Социальная политика в области физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 23:59, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение основных направлений социальной политики государства в области физической культуры и спорта, а также выявление наиболее характерных проблем в их реализации. Объектом исследования является социальная политика. Предметом исследования является социальная политика в отношении лиц пожилого возраста. В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования: Рассмотреть людей занимающих физической культуры и спорта как объект государственной социальной политики; Изучить основные направления социальной политики государства в области физической культуре и спорта; Выяснить механизм реализации основных направлений социальной политики; Проанализировать деятельность ФОК «Юность» в области физической культуры и спорта.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический аспект проблемы 4

1.1 Понятийный аппарат исследовании 6
1.2 Нормативно-правовая база социальной политики в области физической культуры и спорта 7

Глава 2. Основные направления социальной политики в области физической культуры и спорта 7
2.1 Социальная политика в области физической культуры и спорта
2.2 Анализ основных направлений социальной политики в области физической культуры и спорта (на примере деятельности ФОК «Юность» г. Ртищево) 5

Заключение 21

Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по социальной политики ПЕРЕДЕЛАННАЯ.docx

— 48.86 Кб (Скачать документ)

Важно исправить допущенные перекосы и включить физическую культуру и спорт в базисный учебный  план образовательных учреждений как  федеральный компонент. Физическое воспитание должно реализовываться  через урочные формы занятий; дополнительные (факультативные) занятия, в том числе с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья; через физкультурно-оздоровительные  мероприятия в режиме дня; внеклассные, вне академические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия); спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Все это должно обеспечить каждому дошкольнику, учащемуся и студенту двигательную активность не менее 8-10 часов в неделю.

В решении проблем вовлечения в активные занятия физической культурой  детей и молодежи особое внимание необходимо обратить на проведение детьми досуга совместно с родителями. Концепция  семейного активного отдыха должна быть признана приоритетной. Для этого  на уровне Правительства Российской Федерации и субъектов Федерации  необходимо разработать и реализовать  специальную программу формирования зон отдыха для городов и районных центров России. В эту зону отдыха должны входить сеть спортивно-оздоровительных  учреждений, региональных оздоровительных  трасс и троп, вдоль которых  формируется типовая или нестандартная  инфраструктура (спортивные городки, экостадионы, туристско-оздоровительные комплексы). После экономической депрессии 30-х  гг. XX века США именно созданием подобных зон коренным образом изменили мотивационные приоритеты американских граждан.

В России такая программа  формирования зон отдыха может приобрести статус Президентской.

К организации досуговой  деятельности следует более активно  привлекать профсоюзные, молодежные и  женские общественные объединения.

Практика показывает, что  физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики асоциального поведения в молодежной среде. В этой связи важно совместно  с органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и местного самоуправления реализовать в 2002 г. комплекс неотложных мер по развитию детско-юношеских клубов физической подготовки, спортивных школ и дворцов  спорта для детей и юношества  с учетом социальных нормативов и  норм, одобренных распоряжением Правительства  Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р.

Необходимо также ускорить принятие разработанной Госкомспортом  России и Минобразованием России федеральной целевой программы  «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2006 годы)». Это даст еще  один мощный импульс развитию разветвленной  сети физкультурно-оздоровительных  и спортивных клубов, центров для  работы с детьми и подростками  по месту жительства, позволит вовлекать  в движение миллионы детей ежегодно, что положительно скажется на уменьшении детской преступности и потреблении  наркотических средств.

Занятия детей, подростков и  молодежи в клубах не только улучшат  их здоровье и физическую подготовку, но и обеспечат им более интересный и содержательный досуг. Необходимо создать в стране к ныне действующим 7000 клубам дополнительно, как минимум, 1000 клубов, оснастить их спортивным оборудованием и инвентарем, педагогическими  кадрами и учебными программами.

Средства физической культуры и спорта могут быть эффективно использованы и на этапе исправления молодежи, уже совершившей противоправные действия. Для их решения надо организовать необходимые условия в местах заключения, обеспечить их спортивным инвентарем и оборудованием.

По экспертным оценкам, физическая культура и спорт дают возможность  уменьшить заболеваемость детей, подростков и молодежи на 10-15%, что может сэкономить из бюджета 2,1 млрд. рублей в год, а  сокращение преступности среди молодых  людей на 10% может снизить расходы  на их содержание в исправительно-трудовых учреждениях на 700 млн. рублей в год.

В условиях чрезвычайной демографической  ситуации, роста экономических потерь от заболеваемости и травматизма, интенсификации производства повышаются требования к  уровню физического здоровья и профессионально-прикладной подготовке работника. Сохранение здоровья трудящихся - это не только предпосылки  для высокой производительности труда, улучшения благосостояния, но и залог устойчивого социально-экономического развития страны. Именно поэтому большое  значение приобретают вопросы организации  физкультурно-оздоровительной и  спортивной работы в трудовых коллективах. На предприятиях и в организациях всех форм собственности они должны быть направлены на осуществление реабилитационных мероприятий, проведение профессионально-прикладных занятий, послетрудовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий  производства на человека, повышение  его адаптации к профессиональной деятельности, повышение общего уровня сопротивляемости к различным заболеваниям.

Для решения этих проблем  необходимо:

проведение мониторинга  состояния здоровья, физической подготовленности и физического развития работающих, создание на этой основе базы данных, что  позволит повысить эффективность физической культуры в укреплении здоровья трудящихся, уменьшить воздействие негативных факторов на работоспособность и  самочувствие человека;

1) включение производственной  физической культуры в систему  мероприятий, направленных на  улучшение условий труда, снижение  профессиональной и производственно  обусловленной заболеваемости;

2) обустройство, где позволяют  возможности, комнат здоровья, психологической  разгрузки, введение в цехах,  производствах, на участках, где  численность трудящихся достигает  500 человек, должности инструктора  производственной физкультуры;

3) принятие руководством  компаний, фирм, предприятий и учреждений  оздоровительных программ, программ  развития физической культуры  и спорта среди трудящихся  и членов их семей;

4) создание законодательной  и нормативной базы для направления  средств предприятий и организаций  разных правовых форм на мероприятия  по оздоровлению населения. Привлечение  средств от прибыли организаций  в результате хозяйственной деятельности, на укрепление материальной базы  развития физической культуры;

5) формирование у трудящихся, руководителей производственных  организаций и коллективов понимания  важности и необходимости ведения  здорового образа жизни.

Развитие физической культуры и спорта для трудящихся должно осуществляться путем формирования соответствующей  мотивационной структуры. В стране должна быть разработана Программа  сохранения здоровья работающих, коллективные договоры между руководителями и  профсоюзными организациями предприятий  и учреждений в обязательном порядке  должны содержать полноценные разделы  с реальными мерами по развитию физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в данном трудовом коллективе.

 

3.2 Допризывная молодежь и военнослужащие.

 

В условиях реформирования Вооруженных сил и правоохранительных органов России первостепенное значение приобретает уровень общефизической, профессионально-прикладной и спортивной подготовки личного состава, который  должен соответствовать подготовленности спортсменов высокого класса. В этих целях в МВД, ФСБ, Вооруженных  силах Российской Федерации за последнее время проведен ряд организационно-технических мер. После 13-летнего перерыва приказом Министра обороны РФ введено в действие «Наставление по физической культуре и спорту в Вооруженных силах Российской Федерации», в 2001 г. утверждена новая структура управления физической подготовки, проведены организационно-штатные мероприятия, что позволило активизировать физкультурно-спортивную работу в воинских частях и соединениях.

Однако результаты контрольных  проверок Минобороны России показывают, что в целом физическая подготовка личного состава Вооруженных  сил не соответствует предъявляемым  требованиям, что во многом обусловлено  низким состоянием здоровья молодежи призывного возраста (этот же фактор определяет физическое состояние личного состава  органов безопасности и правопорядка). Только в 2000 г. число юношей, освобожденных  от призыва в армию в связи  с психическими расстройствами, составило 130 тыс., что на 7 тыс. больше, чем в 1999 г., и на 40 тыс. больше, чем в 1998 г. При ограниченности призывного ресурса, только в 2000 г. от службы в Вооруженных  силах по причине наркомании освобождено 17,7 тыс. человек (в 1996 г. -5,5 тыс. человек).

 

Исходя из этого, актуальна  разработка качественно новой системы  мероприятий, направленных на физическую подготовку допризывной и призывной  молодежи, организацию соревнований по военно-прикладным видам спорта и профессиональную подготовку. В  нее должны быть включены всероссийские  и окружные смотры-конкурсы по физическому  развитию и подготовленности допризывной  молодежи, федерально-окружные фестивали  допризывной молодежи, оборонно-спортивные игры «Зарница». Должна быть восстановлена  работа спортивных, спортивно-технических  и спортивно-оборонных клубов и  секций, лагерей для молодежи в  летнее время, оснащенных необходимым  спортивным инвентарем и оборудованием, специалистами и научно-методическим обеспечением.

Снова важной становится роль Российской оборонной спортивно-технической  организации (РОСТО) в развитии технических, военно-прикладных и авиационных  видов спорта, в том числе через  соответствующие Всероссийские  спортивные федерации, в вовлечении граждан в процесс научно-технического творчества, в формировании у молодежи стремления к техническим знаниям  и здоровому образу жизни.

В системе подготовки допризывной  молодежи следует предусмотреть:

1) увеличение объемов  физкультурно-спортивной активности  в образовательных учреждениях;

2) проведение летних сборов  допризывной молодежи в военно-спортивных  лагерях;

3) разработку специализированных  нормативов физической подготовленности («Защитник отечества»);

4) разработку и проведение  системы комплексных общенациональных  и региональных соревнований  для допризывной молодежи.

Для повышения уровня физической подготовленности военнослужащих необходимо:

1) увеличить объем часов  на общефизическую, профессионально-прикладную  физическую и спортивную подготовку;

2) разработать современные  нормативные требования, учебно-тренировочные  программы и методики физической  подготовки;

3) создать эффективную  систему спортивных соревнований, способствующих вовлечению в  активные занятия спортом максимального  числа военнослужащих;

4) при переходе на контрактную  армию разработать свои спортивные  нормативы для военнослужащих  разных родов Вооруженных сил;

5) рассмотреть вопрос  о присвоении очередного воинского  звания при условии выполнения  военнослужащими соответствующих  нормативов физической подготовки.

 

3.3 Инвалиды и лица с ослабленным здоровьем

 

Физическая культура и  спорт являются наиболее эффективным  средством социальной адаптации  и физической реабилитации инвалидов, однако используется это средство недостаточно. Несмотря на то что, по данным статистики, за последние два года число клубов физической культуры для инвалидов  выросло на 40%, а количество их посетителей - в полтора раза, различными формами  физической культуры и спорта в Российской Федерации занимается менее 1% инвалидов (0,9). Основные направления в этой работе:

1) создание соответствующих  условий для занятий физической  культурой и спортом на спортивных  сооружениях и в местах массового  отдыха;

2) открытие спортивных  школ в системе дополнительного  образования для детей-инвалидов;

3) разработка и производство  специализированного инвентаря  и оборудования;

4) подготовка тренеров, преподавателей  и специалистов по адаптивной  физической культуре;

5) разработка и издание  специализированных методик и  программ;

6) подготовка спортсменов-инвалидов  к международным соревнованиям,  в том числе Паралимпийским  играм.

Подготовка должна осуществляться на тех же условиях, что и подготовка спортсменов к Олимпийским играм.

 

3.4 Лица старшего  возраста

 

Для людей старшего возраста, одного из наиболее многочисленных слоев  населения современной России, занятия  физической культурой и спортом  являются важнейшим условием поддержания  интереса к жизни, сохранения и укрепления здоровья, продления активного творческого  долголетия, социальной реадаптации  в общество. К сожалению, государство  недостаточно учитывает это обстоятельство и не требует от социальных структур активной работы с пожилыми людьми, в том числе в физкультурно-спортивной сфере. Не получил распространения положительный опыт развития в ряде регионов сети врачебно-физкультурных диспансеров и физкультурно-оздоровительных центров для пожилых людей, групп общей физической подготовки при спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства.

Особое внимание надо обратить на создание условий для малообеспеченных групп населения, не имеющих материальных и финансовых возможностей для занятий  физической культурой и спортом. Реализация этой задачи возможна через  адресную помощь со стороны действующей  власти всех уровней, в первую очередь  местных органов исполнительной власти и муниципальных образований. Такая помощь в приоритетном порядке  должна оказываться многодетным  семьям, семьям, потерявшим кормильца, и другим категориям населения.

Информация о работе Социальная политика в области физической культуры и спорта