Социальная политика: цели, принципы, содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование основных направлений, целей и принципов социальной политики, проводимой в РФ. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
Исследовать сущность и содержание современной модели социальной политики государства;
Проанализировать основные цели и принципы социальной политики;
Рассмотреть направления развития и совершенствования социальных отношений в условиях рыночной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ 6
1.1 Стратегические цели и принципы государственной социальной политики 6
1.2 Основные функции социальной политики 10
1.3 Структура социальной политики 12
1.4 Содержание социальной политики 18
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ 19
2.1 Социальная защита населения 19
2.2 Главные принципы политики социальной защиты 24
3 СОЦИАЛЬНАЯ ДОКТРИНА РОССИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 74.71 Кб (Скачать документ)

     Выполняя  данную социальную функцию, государство:

     а) законодательно устанавливает минимальные нормативы обеспечения граждан страны социальными благами;

     б) осуществляет финансирование развития и затрат социальных отраслей (здравоохранение, образование, ЖКХ и т. д.);

     в) устанавливает минимальные размеры оплаты труда, пенсий, пособий по безработице, стипендий. [21]

     Для осуществления политики социальной защиты создается система социальной зашиты, которая представляет собой совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам. 
 
 
 

    1.   Главные принципы политики социальной защиты
 
 

     Главными  принципами, которые  лежат в основе политики социальной защиты, являются:

  • гуманность;
  • дифференцированный подход к социально-демографическим слоям или группам населения;
  • адресность защиты;
  • гибкость системы;
  • интеграция различных частей в единую систему;
  • надежность ресурсного обеспечения проводимых мер. [22]

     Методы  социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны, Это обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций, объемов, форм, в которых они проявляют себя.

     Основными методами, используемыми для социальной защиты, являются социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальном положении  в условиях социального риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и т. д.), социальное страхование  как система предоставления финансовой помощи за счет взносов обязательного  или добровольного порядка и  в зависимости от их размера и  социальная поддержка — это, прежде всего способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума, и др. [23]

     Для стран с социально ориентированной  экономикой рыночного типа характерна тенденция гуманизации, которая в большей степени проявляется в системе социальной защиты — в ее адрестности, гибкости и надежности, т. е. в том ощущении защищенности, которое она создает для человека в современном, полном рисков обществе.

     Впервые понятие социальная защита было введено  в 1995 году в Конвенции международной  организации труда №102. [32]

     Модель  социальной политики – это теоретическое  обоснование ее целей, приоритетов, структуры (направлений и элементов) и индикаторов (показателей), средств  достижения целей и оценка эффективности (результативности). [26]

     В мире сложилось две основные модели социальной защиты.

  1. Социал-демократическая модель с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления (Швеция, Австрия).
  2. Либеральная модель, предполагающая частичную собственность, поощрение предпринимательства, приоритет госрегулирования макропроцессов, государственную поддержку малообеспеченных слоев населения за счет частичного перераспределения национального дохода, значительную дифференциацию доходов, субсидиарный (разделительный) принцип социальной политики (США, Англия).

     Изучение  социально ориентированных хозяйств в разных странах позволяет отметить ряд общих элементов, характерных  для любых моделей и предопределяющих их социальную ориентированность

     Таким образом, каждое государство независимо от степени социальных расходов проводит определенную политику в области  социальной защиты и социальных гарантий. Для нормального функционирования общества и недопущения социальной напряженности определенные слои общества постоянно финансируются за счет бюджета государства, также в  предусмотренных законодательством  случаях в момент наступления  форс-мажорных обстоятельств государством предусмотрен ряд социальных гарантий. 
 
 
 
 

     
  1. СОЦИАЛЬНАЯ  ДОКТРИНА РОССИИ
 
 

     Социальная  доктрина России определяет цели, основные принципы, приоритеты и механизмы  реализации единой социальной политики государства, бизнеса и общества как основы социального регулирования  в Российской Федерации на долгосрочный период. Доктрина базируется на Конституции  Российской Федерации, федеральных  законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных  договорах Российской Федерации  в социальной области, а также  на результатах изучения тенденций  и состояния социальной сферы  в РФ, использовании достижений современной  экономической теории, социологии и  психологии.

     Краеугольным  камнем Социальной доктрины является концепция тесной взаимосвязи экономических  и социальных аспектов жизни страны как единого целого. При этом, поскольку в течение пятнадцатилетнего  периода реформ основными ориентирами  служили экономические результаты, приоритетными в настоящее время  должны стать индикаторы социального  развития страны и ее граждан.

     Для устойчивого бескризисного развития страны в долгосрочном плане социальные и экономические аспекты должны рассматриваться как неразделимо  взаимосвязанные между собой. Экономические  и социальные показатели выступают  при этом как составляющие единого  критерия развития страны.

     В среднесрочном плане социальное развитие должно признаваться обществом  и государством как самостоятельная  ценность, критерий оценки достигнутого успеха во всех сферах.

     В краткосрочном плане параметры  социального развития выступают  в качестве ограничений для принятия экономических решений.  
Хотя системные меры социального развития должны формироваться и осуществляться в согласованном взаимодействии с развитием экономического базиса, радикальным улучшением структуры и повышением качества экономического роста, в настоящем документе основное внимание уделено социальным вопросам, а экономические проблемы рассматриваются лишь в контексте взаимосвязей с социальным развитием страны.

     В основе социальной доктрины России лежат  следующие программные установки, которые сложились исходя из существующей социальной политики страны:

  1. Социальные проблемы населения страны должны решаться, как правило, в пределах ее территории и с использованием ресурсов России. Поощрение массовой эмиграции как средства решения социальных проблем страны не допускается. Иммиграция в Россию из других государств должна осуществляться в увязке с мерами по созданию высокооплачиваемых рабочих мест в соответствии с ориентирами структурной политики развития экономики.
  2. Миссией государства в сфере социального развития является создание и улучшение условий для жизни и развития существующего поколения и для неограниченно продолжающегося преемственного функционирования общества и экономики на данной территории. Государство служит защитником и гарантом территориальной и временной целостности страны, ее суверенитета, независимости и укрепления потенциала развития.
  3. Разработка социальных программ и планов, решение социальных проблем и социальное развитие должно осуществляться на основе партнерского солидарного взаимодействия государственных институтов, общества и бизнеса.

     Основная  цель подготовки Социальной доктрины состоит в разработке единого  основополагающего документа, определяющего  основы социальной политики как многоуровневой, многосубъектной и многообъектной системы, охватывающей все сферы жизни общества, от разработки долгосрочных программ развития страны и составления федеральных бюджетов до отношений между работодателями и работниками, и обеспечивающей права и приоритеты реализации и развития интересов личности, семьи, коллектива и других социальных объектов.

     В Послании на 2010 год Президент России подтвердил свою приверженность стратегии  социального развития России, высказанной  в предыдущих посланиях: повышение  качества и уровня жизни всех россиян.

     Д. Медведев отметил, что главные достижения социальной политики с 2000 года – это  рост реальных доходов населения  и сокращение масштабов бедности. Однако это только начало пути. Необходимо продолжить работу в этом направлении, обратив особое внимание на преодоление  недопустимо большого разрыва в  доходах между бедными и богатыми.

     Должна  быть продолжена и активизирована работа по приоритетным национальным проектам в области здравоохранения, образования, жилья и аграрного сектора  экономики, а также по решению  демографических проблем.

     Приоритетные  национальные проекты рассматриваются  Президентом как инвестиции в  человека. Они должны быть нацелены на ориентацию бюджетных расходов на конечный результат, создание инновационных  технологий, и призваны объединять усилия и ресурсы федерального центра, субъектов Федерации, бизнеса и  общественности в решении социальных проблем.

     Их  реализация уже дала первые положительные  результаты. Поручение Президента по распространению опыта поддержки  инновационных вузов на основе конкурсного  отбора, как и распределение госзаказов на исследования на основе открытых конкурсов - еще один шаг, ориентирующий науку, промышленность, власть и общество на построение экономики знаний. Отмечено также небольшое повышение рождаемости  и сокращение смертности населения  в стране как первые результаты выполнения проектов «Здоровье» и «Демография».

     Президентом предложена существенная корректировка  функций и структуры Стабилизационного  фонда, который должен стать Фондом национального благосостояния. Его  ресурсы должны использоваться на поддержание  макроэкономической стабильности, борьбу с инфляцией, реализацию новых масштабных социальных программ, на поддержку  пенсионной системы.

     Важнейшим приоритетом социальной политики в  Послании на 2010 год названа государственная  поддержка культуры, русского языка, библиотечного дела.

     По  существу, речь идёт об ещё одном  национальном проекте развития российской культуры, без которой невозможно духовное и нравственное возрождение страны, её будущее в мировом культурном и геополитическом пространстве.

     Президентом предложено разработать программу  развития российских библиотек, которые  станут подлинными культурными центрами в регионах, в каждом поселении, в  каждой школе. Предусматривается создание Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, которая будет ресурсным центром  общероссийской библиотечной сети и  объединит сеть областных библиотек  на основе использования современных  компьютерных технологий. В перспективе  может быть создана мировая библиотека на электронных носителях.

     Другая  часть программы – это создание Фонда русского языка – путь объединения  соотечественников в огромном числе  стран мира.

     Следует отметить, что Совет Федерации  неоднократно рассматривал вопросы  межнациональных отношений, поддержки  соотечественников и необходимости  усиления поддержки русского языка  и вносил предложения, которые нашли  отражение в Послании на 2010 год.

     Последовательно проводя взятый ранее курс на передачу полномочий с федерального уровня на региональный, Президент России поставил задачу передачи субъектам Российской Федерации полномочий по охране и управлению памятниками культуры, что потребует законодательной поддержки.

     В Совете Федерации высказывалось  предложение о важности реализации приоритетного национального проекта  «Культура». Для гармоничного развития личности и общества культура и духовность важны не меньше, чем материальное благосостояние. Сохранение и дальнейшее развитие культурных традиций, гуманистических  ценностей, культурного наследия народов  России и единого культурного  пространства страны, обеспечение условий  для развития художественного образования  и творчества, инновационной художественной деятельности являются базовыми факторами  укрепления российской государственности, обеспечения преемственности поколений, обеспечения престижа России как  страны великих культурных традиций.

     Для стабильности и процветания граждан  России и российского государства, отличающегося многообразием этнических, религиозных и языковых различий, очень важна политика культурного  многообразия, учитывающая различия, отстаивающая множественность культур  и поддерживающая культурные свободы.

Информация о работе Социальная политика: цели, принципы, содержание