Социальная политика: цели, принципы, содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование основных направлений, целей и принципов социальной политики, проводимой в РФ. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
Исследовать сущность и содержание современной модели социальной политики государства;
Проанализировать основные цели и принципы социальной политики;
Рассмотреть направления развития и совершенствования социальных отношений в условиях рыночной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ 6
1.1 Стратегические цели и принципы государственной социальной политики 6
1.2 Основные функции социальной политики 10
1.3 Структура социальной политики 12
1.4 Содержание социальной политики 18
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ 19
2.1 Социальная защита населения 19
2.2 Главные принципы политики социальной защиты 24
3 СОЦИАЛЬНАЯ ДОКТРИНА РОССИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 74.71 Кб (Скачать документ)

     Данные  принципы социальной политики в большинстве своем были выработаны в процессе организации развития общества и приобрели новое содержание в ходе разработки основ социального государства.

     Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. 
 

     
    1. Основные  функции социальной политики
 
 

    Основные  функции социальной политики можно свести к следующим:

  • стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;
  • поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;
  • гарантирующая функция, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедействия;
  • защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса [23].

     Взаимодействие  указанных функций предполагает необходимость постоянного поддержания  их баланса. Ослабление стимулирующей  функции ведет к снижению ресурсного обеспечения социальной политики, уменьшению возможностей для финансирования социальных программ. Нарушение стабилизирующей  функции обусловливает неоправданное  нарастание социальных дифференциации и напряженности в обществе. Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является обеспечение соответствия перспективной модели социально-экономического устройства общества.

     По  отношению к социальной политике и ее реализации существует два разных подхода. Один из них можно назвать рыночным подходом. Его суть в том, что общество в лице государства обязано создать всем своим членам условия для проявления их экономической активности, а это само по себе обеспечит получение какого-либо дохода. Главное преимущество такого подхода – в свободе государства от социальной ответственности. А главный недостаток – в «свободе» общества от социальной устойчивости, что означает при современном несовершенном виде рыночной системы и глобальных проблемах неизбежность социальной напряженности и конфликтов, вплоть до военных.

     Другой, в отличие от первого, можно назвать  социально ориентированным подходом. Его главный смысл в том, что общество обеспечивает каждому своему члену условия для получения, как минимум, таких доходов, которые не дают ему опуститься ниже черты бедности и деградировать. Прогрессивность социально ориентированного подхода к социальной политике государства по сравнению с рыночным подходом прежде всего в том, что он обеспечивает устойчивость и социальный мир – величайшие общечеловеческие ценности. Кроме того, создавая условия для бесполярной социальной структуры общества без экстремальных социальных групп, такой подход создает и материальные условия для развития способностей как основы для более свободной инновационной деятельности человека в качестве субъекта экономики. А именно этот новый тип работника нужен новому научно-информационному типу производства, и он становится главным фактором такого производства.

     Основное  преимущество такого подхода – в  обеспечении социальной устойчивости общества, что в современном мире служит главным условием его дальнейшего разностороннего развития. [23]

     Социальная  политика осуществляется на разных уровнях:

  • микроуровень — социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;
  • макроуровень — региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;
  • интеруровень — межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.[24]
 
 
     
    1. Структура социальной политики
 
 

     Структура социальной политики включает в себя политику регулирования доходов населения. Политика регулирования доходов населения представляет собой совокупность принципов, мер, и средств регулирующего воздействия государства в области доходов. Под доходом понимают общую сумму денежных поступлений субъекта из всех источников в течение конкретного периода времени. Доходы могут принимать разные формы, основными формами доходов считаются:

  • заработная плата;
  • прибыль;
  • рента;
  • процент (на капитал);
  • государственные (трансфертные платежи).

     Осуществляя регулирующую деятельность в области  доходов, государство изучает фактическое  их распределение с помощью специальных  показателей и методов. Например, широко используется децильный коэффициент, показывающий соотношение доходов 10% населения с наибольшими доходами и 10% с наименьшими. Для этого же используют кривую Лоренца. График кривой Лоренца  показывает степень неравенства в распределении доходов. И чем больше кривая отклоняется от линии абсолютного равенства, тем более неравномерно распределены в обществе доходы.

     Соединение  долей в суммарном доходе для  различного процента семей даст кривую Лоренца, показывающая степень неравенства  в распределении доходов. Кривая Лоренца отражает неравномерность  распределения совокупного дохода общества между различными группами населения. Теоретическую возможность абсолютного равенства в распределении доходов отражает прямая АР, когда 20% семей располагают 20% совокупного дохода, 40% семей – 40% и т.д. Разрыв между линией абсолютного равенства и линией фактического распределения указывает на степень неравенства доходов.

     Абсолютное  неравенство означает, что и 20 %, и 40 %, и 60 %, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного-единственного, последнего в ряду человека, который  присваивает 100 % всего дохода. Следует  отметить, что личный доход после  вычета налогов и с учетом трансфертных платежей распределяется гораздо равномернее. Количественно степень неравенства  в распределении доходов можно  вычислить с помощью коэффициента Джини. Коэффициент Джини позволяет выявить динамику дифференциации населения: чем выше величина коэффициента, тем выше неравенство в распределении доходов.

     Для оценки дифференциации доходов широко используется такой показатель, как  децильный коэффициент. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

     К причинам неравенства в распределении  доходов кроме отсутствия условий  для зарабатывания дохода относятся различия в способностях, уровень образования, профессиональные вкусы, владение собственностью, степень рыночной власти, а также удача, связи, несчастья и дискриминация. Как показывает анализ причин неравенства в распределении доходов, они наносят как объективный, так и субъективный характер. К чему же должно стремиться общество: к выравниванию доходов или к их дифференциации?

     Аргументом  в пользу равенства доходов является принцип максимизации полезности. Дело в том, что потребители тратят свои доходы в первую очередь на те товары, которые обладают наибольшей предельной полезностью. После удовлетворения первичных потребностей оставшийся доход тратится на товары с меньшей предельной полезностью. Поэтому оптимальное распределение доходов означает распределение поровну, приносящее максимально возможную совокупную полезность в обществе. [33]

     Инструментами государства для регулирования  доходов с целью уменьшения неравенства  их распределения служат трансфертные платежи, налоги, регулирование цен  и др. Однако даже в развитых странах  бедность продолжает оставаться острой проблемой, не говоря уже о слаборазвитых и развивающихся.

     Главными  задачами политики доходов являются попытка не допускать или минимизировать ту часть населения, которая оказывается  за чертой бедности, и по возможности  сгладить поляризацию населения  по доходам, снизив в меру экономической  необходимости и возможности  децильный коэффициент его дифференциации, который в странах ЕС=6;в Швеции – 3, а в России в переходный период он достигал 20 (в 1997 г.). [23]

     Под политикой регулирования  занятости понимается система принципов и мер государства, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения.

     Главными  ее принципами являются: принцип равных возможностей в трудоустройстве  всех трудоспособных, принцип содействия в трудоустройстве граждан с  ограниченной трудоспособностью, принцип  предоставления социальной защиты безработным. Для реализации этих и других принципов  политики обеспечения занятости  государство может использовать пассивный или активный тип государственного воздействия.

     Политика  пассивного типа ограничивается использованием средств и мер, которые помогают уменьшить существующую незанятость. Формами реализации для нее служат страхование и вспомоществование.

     Политика  занятости активного типа означает такое регулирование занятости, при котором государство влияет не на последствия (безработицу), а на состояние рынка труда для  предотвращения развития безработицы. Пособие по безработице гарантируется и регулируются законом о занятости населения. Правом на пособие пользуются безработные, к которым относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины – до 55 лет, мужчины – до 60 лет), постоянно проживающие на территории республики, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся на дневных отделениях учебных заведений либо не проходящие военную службу и зарегистрированные в государственной службе занятости. Пособие не облагается налогами и подлежит индексации в установленном порядке. [21]

     Формами реализации активного типа управления служат повышение спроса на рабочую  силу и сокращение предложения рабочей  силы.

     К способам повышения спроса на рабочую  силу можно, например, отнести введение льготного налогообложения там, где нужно увеличить спрос  на рабочую силу. Чтобы снизить  предложение рабочей силы может  быть, например, введение оплачиваемых учебных отпусков для лиц, повышающих классификацию и др. Это мероприятие  содействует сокращению предложения  на рынке труда и вместе с тем  обеспечивает более высокую продуктивность рабочей силы в будущем.

     Особой  и непростой проблемой при  проведении политики занятости является региональная занятость, т.е. соотношение  занятости и безработицы по регионам страны. Это требует специальных  мер, регулирующих социально-трудовую сферу с учетом конкретных условий  развития того или иного региона  и его возможных перспектив.

     Частью  социальной политики является политика социальных гарантий, которая представляет собой совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума гарантированных условий для обеспечения жизнедеятельности членов общества. Главной современной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты. Под ними понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально важных потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.

     Важнейшим видом государственных минимальных  социальных стандартов служит минимальный  потребительский бюджет (МПБ). Это граница доходов, ниже которой может быть обеспечено простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни граждан данного общества.

     Понятно, что МПБ — величина непостоянная. Порядок формирования, а также  направления использования минимального потребительского бюджета определяются законами государства, которые опираются  на его экономическое состояние  и возможности.

     Минимальный потребительский бюджет в свою очередь  имеет несколько видов: он разрабатывается  конкретно для разных социальных групп населения (для работающих, пенсионеров, студентов и др.), а  также для средней семьи, состоящей  из четырех человек.

     Еще одним важным видом минимальных  социальных гарантий является минимальная  заработная плата (МЗП), представляющая социально-экономический норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых  любым нанимателем работнику  простого труда и способных обеспечить воспроизводство его рабочей  силы.

Информация о работе Социальная политика: цели, принципы, содержание