Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:25, реферат
Социальная поддержка семьи « группы риска » предполагает формальную и неформальную деятельность, а так же взаимоотношения специалистов с семьями , оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ ГРУППЫ РИСКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;
многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;
семьи , имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы.
семьи с неблагоприятным
Их основными задачами являются:
Анализ уровня социального обслуживания подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг [4, с.632].
Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и их потребности в социальной помощи.
Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических , психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям , нуждающимся в социальной помощи.
Поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.
Социальный патронаж семей , нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке .
Правовую основу деятельности социального работника в образовательном учреждении составляет разрешение руководителя на проведение профилактической работы с семьей . Работа с семьей включает в себя несколько этапов, первый из которой связан с изучением социальной семьи , выявления ее статуса.
Изучение статуса семьи и условий жизни ребенка:
На предварительном этапе
Изучение социальным работником семейной ситуации проводится после анализа социальных паспортов классов (групп). В дальнейшем семьи обследуются в зависимости от выявленного фактора риска с использованием подобранных диагностических средств. Такая углубленная диагностика проводится совместно с психологом [5, с.456]
Таким образом, по результатам двух этапов диагностики определяется статус семьи « группы риска », выявляется необходимость диагностической работы с семьей , оказание специализированной помощи (медицинской, социальной , психологической), разрабатывается и реализуется программа реабилитации. Определяется так же функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребенку специализированной помощи.
В целом первичное изучение семьи включает:
анализ внутренних и внешних контактов семьи ;
выявление состава семьи ;
выявление ценностных ориентаций семьи ;
определение уровня материального обеспечения, условия жизни и быта;
определения особенностей состояния здоровья членов семьи ; При первичном изучении семьи « группы риска » специалист использует различные методы: беседы с членами семьи , наблюдение семьи вне дома, беседы со специальным окружением семьи .
Рекомендации по проведению беседы:
Возможно проведение беседы с родителями, как на дому, так и в общеобразовательном учреждении, куда приглашаются члены семьи . В начале беседы социальный работник представляется, объявляет цели беседы. Продолжительность встречи не должна превышать более одного часа. В отдельных случаях беседа проводится с участием психолога, специалиста по охране детства. Вопросы, как правило, в большей мере касающиеся ребенка, детско-родительских отношений, восприятия родителями семейной ситуации. Начинать лучше с простых вопросов, на нейтральную тему.
Основные требования к проведению беседы:
важно следить за точностью формулировок.
определить основные вопросы, которые будут заданы;
определить цель беседы;
собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;
Можно начинать с расспроса, постепенно переходя к активному слушанию [9, с.231].
Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей « группы риска », можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям , проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными, и по сей день.
В Томской области с семьями группы риска заключаются социальные контракты. В профилактической работе с семьями , входящими в группу риска , нужно как можно шире применять социальный контракт, заявила начальник областного департамента по вопросам семьи и детей Людмила Эфтимович на селекторном совещании со специалистами по опеке и попечительству.
В Северске будут реализованы 10 социальных проектов по поддержке детей и семей " группы риска ". Десять социальных проектов по поддержке детей и семей " группы риска " будут реализованы в ЗАТО Северск по итогам конкурса областного департамента по вопросам семьи и детей. Конкурс социальных проектов является частью региональной программы "Право ребенка на семью " за 2009-2012 г.г. и финансируется из средств Всероссийского фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Вот некоторые из реализуемых проектов.
Орловская средняя общеобразова
Общественная организация «
Услугу по социальной реабилитации
и адаптации детей-инвалидов по
стандарту «Домашнее
Оказанием экстренной социально-психологической помощи семьям , детям и другим категориям граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или психологической ситуации будут заниматься две организации: Самусьский лицей имени академика Пекарского и МАУ «Ресурсный центр образования». Северчане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, смогут позвонить по единому общероссийскому номеру детского телефона доверия 8-800-200-0122 и получить квалифицированную психологическую помощь. Стоимость гранта составляет 385,08 тыс. руб.
Средняя общеобразовательная школа №90 будет оказывать услугу «Реабилитационный досуг для детей группы риска ». В зоне внимания - дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет, состоящие на учете в КДН или внутришкольных учетах (целевая группа -13 детей), меры социальной помощи - деятельность по организации досуга детей для их реабилитации. Стоимость гранта - 187,083 тыс. руб.
Вечерняя общеобразовательная школа №79 получила финансирование на оказание услуги « Социальная гостиная для детей группы риска ». Целевая группа - дети из семей , оказавшихся в социально-опасном положении, дети, имеющие выраженные проблемы адаптации к школе. Стоимость гранта - 308,074 тыс. руб.
Два учреждения - Самусьский лицей им. Акад. Пекарского и средняя общеобразовательная школа №86 с 1 июня начинают реализовывать услуги по сопровождению приемных, опекунских семей , имеющих на попечении детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Стоимость гранта-317,280 тыс. руб.
Эффективность реализации проектов будет
отслеживаться специалистами
Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье , условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей обязательно отразятся на ребенке, и в первую очередь на особенностях его характера.
Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что сформированные черты его личности будут патологичными. Ребенок может стать носителем определенного симптома, который в явной или скрытой форме присутствует в семье , и это непременно скажется на свойствах его личности.
Таким образом, с семейным неблагополучием необходимо профессионально работать, нивелируя случаи неблагополучия семьи . И самым эффективной технологией работы является грамотно построенная профилактика, то есть раннее выявление семей " группы риска ".
Именно во время появления и нахождения семьи в подобных кризисах семья-система особенно уязвима, она входи в " группу риска ". Если на этом этапе помочь семье , то она не станет неблагополучной.
Таким образом, раннее выявление семей " группы риска " и своевременная помощь им, а также целенаправленная работа с неблагополучием из поколения в поколение, являются самыми эффективными методами профилактики семейного неблагополучия
В. Дружинин Теоретическая типология
моделей семьи// Райгородский Д.Я. Психология
семьи (Серия "Психология семейных отношений")
Учебное пособие для
Девиантное поведение
Здравосмыслова О.М. Психологические
и социально-культурные функции
семьи // Райгородский Д.Я. Психология семьи
(Серия "Психология семейных отношений")
Учебное пособие для
От личности родителей к личности ребенка // Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.:Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. - С. 212-214.
Понятие и типы неблагополучных семей // Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.:Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. - С.4-7, 80-81.
Работа специалистов с неблагополучной семьёй // Олиференко Л. Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей " группы риска ". Учебное пособие для студентов высших учеб. Заведений/ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева - М.:Издательский центр "Академия", 2011 -С.89, 92.
Родители и дети, семейные отношения// Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья (Социологическое исследование).-СПб.: Наука, 2010.с. 289-291.
Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков // Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.:Академический проект; Трикета, 2009. - С. 270-272, 275-277.
Феминология. Семьеведение. Под ред.Л.Т. Шинелевой. М.: Изд-во МГСУ "Союз", 2007. - Т2. - С. 121.