Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:25, реферат
Социальная поддержка семьи « группы риска » предполагает формальную и неформальную деятельность, а так же взаимоотношения специалистов с семьями , оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ ГРУППЫ РИСКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Российский Государственный
Филиал в г.Томске
Реферат
По дисциплине «Семьеведение»
На тему: « Социальная поддержка семьи группы риска»
СОДЕРЖАНИЕ
Семья - это система, элементами корой являются отдельные её члены, а системообразующей связью - родственные и супружеские отношения между ними.
В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных работах наряду с понятием "неблагополучная семья " можно встретить такие: "деструктивная семья ", "дисфункциональная семья ", "семьи группы риска", "негармоничная семья " и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений; ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки.
Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей. Семьей социального риска считается семья , имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающих её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех его членов.
Семья-это общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями.
Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью , в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются "трудные" дети.
Также существуют такие формы семейного неблагополучия, которые, с одной стороны, являются довольно распространенными в современном обществе, а с другой - не всегда открыто проявляются на социальном уровне и поэтому не вызывают особой обеспокоенности, хотя их деструктивное влияние на формирование личности ребенка не менее опасно, чем в семьях , где прямо культивируются антиобщественные ориентации и демонстрируются образцы асоциального поведения.
С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы , каждая из которых включает несколько разновидностей.
Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи , асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи , образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).
В нашем обществе нет современных статистических данных о том, сколько людей являются алкогольнозависимыми и сколько детей воспитывается в алкогольных семьях , хотя совершенно очевидно, что число детей группы риска увеличивается с каждым годом. В этом трагическом процессе немаловажную роль играют дисфункциональные семьи , где один или оба родителя подвержены или склонны к алкоголизации.
Как отмечают психологи, взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации.
В конечном итоге семьи с алкогольной зависимостью становятся дисфункциональными, что проявляется в виде следующих признаков:
в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.
вся жизнь характеризуется
члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям; родители плохо относятся к детям либо вообще их не замечают;
члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих;
Сегодня наметилась тенденция смещения ролей в семье в сторону лидерства женщины, что не может не отразиться на смене семейной атмосферы в целом и на воспитательных функциях семьи. Сейчас более часто в современной российской семье, в которой наблюдается рассогласование между социальным положением и эмоциональным настроем родителей: отец по традиции продолжает считать себя главой семьи, хотя фактически управляет всем мать, которая вынуждена брать в свои руки не только экономические бразды правления, но и воспитательные, в то время как современный отец зачастую полностью самоустраняется от воспитания.
Это обусловлено рядом объективных и субъективных обстоятельств. В частности, потеря мужчиной роли единственного кормильца семьи привела к ослаблению, а порой и к утрате специфических форм и методов мужского воспитания. Способствовали тому и изменения, которые претерпели представители сильного пола в связи с кризисными явлениями, наблюдающимися в нашем обществе.
В начале 90-х гг. многие мужчины потеряли работу. Некоторые из них начали метаться, менять непривычные ранее занятия, но не всем удалось начать жизнь заново. Вместе с тем для современных мужчин стали присущи такие индивидуальные и социально-психологические особенности, которыми они не обладали еще несколько лет тому назад. К их числу можно отнести снижение волевой активности, утрату чувства ответственности за воспитание трудовых навыков у детей, за выбор ими профессии и уменьшение затрат свободного времени на детей.
Мужчины стали более раздражительны, рефлексивны, импульсивны и тщеславны; у них усилился интерес к своей внешности, к развлекательным видам досуга в ущерб самообразованию и занятиям с детьми.
Ребенок, видя все это, начинает понимать, что отец только мнит себя главой семьи. Пропадает уважение к отцу, появляются реакции протеста против отцовского слабоволия и отстраненности от семейных проблем. Подобные реакции могут возникать и против деспотизма матери, которая определяет уклад семьи, формы досуга, ведет хозяйство, распределяет бюджет и одна занимается воспитанием детей. Пытаясь выполнять и семье функциональные обязанности обоих родителей, мать обычно стремится следовать в своем поведении соответственно тем социально-психологическим ролям, которые обычно разделены между мужчиной и женщиной.
Поэтому она зачастую, руководствуясь искаженным представлением о ролевом поведении настоящего мужчины в семье, становится негибкой, излишне принципиальной, авторитарной и властолюбивой личностью, не склонной к компромиссам, принимает на себя единоличную ответственность за ребенка. В результате подобного ролевого замещения она утрачивает исконно женские черты, которые ассоциируются с добротой, состраданием и эмоциональной отзывчивостью.
Подобный конфликт между социально-психологическим ролями матери и отца в современной семье чутко улавливаются детьми и отражается на особенностях формирования их личности. Родители зачастую даже не подозревают, что своим поведением вносят разлад в детские души, мешают становлению личности и правильной половой идентификации.
Таким образом, ребенку, чтобы защититься, приходится принимать на себя какую-либо роль. Типология ролей, принимающих на себя детьми: Как взрослые, так и дети в семьях " группы риска " играют определенные роли. Ролевые функции детей - это реакция на стресс, каким является проблемы в семье . Описаны три основных роли, которые могут брать на себя дети:
Герой семьи, ответственный ребенок. Этот ребенок с высокими достижениями в учебе, уделяющий мало внимания своим интересам, на первое место он ставит интересы других. Может быть лидером в классе, компании, активен в ситуациях, требующих быстрых действий. Содержит свои вещи в порядке. Часто это старший ребенок в семье;
Проблемный ребенок. Использует негативные формы поведения для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоционально отвергнутым, своим поведением бросает вызов семье . Как сам, так и его друзья, часто попадают в трудные ситуации. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих алкоголь, наркотики.
"Потерянный". Держится изолированно от всей семьи , живет фантазиями, проводит время в одиночестве за тихими занятиями, сильно страдает от одиночества. Родители считают, что он не нуждается во внимании, так как сам может позаботиться о себе. Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудности считает менее важными, чем трудности других, уступчив. По мере взросления может приобщаться к употреблению наркотиков и алкоголя с целью достижения психологического комфорта.
Один и тот же ребенок может в разное время принимает на себя разные роли. Но всегда у детей остается неизменной цель: выработать предсказуемые реакции в рамках непредсказуемой семейной атмосферы.
Если не заниматься психокоррекцией поведения детей, то их будущее может наполняться новыми проблемами. Герой семьи вынужден очень быстро взрослеть и в зрелом возрасте не может справиться с поражениями и ошибками, считает себя ответственным за все происходящее вокруг. Проблемный ребенок становится делинквентным в школе. Закрепятся в его реакциях чувство гнева, желание бросить вызов окружающим постоянно затрудняет его адаптацию в семье и на работе. Потерянный - склонен к изоляции, легко становится зависимым от алкоголя и наркотиков.
Социальная работа с семьей « группы риска » - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи . Социальная работа с семьей « группы риска » сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке , социальному обслуживанию семьи на государственном уровне [8, с. 228].
Социальная поддержка семьи « группы риска » предполагает формальную и неформальную деятельность, а так же взаимоотношения специалистов с семьями , оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы.
Важную роль в социальной поддержки семей , в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:
выплата пособий по временной не занятости;
консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;
оказание помощи в кадровом обеспечении;
предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
профессиональная ориентация детей и подростков;
сбор и распространение
содействие в открытии предприятий семейного типа;
социально – психологическая работа с клиентами [5, с.330]
Социальное обслуживание
В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям , отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования. Социальной обслуживание семьи – это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности [9, с.103]
Неоценимую роль в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей, вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей :