Социальная политика в области физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 23:59, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение основных направлений социальной политики государства в области физической культуры и спорта, а также выявление наиболее характерных проблем в их реализации. Объектом исследования является социальная политика. Предметом исследования является социальная политика в отношении лиц пожилого возраста. В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования: Рассмотреть людей занимающих физической культуры и спорта как объект государственной социальной политики; Изучить основные направления социальной политики государства в области физической культуре и спорта; Выяснить механизм реализации основных направлений социальной политики; Проанализировать деятельность ФОК «Юность» в области физической культуры и спорта.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический аспект проблемы 4

1.1 Понятийный аппарат исследовании 6
1.2 Нормативно-правовая база социальной политики в области физической культуры и спорта 7

Глава 2. Основные направления социальной политики в области физической культуры и спорта 7
2.1 Социальная политика в области физической культуры и спорта
2.2 Анализ основных направлений социальной политики в области физической культуры и спорта (на примере деятельности ФОК «Юность» г. Ртищево) 5

Заключение 21

Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по социальной политики ПЕРЕДЕЛАННАЯ.docx

— 48.86 Кб (Скачать документ)

2.1 Социальная политика в области

формирования  физической культуры и развития спорта

 

Важной составной частью государственной социально-экономической  политики является всестороннее и эффективное  развитие физической культуры и спорта.

Основная цель социальной политики государства в области физической культуры и спорта - оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.

Охрана здоровья населения  Российской Федерации является одним  их приоритетных направлений социальной политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы. Глобальной проблемой общества стали социально  обусловленные болезни - алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым  путем.

Среди причин, негативно  влияющих, на здоровье населения, необходимо отметить снижение качества жизни значительной части населения (низкий уровень  заработной платы и пенсионного  обеспечения, ухудшение условий  жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе  санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.

В стране 70% населения не занимается физкультурой, а распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%, более 30% населения имеют дефицит  веса и столько же избыточный вес  в результате неправильного и  нерационального питания.

В России более половины населения проживает в крайне неблагоприятной экологической  обстановке, связанной с загрязнением окружающей среды выбросами промышленных предприятий и автомобильного транспорта, пользуется недоброкачественной питьевой водой. Отмечается рост профессиональной заболеваемости, связанной с неудовлетворительными  условиями труда и плохой информированностью работников и работодателей о  правах и обязанностях каждого из них, санитарно-гигиенических нормах и правилах.

Учитывая, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом  жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и  здоровью окружающих, из всего комплекса  мер, направленных на охрану здоровья населения, в качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности в сложившихся условиях является формирование у населения навыков  здорового образа жизни, повышение  уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический  эффект.

Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических  знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически  крепкое поколение. Мировой опыт свидетельствует, что эффективность  этой профилактической деятельности среди  населения исключительно высока.

Стране уже принят ряд законодательных актов в области охраны здоровья населения, а именно:

- федеральный закон «О  санитарно-эпидемиологическом благополучии  населения», ряд статей которого  определяет, что гигиеническое воспитание  и обучение граждан, направленные  на повышение их санитарной  культуры, профилактику заболеваний  и распространение знаний о  здоровом образе жизни, являются  обязательными;

- федеральный закон «О  качестве и безопасности пищевых  продуктов» и Концепция государственной  политики в области здорового  питания до 2005 года, направленные  на улучшение качества и структуры  питания как одного из основных  факторов, определяющих здоровье  населения;

- федеральный закон «Об  иммунопрофилактике инфекционных  болезней», определяющий стратегию  и систему мер в области  профилактики основных инфекционных  заболеваний;

- федеральный закон «О  предупреждении распространения  в Российской Федерации заболевания,  вызываемого вирусом иммунодефицита  человека (ВИЧ-инфекции)».

Реализация государственной  молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных  условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодежных и детских  общественных объединений, движений и  инициатив. Государственная молодежная политика отражает стратегическую линию  государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного  развития России, на формирование у  молодых граждан патриотизма  и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Поддержка молодых людей, их привлечение к созидательному, активному участию в жизни  общества и государства - это инвестиции в развитие стратегических ресурсов государства.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации  основывается на конституционных гарантиях  равенства прав и свобод граждан, реализация которых в отношении  молодежи осуществляется на следующих  принципах:

- ответственности государства  за соблюдение прав и законных  интересов молодежи; государственной  поддержки молодежи на этапе  социального, культурного, духовного  и физического развития, выбора  жизненного пути, образования, начала  профессионально - трудовой и  предпринимательской деятельности, создания семьи, приобщения к  культурным ценностям, реализации  общественно значимых инициатив  молодых граждан, деятельности  молодежных и детских общественных  объединений;

- ответственности молодых  граждан за реализацию ими  конституционных прав и обязанностей  в процессе деятельности в  основных сферах государственной  и общественной жизни;

- единства государственной  молодежной политики на федеральном,  региональном и местном уровнях;

- обеспечения предоставления  молодому гражданину гарантированного  государством необходимого объема  социальных услуг в сфере образования,  воспитания, культурного, духовного  и физического развития, в области  охраны здоровья, трудоустройства,  их дополнение и развитие на  уровне субъектов Российской  Федерации и органов местного  самоуправления;

- признания молодежи в  качестве равноправного партнера  в формировании и реализации  государственной молодежной политики  в Российской Федерации;

- осуществления поддержки,  координации и взаимодействия  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления, неправительственных организаций,  иных юридических и физических  лиц в реализации государственной  молодежной политики в Российской  Федерации;

– преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

В последнее десятилетие XX века в мировом спорте произошли  существенные изменения, оценка которых  позволяет прогнозировать основные направления развития сферы спорта в стране и мире.

Можно утверждать, что сложилось  единое мировое спортивное пространство с четко обозначенными правилами  и нормами взаимоотношений между  национальными и международными спортивными организациями, и средствами массовой информации, а также коммерческими  структурами. Достаточно строго определен  статус спортсменов, тренеров, менеджеров и других работников спорта высших достижений. Определилась так же центральная  фигура сферы спортивной деятельности - спортсмен-профессионал, для которого спортивная деятельность является основным источником личного благосостояния. Спортивные достижения в наши дни  все в большей степени превращаются в товарный продукт, являющийся предметом  купли-продажи на мировом спортивном рынке и приносящий огромные доходы.

В развитых странах возрастает роль государства в развитии спорта, проявляющаяся в разработке законов, регулирующих спортивную деятельность, в создании условий, необходимых  для занятий спортом, в усилении финансирования спорта.

Изучение описанных тенденций  развития олимпийского спорта и других его особенностей на современном  этапе позволит не только обогатить  методологическую основу подготовки спортсменов  высокой квалификации, но и существенно  дополнить методические рекомендации для тренеров сборной команды  страны к олимпийским играм и  другим крупнейшим международных соревнований.

Среди наиболее важных факторов в социальной политики развития физической культуры и спорта в стране можно выделить:

– улучшение финансирования с предоставлением финансовых льгот;

– разработку и реализацию федеральных и региональных программ, создание нормативно-правовой базы, увеличение количества спортсооружений и улучшение  их работы;

– усиление пропаганды, улучшение  научно-методического обеспечения  физической культуры и спорта, подготовки и переподготовки кадров, расширение работы по месту жительства, отдыха и месту работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На протяжении последних  десятилетий вместо коренной модернизации системы повышения человеческого  потенциала в соответствии с требованиями современной жизни осуществлялись лишь косметические преобразования. Для создания общенациональной модели физкультурно-спортивного движения, решения проблем укрепления физического здоровья людей необходима единая стратегия действий различных министерств и ведомств, общественных организаций, финансово-промышленных объединений, компаний, коммерческих структур, ученых и специалистов. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления граждан России в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха.

 

 

В стране должна быть создана  эффективная система мониторинга  физической подготовленности и развития, физического здоровья различных  категорий и групп населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи. Результаты мониторинга дадут  возможность оперативно проанализировать ситуацию и разрабатывать программы, направленные на формирование здорового  образа жизни граждан.

 

Проблему формирования здорового  образа жизни надо рассматривать  комплексно, решать программными методами на федеральном уровне, силами многих министерств и ведомств, согласовывая с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации, направлениями  структурной научно-технической  политики, прогнозами развития общегосударственных  потребностей и финансовых ресурсов, а также результатами анализа  экономического, социального и экологического состояния страны.

 

Необходимо сохранить  и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения, продолжить поиск новых высокоэффективных  физкультурно-оздоровительных и  спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев  населения в активные занятия  физической культурой и спортом.

Особое внимание должно быть привлечено к анализу и решению  проблем развития физкультурно-спортивного  движения среди различных категорий  российских граждан.

3.1 Дети, подростки и молодежь.

 

Приоритет во всей работе, связанной  с развитием физкультурно-спортивного  движения, должен быть отдан физическому  воспитанию и формированию здорового  образа жизни дошкольников, учащихся образовательных школ и ПТУ, студенческой молодежи.

Недостатки физического  воспитания и развития спорта среди  подростков, детей и молодежи объясняются  комплексом нерешенных вопросов, среди  которых слаборазвитая материально-техническая  база; ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной  работы, особенно среди дошкольников; ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие традиций семейного физического  воспитания; несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.

Вместе с тем фундамент  здоровья и положительного отношения  к физической культуре закладывается  в детские годы. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость  заняться этой проблемой безотлагательно. Основные усилия должны быть направлены на:

1) повышение ответственности  родителей за здоровье детей;

2) поиск и рациональное  использование целевых и спонсорских  финансовых возможностей в интересах  развития детского и молодежного  спорта;

3) совершенствование программно-методического  и организационного обеспечения  физического воспитания в учебных  заведениях;

4) внедрение новых эффективных  форм организации занятий;

5) создание индустрии  недорогих, но практичных и  гигиеничных товаров и тренажеров  для занятий физической культурой;

6) массовое издание популярной  литературы, видеокассет и компьютерных  программ;

7) создание при образовательных  учреждениях комплексных физкультурно-спортивных  центров, включающих спортивный  зал, бассейн, плоскостные сооружения.

Информация о работе Социальная политика в области физической культуры и спорта