управления социальной мобильностью.
Во-первых, необходимо на основе
изучения имеющихся в социологической
Актуальность данной работы в этой части фактически связана с обновлением и расширением толкования социальной мобильности как объекта управления с позиций сочетания классических подходов, в том числе теории социальной мобильности П. Сорокина, и новейших достижений общей социологии и социологии управления, теории систем и синергетики в контексте формирующейся современной парадигмы социальных наук.
Во-вторых, требуется чётко
определить, в чём заключаются
сущность и основной принцип управления
социальной мобильностью, какими составляющими
представлена система управления социальной
мобильностью, какие именно социальные
институты способны выступать в
качестве инструментов управления социальными
практиками перемещений. Решение этих
исследовательских проблем
В-третьих, избранная тема даёт возможность сконцентрировать внимание на такой значимой сфере пространства социальной мобильности, требующей эффективного управления, как пространство профессиональной самореализации индивидов, и исследовать возможности совершенствования управления институтами, практиками и траекториями социальной мобильности в этом пространстве. Научные результаты, которые могут быть здесь достигнуты, особенно важны для совершенствования реальной практики социального управления. Существует потребность в выделении и осмыслении отдельной комплексной сферы профессиональной самореализации индивидов как особого объекта социального управления и, соответственно, в определении путей совершенствования управления социальной мобильностью на уровне управления всем комплексом институтов и практик, относящихся к данной сфере. Вместе с тем не менее актуально получение исследовательских результатов, вскрывающих возможности совершенствования управления социальной мобильностью на другом уровне - уровне управления формированием и реализацией траекторий перемещений социальных субъектов в пространстве профессиональной самореализации.
Научное осмысление всего
этого кратко изложенного комплекса
актуальных проблем - важное условие
совершенствования теории и практики
социального управления мобильностью
в современном динамически
Научное первенство изучения
вопросов социальной мобильности соотносят
в современном социологическом
знании с именем Сорокина П.А., который
определил, что " под социальной мобильностью
понимается любой переход индивида или
социального объекта (ценности), то есть
всего того, что создано или модифицировано
человеческой деятельностью, из одной
социальной позиции в другую".
Для обозначения социальной
позиции в современном
По Сорокину П.А. существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью (перемещением) подразумевается переход индивида, общности людей или социального объекта из одной социальной позиции в другую, расположенную на одном и том же уровне, то есть без изменения основных характеристик социального статуса. При этом он приводит следующие примеры: "Перемещение некого индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданство в другое, из одной семьи (как мужа так и жены) в другую при разводе или повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса - все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Ими же являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некого места до любого другого. Во всех этих случаях "перемещение" может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении".
Таким образом:
• Во-первых, под вертикальной социальной мобильностью он понимает перемещение индивида, социальной группы или объекта с изменением объема прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличия или отсутствия социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного общества, то есть с изменением основных характеристик своего социального статуса.
• Во-вторых, Сорокин П.А. выделяет социальную мобильность самих людей и мобильность социальных объектов, то есть продуктов человеческой деятельности как материальных, так и идеальных.
Вертикальная социальная мобильность может быть восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск. Сорокин П.А. отмечает, что "в соответствии с природой социальной стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уж о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт, или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно, и нисходящие течения так же имеют две формы:
первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал;
другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального единства. В первом случае "падение" напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором - погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги"(3)
Отмечая, что случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или случаи падения с высокого социального уровня на низкий привычны и понятны, Сорокин П.А. приводит следующие исторические примеры вертикальной групповой социальной мобильности.
Историки кастового общества Индии сообщают нам, что каста брахманов не всегда находилась в позиции неоспоримого превосходства, которую она занимает последние два тысячелетия. В далеком прошлом касты воинов, правителей и кшатриев не располагались ниже брахманов, а, как оказывается, они стали высшей кастой только после долгой борьбы. Если эта гипотеза верна, то продвижение ранга касты брахманов через все другие этажи является примером второго типа социального восхождения. Возвысилась вся группа в целом, и все ее члены в полном составе заняли то же положение.
До принятия христианства
Константином Великим статусы христианского
епископа или христианского служителя
культа были невысокими среди других
социальных рангов Римской империи.
В последующие несколько веков
социальная позиция и ранг христианской
церкви в целом поднялись. Вследствие
этого возвышения представители
духовенства и, особенно, высшие церковные
сановники также поднялись до
самых высоких страт
Другой пример - группа легистов во Франции. Появившись в XII веке, эта группа быстро росла по своему социальному значению и положению, Очень скоро в форме судейской аристократии они вышли на позицию дворянства, В XYII веке группа в целом начала "опускаться" и, наконец, вовсе исчезла в пожарище Великой французской революции. То же происходило и в процессе восхождения аграрной буржуазии в средние века, привилегированного Шестого корпуса, купеческих гильдий, аристократии многих королевских дворов. Занимать высокое положение при дворе Романовых, Габсбургов или Гогенцоллернов до революции означало иметь самый высокий социальный ранг. "Падение" династий привело к "социальному падению" связанных с ними рангов. Большевики в России до революции не имели какого-либо особо признанного высокого положения. Во время революции эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все ее члены в целом были подняты до статуса, занимаемого ранее царской аристократией.
Подобные явления наблюдаются и в ракурсе чистой экономической стратификации. Так до наступления эры "нефти" ил "автомобиля" быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое распространение отраслей сделало их самыми важными промышленными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником - нефтяником или автомобилистом - значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов. Все эти примеры иллюстрируют вторую коллективную форму восходящих и нисходящих течений в социальной мобильности.
То есть по Сорокину П.А. сущность социального статуса личности или социальной группы заключается в распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного общества.
Маргинальность (от лат. marginalis - находящийся на краю)- пограничное состояние индивида, социальной общности или социального объекта при осуществлении социальной мобильности, когда перемещение состоялось, а окончательной организации и институализации возникших новых отношений еще не произошло или не происходит вообще.
Мигранты из населенного
пункта в другой, из одной страны
в другую приводят к образованию
маргинальной группы населения, не имеющей
полноправного статуса
Потеря рабочего приводит к образованию маргинальной страты безработных - безработный, потеряв свою работу, через некоторое время может вернуться к исполнению своей прежней или, переквалифицировавшись, новой работы.
Нарушение сложившихся в обществе законов и норм приводит к существованию маргинальных слоев, которые изолируются от остальных членов общества по признаку нарушения законов - заключенные, по несоответствию уровня психического и умственного развития и опасности - психические больные. После отбывания срока наказания или если наказание сыграло свою положительную роль - заключенный возвращается к нормальной жизни в обществе, больной после излечения.
Внутри класса (слоя, страты) военнослужащих к маргинальному слою можно отнести военнослужащих срочной службы (по призыву), как имеющих достаточно выраженные признаки, которые после исполнения воинской обязанности возвращаются в свои старые или переходят в новые социальные ячейки.
Социальные группы, обучающихся в системе профессионального образования (студенты, курсанты и т.д.), которые имеют конкретные цели по достижению конкретных социальных статусов и, осуществляя их достижение, обладают элементами маргинальности - пока не усвоят необходимый объем знаний, навыков, умений, они не имеют права принадлежать к определенной профессиональной группе.
Примерами маргинальности социальных объектов могут служить примеры перемещения религий, моды, культурных ценностей между различными цивилизациями (пограничность христианства на Руси перед ее крещением, моды на курение табака при перемещении из Америки в Европу, рок музыки до ее признания и т.п.).
Теоретически может
• Социальные перемещения осуществляются во всех подсистемах общественной жизни:
• территориальной (например, колонизация Европой Америки, переселение в Сибирь и т.п.),
• профессиональной (например, получив соответствующее образование, рабочий становится инженером и т.п.),
• классовой (например, разбогатев, приобретя в собственность средства производства и став использовать наемный труд, рабочий становится буржуазией и т.п.),
• политической (например, избрание в Государственную Думу, мэром города и т.п.),
• социокультурной (например, смена вероисповедания и т.п.),
Рассмотрим более подробно
миграцию как территориальную
Естественным, закономерным процессом, позволяющим сбалансировать экономическую, социальную, политическую и духовную сферы общества, является миграция населения. Раньше в России миграция в значительной степени была вызвана региональной несбалансированностью трудовых ресурсов, территориальными различиями в уровне жизни, неравномерным размещением рабочих мест и учебных заведений. В настоящее время миграционные процессы вызваны иными обстоятельствами, которые не принимались в расчет.