Социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:32, реферат

Описание

Важнейшая задача социальной политики - защита интересов граждан, особенно создание институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации гражданами, различными слоями и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности в раскрытии личности. В этом – суть социального государства. Без этого не будет гражданского общества, личной свободы, реальной демократии. Глобальные процессы требуются насытить социальной проблематикой, что позволит минимизировать издержки глобализации в национальных и региональных масштабах и акцентировать внимание международного сообщества на ее преимуществах.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Сущность и основные цели социальной политики…………………….......5
Концепции социальной политики…………………………………………...8
Определение социальной политики государства…………………………11
Трактовка социальной политики общества…………………………….....13
Содержание и направление социальной политики……………………….16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

СОЦ ПОЛИТИКА.docx

— 40.81 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение...................................................................................................................3

  1. Сущность и основные цели социальной политики…………………….......5
  2. Концепции социальной политики…………………………………………...8
  3. Определение социальной политики государства…………………………11
  4. Трактовка социальной политики общества…………………………….....13
  5. Содержание и направление социальной политики……………………….16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Глобализация затронула  все сферы жизнедеятельности  человечества. Социальная сфера, естественно, не стала исключением. Однако при  кажущейся безграничности открывшихся  в глобализируемом мире  возможностей для поступательного социального  развития и прогресса многие социальные ожидания людей в разных странах, как развитых, так и развивающихся, так и не обратились в реальность. Этому помешало не отсутствие масштабных социальных проектов, а, прежде всего, мировая социально-экономическая  ситуация, которая сохранила социальную поляризацию, как в рамках отдельных государств, так и с точки зрения отношений между странами.

Функционирование социальной сферы в условиях глобализации требует  согласованной социальной политики на национальном и международном  уровнях. В центре такой политики стоят человеческая жизнь, концепция  справедливого распределения, социальная устойчивость, более не замыкающаяся в национальных границах. Актуальность социальной политики в современном  мире вызвана и тем, что большинство государств не гарантирует и не обеспечивает человеку необходимый прожиточный минимум, а некоторые правительства отказались от своей доли ответственности за те губительные для человека последствия, которые связаны с результатами ускоренной модернизации. Таким образом, они отказываются от следования основным принципам социальной политики, которые  в целом сводятся к обеспечению воспроизводства тех социальных ресурсов, из которых государство черпает себе поддержку, создает предпосылки для расширенного воспроизводства своей деятельности и стабильности общественной системы, а также достойного представительства в международной сфере.

Важнейшая задача социальной политики - защита интересов граждан, особенно создание институциональных  и социально-экономических предпосылок  для реализации гражданами, различными слоями и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности в раскрытии личности. В этом – суть социального государства. Без этого не будет гражданского общества, личной свободы, реальной демократии. Глобальные процессы требуются насытить социальной проблематикой, что позволит минимизировать издержки глобализации в национальных и региональных масштабах и акцентировать внимание международного сообщества на ее преимуществах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность и основные цели социальной политики

 

Понятие социальной политики относится  к числу таких, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в  официальных документах. Социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно  отличаются.

Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана  с типом и уровнем развития общества, господствующей ментальностью  населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой  в своем социальном развитии.

Термин «социальная политика»  имеет довольно позднее происхождение. Однако на всем протяжении истории  человечества те или иные варианты социальной политики разрабатывались  различными типами общества и реализовывались  в деятельности государств. В их основе лежали представления о должном  и справедливом, сформированные моралью  и религией и закрепленные традицией. Можно сказать, что определенная социальная политика была скорее следствием, чем целью деятельности правителей и правительств.

Вопросы, связанные с пониманием сущности политики, взаимоотношения  государства и общества, с давних времен являются предметом внимания мыслителей. С глубокой древности  ученые различных школ признавали, что задача государства — забота о своих жителях. Платон утверждал, что «всякая власть, поскольку  она власть, имеет в виду благо  не кого иного, как тех, кто ей подвластен», а«подлинный правитель имеет  в виду не то, что пригодно ему, а  то, что пригодно подвластному». Аристотель указывал, что «государство создается  не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо», «государство — союз в целях оказания помощи», а «наилучшим государственным строем должно признать такой, организация которого дает возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо». К Аристотелю и его представлению о «государстве, состоящем из средних людей» (имеющих «средний достаток»), восходит сегодняшняя высокая оценка важности «среднего класса» как фактора стабилизации общества.

Мыслители Нового времени, среди них  Т. Гоббс, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель и др., также рассматривали вопрос об обязанностях государства перед своими гражданами, считая справедливость неоспоримой  социальной и нравственной ценностью. Так, В. фон Гумбольдт в работе «Идеи к опыту, определяющему  границы деятельности государства» анализирует как юридические  функции государства (мир и безопасность в обществе, защита прав и свобод индивида), так и социальные (забота о благе и счастье каждого). Концепция максимального участия государства в обеспечении социальных условий жизни граждан получила наиболее развернутое изложение в работе И. Фихте «Замкнутое торговое государство».

Большинство исследователей разделяло  точку зрения, которая в обобщенном виде была выражена О. Хеффе: «Если человеческое общежитие хочет иметь легитимный характер, то оно должно: во-первых, иметь правовой характер; во-вторых, право должно обрести качество справедливости и, в-третьих, справедливое право должно быть защищено общественным правопорядком  — а значит, принять облик справедливого  государства».

Последовательная деятельность по изучению и истолкованию социальной политики как специфической функции  государства и общества относится  к тому времени, когда закладываются  основы социального государства. В  конце XIX в. группа немецких ученых объединяется в «Кружок социальной политики», ставящий своей задачей изучение развития политики и экономики с позиций социологии. Не удивительно, что это произошло именно в Германии - стране, где ранее всего была начата осознанная и целенаправленная деятельность, ориентированная на построение именно такого типа государства. Закономерно также, что научный интерес к подобному социальному институту формируется на рубеже XIX и XX вв., отмеченном значительным ростом интереса к социальному знанию. В. Зомбарт отмечал, что наблюдательный теоретик-социолог «стремится внести в путаницу отдельных политических мероприятий смысл, единство и систему, различает группы однородных и разнородных начинаний и приходит к необходимости установить понятие социальной политики».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Концепции социальной политики

 

В последующие десятилетия понятие  социальной политики исследуется в  контексте представлений о социальном государстве. Поскольку типы этих государств, равно как и идейные комплексы, лежащие в их основе, отличаются друг от друга, естественно, что понимание  социальной политики в значительной степени разнится у представителей различных школ общественной мысли. При этом следует отметить, что  все авторы априори сходятся во мнении, что социальная политика у современного государства обязательно наличествует. Более того, хотя термин «социальное  государство» чаще всего употребляется  по отношению к таким европейским  странам, как Швеция, Германия, Дания  и т. д., можно без преувеличения  сказать, что любое современное (модернизированное) государство несет в себе те или  иные признаки социального. Даже там, где  социально-экономический либерализм имеет глубокие корни, как, например, в США, проводится целенаправленная государственная социальная политика. Укореняются представления о  необходимости сознательного управления социальными процессами, зарождаются  социальные технологии.

Качество социальности присуще  любому государству, население которого разделяет современные гуманистические  ценности. Для таких стран характерно признание собственной «зоны  ответственности» как индивидов, семей, общин, так и государства. «Что может  с собственной ответственностью и в действительности выполняться  человеком, не должны брать на себя вышестоящие инстанции», таким образом  сформулирован этот принцип в  программе одной из партий Австрии. Другими особенностями его является признание обязательств государства  перед гражданами, признание необходимости стартового равенства, перераспределении' доходов через налоги и социальные программы. Механизм же реализации целей, социального государства различается в зависимости от господствующей идеологии и воплощается в социальной политике.

Идеологические основания социальной политики государства воплощаются в его целях, выражаются в типе этой социальной политики и берут начало в социокультурных и религиозных традициях данного социума. В настоящее время получает признание идея о множественности путей развития, которые разворачиваются «цивилизационным веером» в континууме между свойственным традиционному, в том числе российскому, обществу «этатистски-общинным» полюсом и присущим западному социуму «индивидуально-собственническим» полюсом. При этом «каждый цивилизационный луч равноправен в историческом смысле уже по праву своего бытия».

Исследователи подчеркивают, что ни в коем случае не стоит отвергать  ни изучение опыта организации социальной политики в современных «государствах  всеобщего благосостояния», ни анализ взглядов западных социологов на сущность и содержание социальной политики.

В зарубежной и отечественной науке  накопился достаточно большой выбор  определений социальной политики. Все  эти подходы можно разбить  на группы, в каждой из которых объединяются схожие концепции.

Первая, и наиболее обширная, группа исходит из отождествления социального  и общественного, в силу чего социальная политика рассматривается как «общественные  действия по решению проблем, затрагивающих  все общество». Цель социальной политики — способствовать достижению целей  общества.

Вторая группа подходов исходит  в первую очередь из социально-трудовых отношений и ориентирована на их стабилизацию, регламентирование  отношений труда и капитала, исключение возможных экстремистских или радикальных  вариантов разрешения противоречий.

Третья группа концепций рассматривает социальную политику как вид общественной деятельности, нацеленной в первую очередь на потенциально опасные слои — нетрудоспособных, маргиналов, деклассированные элементы, - чтобы через систему государственной помощи и общественной благотворительности обеспечить низшим слоям минимально приемлемый уровень удовлетворения их потребностей, благосостояния, и оградить тем самым обеспеченные классы от их возможной неконтролируемой ярости. В свое время еще П.А. Сорокин в своей работе «Социология революции» указывал, что «непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения». Там же он писал о распространенности девиантного поведения как реакции на неудовлетворенность базовых потребностей.

Четвертая группа концепций рассматривает социальную политику прежде всего как инструмент, смягчающий негативные последствия индивидуального и социального неравенства через систему перераспределительных мероприятий. Как правило, действия в рамках такого подхода имеют целью удержать дифференциацию доходов в безопасных рамках, а средством выступает активная налоговая политика.

Наконец, пятая группа подходов исходит  из принципов социальной справедливости и социального партнерства как  базовых ценностей современного гражданского общества и социального  государства.

Как видно, в каждом из этих подходов можно рассмотреть определенное позитивное начало, и действительная социальная политика, реализуемая большинством современных развитых государств, содержит в себе элементы каждой из этих концепций.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Определение социальной политики государства

 

Широко распространенный как за рубежом, так и в последние  годы в нашей стране «Словарь социальной работы» Р. Баркера дает следующее  развернутое определение: «Социальная  политика - деятельность и принцип  общества, формирующие способ, при  помощи которого оно вмешивается  и регулирует отношения между  индивидами, группами, общинами, социальными  учреждениями. Эти принципы и действия являются результатом обычаев и  ценностей общества и в большой  степени определяют распределение  ресурсов и уровень благосостояния его людей». Следует обратить внимание, что зарубежный ученый исходит, в  первую очередь, из индивидного начала в социальной политике, а кроме  того, рассматривает ее как безусловную  функцию общества, а не государства. Российские исследователи на первое место в социальной политике ставят государство, а общество  — на второе.

Отечественные исследователи сравнительно поздно обратились к социальной политике как к специальному предмету научного рассмотрения. Характерно, что в  таком авторитетном издании, как  «Философский энциклопедический словарь», вместившем в себя множество понятий  социальной философии и социологии, не имеется специальной статьи, посвященной  этой категории.

Среди отечественных авторов выделим  точку зрения П.Д. Павленка, по мнению которого, социальная политика государства — это определенная ориентация и система мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, создание тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей. Это определение относится к числу тех, которые трактуют рассматриваемое явление достаточно широко, вбирая в себя, вероятно, также и содержание других видов политики. С точки зрения политико-правовой трактовки рассматривает это явление В.М. Капицын: «Социальная политика в широком смысле слова обозначает управляющее воздействие государства, основанное на системе правил, нормативных структур, принимающих решения и организующих деятельность, которая способствует вовлечению в политические процессы различных субъектов. Цель такого воздействия - способствовать формированию общности интересов широких слоев населения и консолидировать тем самым общество, добиваясь поддержки им деятельности государства». Важным является то, что автор подчеркивает управленческое содержание социальной политики государства. Вероятно, признание структурной сложности явления, рассмотрение его в широком и узком смысле также следует признать содержательным.

Информация о работе Социальная политика