Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:57, реферат
Во-первых, необходимо на основе изучения имеющихся в социологической литературе подходов осмыслить место концепции социальной мобильности в современной социологической картине мира и охарактеризовать социальную мобильность в качестве объекта социального управления. Это даёт возможность достичь комплексных научных результатов в исследовании сущности социальной мобильности, её параметров, типологии её процессов, наличия особых её каналов, практик, институтов, механизмов, используя при этом несколько уровней анализа.
Одна основная из них - проблема межнациональных отношений, которые все чаще приобретают конфликтный характер. Напряженность в сфере межнациональных отношений, охватившая страну, вовлекает в конфронтацию различные этнические группы и социальные слои, порождая предпосылки, обусловливающие возникновение миграции.
Социально-политическая нестабильность в обществе вызвала рост напряженности во всех без исключения республиках, краях и областях, опасность ущемления гражданских прав некоренных жителей и национальных меньшинств, стремление некоторых из них покинуть прежнее место жительства в поисках более благоприятных условий жизни.
В условиях предшествующей
(советской) идеологической системы миграция
Анализ их научных трудов позволяет вычленить основные компоненты, характеризующие причины и возможные последствия миграции, такие как:
• притеснение представителей некоренных национальностей в бывших союзных республиках;
• введение в действие дискриминационных законов, ущемляющих гражданские права некоренных жителей;
• вооруженные конфликты, особенно в Закавказье, на Северном Кавказе, Таджикистане;
• ухудшение криминогенной обстановки;
• резкое понижение экономического благосостояния людей;
• желание попасть на историческую родину и т.д.
Что же касается возможных последствий миграции, то в работах прослеживаются мысли, связанные с проблемами:
• социокультурной адаптации в иной этнической или других средах;
• изменения ситуации на рынке труда;
• изменения ролевых установок мигрантов и их поведенческих характеристик;
• формирования социально-политических группировок мигрантов с целью защиты их интересов и т.д.
Проявление вышеперечисленных причин и возможных последствий миграции вынудило общественное сознание, государственные органы иначе взглянуть на эту, казавшуюся несложной, проблему. Несмотря на то, что с мая 1992 года в государстве была введена в действие правительственная программа "Миграция" и существует федеральная миграционная служба с филиалами практически во всех регионах России, а также введены в действие Законы "О вынужденных переселенцах", "О беженцах", сложившуюся ситуацию вряд ли можно назвать стабильной. Возникла настоятельная необходимость в теоретической разработке и практической оценке влияния миграционных процессов на межнациональные отношения и наоборот. По С.И.Ожегову,миграция - это перемещение, переселение (например, населения внутри страны или из одной страны в другую...).[6] Краткий словарь по социологии определяет миграцию населения как социально-экономический и демографический процесс, представляющий собой совокупность перемещений, совершаемых людьми между странами, районами, поселениями.[7] Исходя из этих трактовок, видно, что миграция как процесс предполагает взаимоотношение людей на различных уровнях социальных ниш, тем самым, обеспечивая и собственно межнациональные отношения.
Известно, что современная социология выделяет виды территориальных перемещений как необходимое условие миграционного процесса. К ним относятся маятниковые и сезонные перемещения.[8] Сегодня очевидно, что прежняя межтерриториальная миграция утратила свое значение как средство решения важнейших экономических проблем. Иными словами, наработанные методы, формы, типы, виды миграционной политики без серьезной корректировки использованы быть не могут. Поэтому высказывается предположение о том, что в современных условиях миграция видоизменяется, и виды территориальных перемещений требуют дополнительной классификации. К таковым относятся безвозвратные и временные перемещения. Охарактеризуем каждое из них.
Безвозвратные территориальные перемещения мигрантов характеризуются переменой места жительства людьми с учетом того, что они больше не будут возвращаться туда, откуда приехали. Это может относиться к тем, кто по разным причинам убыл из мест постоянного проживания и, переехав в другой регион, сумел получить работу, жилье, социальную защиту. В этом случае немаловажное значение имеет та социальная атмосфера, которая складывается вокруг каждой конкретной личности, семьи. Безвозвратные территориальные перемещения могут иметь перспективы еще и в том, что потомки тех, кто переехал навсегда в тот или иной регион, не будут возвращаться к месту прежнего жительства, полностью адаптировавшись в новой социальной обстановке, а то и самоидентифицироваться определенной (например, национальной) среде. Для Российской федерации такой вид территориальных перемещений стал определяющим, ибо в последние годы миграционные потоки с преобладающим числом представителей русской нации постоянно увеличиваются.
Что же касается временных территориальных перемещений, то если не брать во внимание их некоторую схожесть с сезонными перемещениями (сезонные перемещения на строительные, сельскохозяйственные и другие виды работ, а также туризм, лечение, поездки на учебу и т.п.), процесс этот характерен оттоком из мест постоянного проживания людей, которые по истечении определенного времени (от нескольких месяцев до нескольких лет) возвращаются обратно. Этот процесс имеет, прежде всего, место в регионах с определенной межнациональной напряженностью и сопровождается локальными вспышками конфликтов. Массовое сознание в этом случае направлено на представление того, что межнациональная напряженность - явление временное, быстро идущее на убыль. Однако даже после временного территориального перемещения надежды на спокойную жизнь могут улетучиться, т.к. социально-политическая ситуация в конкретном регионе может и, наверняка, будет меняться. Свидетельство тому, казалось бы временное перемещение людей из Республики Ингушетия в Северную Осетию, а также из Чеченской Республики в Дагестан, другие регионы и обратно. Меняющаяся обстановка, изменение политического алгоритма, угроза безопасности многим людям, вынуждают вновь и вновь формировать миграционные потоки, которые время от времени направляются то в одну республику, то в другую.
Исследуя миграцию, можно прийти к выводу о ее структурных элементах, непосредственным образом отражающих существующую социальную динамику. В этой связи в структуре миграции могут быть выделены:
• в зависимости от социального статуса - мигранты, занимающие достаточно высокое положение, и те, у кого социальный статус ниже;
• в зависимости от национальной принадлежности - мигранты доминирующего этноса и представители других народов, а также мигранты этнически близких и различных общностей;
• в зависимости от причин, побудивших переменить место жительства, - мигранты, уезжающие по причинам межнациональной напряженности и те, кто уезжает по экономическим, политическим или иным причинам;
• в зависимости от длительности миграционного процесса - конкретные сроки, а также конечный путь прибытия и возможности социальной адаптации и неясность этих сроков, а также возможных перспектив;
• в зависимости от участия государственных органов - скоординированная, целенаправленная, разноуровневая работа органов власти всех регионов и неумение, а подчас нежелание это делать;
• в зависимости от способа реализации миграции - организованная и неорганизованная, индивидуальная, самостоятельная и т.д.
Данная классификация
структурных элементов миграции
обостряет и без того имеющее
место научное и правовое разночтение,
связанное с тем, кого считать
мигрантом, а кого беженцем. Определиться
в соотношении этих понятий означает
определиться и в государственной
политике, ее реализации, что должно
найти выражение в обеспечении
материальной помощи, безопасности граждан
и т.д. В научной литературе обозначены
основные позиции ученых по поводу
соотношения понятий "мигрант"
Одно из них свидетельствует
о том, что миграция обусловлена
низким уровнем экономического благосостояния,
голодом, экологическими катастрофами,
и не квалифицируется как беженство,
хотя ее последствия вполне сопоставимы
с применением массового
В Законах "О вынужденных переселенцах" и "Беженцах" сказано о том, что к первой категории относятся граждане Российской Федерации, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место своего жительства на территории другого государства, либо на территории Российской Федерации вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия, в том числе и по признаку расовой или национальной принадлежности. К беженцам Закон относит прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия, в том числе и по признакам расовой и национальной принадлежности.
Схожесть предложенных позиций в отношении понятий "мигрант" и "беженец" очевидна хотя бы потому, что авторы высказываний и трактовка законов связаны с применением насилия против людей, в том числе и по национальным признакам. А это может означать, что необходимо сформулировать более гибкие подходы миграционной политики с обязательным учетом региональных особенностей. Это очевидно еще и потому, что усиливаются стимулирующие миграцию факторы - межнациональная напряженность, и, по сути, гражданские войны в Северокавказском, Закавказском, Среднеазиатском регионах, образование внутренних границ, распад единого экономического пространства и т.д. Все это еще раз подтверждает не только наличие миграционных потоков, но и их меняющуюся социальную конфигурацию. В этой связи отметим, что в современной научной литературе миграционные потоки распределены сегодня следующим образом: вынужденные мигранты и беженцы; репатрианты; воинские части, перемещающиеся по территории России, а также по территории СНГ. Рассмотрим более подробно каждый из этих потоков.
Вынужденные мигранты и беженцы. В результате активных миграций произошло в последнее время громадное территориальное смещение представителей различных национальностей, их всеобщая диффузия. Городское население практически всех частей страны стало многонациональным. С распадом Союза представители многих национальностей, ставшие в одночасье "национальным меньшинством", сильно и нередко болезненно почувствовали перемену своего положения, особенно там, где правящие элиты заняли этнократические позиции, где межнациональные противоречия переросли в конфликты. Например, в странах Балтии, после принятия Законов о гражданстве и иммиграции, ярко проявила себя тенденция. связанная с желанием их руководства оградить свои страны от въезда в них населения, не относящегося к "титульным" национальностям, а также, что важно подчеркнуть, резко увеличить выезд такого населения за их пределы. Подобная политика "выдавливания" иного этнического населения во многом определяет позиции руководства этих стран обеспечить приоритет коренных этносов на всем социальном пространстве.
Что же касается правящих политических элит в государствах Средней Азии и Закавказья, то в их деятельности наблюдается несколько иная картина. В них предпринимаются попытки, скажем так, удержать "европейское" население от переезда в другие регионы. Такие попытки во многом обусловлены следующими факторами:
• Такая категория населения - это во многом стабилизирующий фактор. Учитывая, что практически все эти государства многонациональны и имеют своеобразные традиции в общении представителей разных народов, оно может выступать в качестве культурных звеньев во взаимоотношениях между людьми;
• Как правило, такое население - образованные люди и грамотные специалисты. Значительная часть из них работает на предприятиях, выпуская необходимую стране продукцию. Массовая миграция таких людей может парализовать целые народнохозяйственные отрасли;
• У каждой этнической группы, проживающей в стих государствах, за многие годы определились социальные статусы, утрата которых чревата изменением региональной структуры.
И все же главной тенденцией
ближайшей перспективы будет
стягивание в Российскую Федерацию
некоренных народов, с безусловным
доминированием представителей русского
этноса. Кроме того, будет наблюдаться
возрастающий поток мигрантов из
самой России в центральные и
другие районы. Столь существенный
поток будет создавать
В настоящее время среди
мигрантов наблюдается процесс
консолидации на основе национально-патриотических
лозунгов и групповых, преимущественно
экономических, интересов. Кроме того,
можно предположить, что, обладая
достаточно высоким интеллектуальным
и профессиональным потенциалом, мигранты
колеблются между выжидательной
позицией (в надежде на помощь федеральных
властей) и активными действиями,
способными хотя бы привлечь внимание
общественности к их нуждам и запросам
или решения собственных
Первая позиция связана с пониманием того, что кризисное состояние, в котором пребывает Россия, не позволяет выделять сил и средств на осуществление миграционной политики больше, чем уже есть. Если материальное обеспечение не изменится в лучшую сторону, то, по всей видимости, решение проблем миграции будет откладываться на неопределенное время. В этом случае возможно развитие событий по второй позиции - так называемое "включение" естественных механизмов саморегуляции миграции, а также утрата персонифицированного контроля над этим процессом. Учитывая ход развития событий в стране, весьма вероятным является второй вариант - активные действия мигрантов в местах их компактного проживания при содействии созданных ими общественно-политических и криминальных структур. Причем такие действия будут носить региональный характер. Это может осложниться низким уровнем социального и политического партнерства:
• между региональными и федеральными органами власти;
• между мигрантами и местными органами власти, в компетенцию которых входит решение их проблем;