Социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:32, реферат

Описание

Важнейшая задача социальной политики - защита интересов граждан, особенно создание институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации гражданами, различными слоями и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности в раскрытии личности. В этом – суть социального государства. Без этого не будет гражданского общества, личной свободы, реальной демократии. Глобальные процессы требуются насытить социальной проблематикой, что позволит минимизировать издержки глобализации в национальных и региональных масштабах и акцентировать внимание международного сообщества на ее преимуществах.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Сущность и основные цели социальной политики…………………….......5
Концепции социальной политики…………………………………………...8
Определение социальной политики государства…………………………11
Трактовка социальной политики общества…………………………….....13
Содержание и направление социальной политики……………………….16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

СОЦ ПОЛИТИКА.docx

— 40.81 Кб (Скачать документ)

В одном из первых систематизированных  учебных пособий по теории и методике социальной работы содержится трактовка  социальной политики как «причинно  обусловленной, ситуативной, динамичной по форме и ориентации деятельности по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать  свои потребности и интересы в  обществе». Как видно, связь между социальной политикой и социальной безопасностью была достаточно рано осознана отечественной наукой. Она подчеркивается также в работе В. В. Колкова. В дальнейшем И.Г. Зайнышев конкретизировал изложенную в учебном пособии точку зрения и сформулировал следующее определение: «Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения». Уточняя свое «широкое» понимание, В.М. Капицын предлагает новый подход: социальная политика — это «совокупность разноуровневых властных управленческих воздействий, обеспечивающих солидарную поддержку жизнедеятельности групп населения, потенциально или реально подверженных рискам, в целях консолидации общества и стабильности политической власти на основе государственного правового регулирования».

 

4 Трактовка социальной политики общества

 

Трактовка стабильности политической власти как цели социальной политики представляется не вполне обоснованной. Разумеется, всякая политика связана  с властью, а всякая власть в рациональной области ориентирована на самосохранение, поддержание стабильности отношений  власти и подчинения. Однако, как  представляется, именно для социальной политики подобные интересы не должны быть приоритетными. Вообще, именно в  этой сфере проблемы целеполагания  относятся к числу самых сложных.

К числу комплексных относится  определение И.А. Григорьевой, которое  гласит: «Социальная политика — это деятельность государства или общества по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, позволяющих согласовать интересы этих групп с интересами человека и долговременными целями общества». Это определение, на наш взгляд, построено на предельно широкой трактовке социальной политики, включающей в себя практически всю жизнедеятельность общества и не оставляющей ничего за своими рамками. В таком подходе все другие разновидности политики выглядят как составные части социальной.

Вероятно, такая точка зрения основана на достаточно рациональном представлении  о том, что целью деятельности общества является само общество. Люди производят и потребляют, реализуют  внешнюю и внутреннюю политику, совершают  научные и художественные открытия, причем целью всех этих видов деятельности является удовлетворение потребностей индивидов, поддержание и развитие жизнедеятельности общества. Власть, экономика, развитие техники или  внешние отношения являются теми средствами, которые призваны обеспечить функционирование общества. С точки  зрения такого подхода представляется не вполне оправданным представление о вторичности социальной политики по отношению к экономике.

С точки зрения И.М. Лаврененко: «Социальная политика — это деятельность по управлению социальной сферой общества, призванная обеспечить жизнь и воспроизводство новых поколений, создать предпосылки для стабильности и развития общественной системы и достойной жизни людей».

С одной стороны, социальная политика - это искусство соединения человеческих интересов, интересов индивидов  и государства, различного уровня человеческих общностей, групп в сфере социальных отношений.

С другой — это система постоянно  возобновляющихся взаимодействий государственной  власти, негосударственных структур, самой личности по вопросам жизнеобеспечения и развития человека.

Анализ представленных выше взглядов различных авторов на сущность социальной политики показывает, что в каждой из приведенных дефиниций отражена одна из сторон истины. Однако за их рамками  остались некоторые проблемы, в частности, вопрос о субъекте социальной политики.

Простая констатация того, что государство  является субъектом социальной политики, недостаточна. Государство выступает  как совокупность или система  разноуровневых элементов или органов, причем их цели в социальной политике могут не совпадать, а деятельность одного органа противоречить деятельности другого. Так, государственные ведомства  социальной защиты должны по определению  осуществлять деятельность, направленную на обеспечение социального функционирования индивидов, семей и групп. Однако ведающие вопросами экономики элементы государственной структуры могут  предпринимать действия, в теории направленные на повышение экономической  активности и трудовой мотивации: инициация  банкротств неэффективных производств, перевод скрытой безработицы  в явную, структурные перестройки  в целых отраслях и обширных территориях, ведущие к закрытию в том числе  и градообразующих предприятий. Позитивные экономические результаты такой деятельности возможны, но не обязательны. В то же время негативные социальные последствия очевидны. При этом положительные социальные последствия вовсе не предопределены: они могут наступить, если будут удачными экономические преобразования и если, кроме того, будут разработаны социальные программы, направленные на преодоление социальных издержек экономического реформирования. Опыт ФРГ, где были разработаны масштабные и дорогостоящие проекты социального компенсирования населению трудностей при реформировании экономики бывшей ГДР, показывает, что это достаточно трудный и противоречивый процесс, далеко не всегда приходящий к намеченной цели'.

Там же, где наблюдается противоречивость в проведении единой общегосударственной  социальной политики, не проводятся или  недостаточно последовательно проводятся мероприятия по компенсации социальных издержек экономических трансформаций, результаты могут быть совершенно негативными. Так, например, длительная работа по «оздоровлению  экономической ситуации» в угольной области приводит к тотальной  ликвидации источников занятости, росту  безработицы, превращению целых  регионов в зону экономического бедствия. Как представляется, экономическая  эффективность такой деятельности также не достигнута.

Таким образом, можно констатировать, что государство - «сложносоставной»  и противоречивый субъект социальной политики, отдельные элементы или  органы которого могут проводить  различные виды социальных политик, не всегда согласованных друг с другом.

На основе вышеизложенного сформулируем определение: социальная политика —  это совокупность идеологических представлений  общества и государства о целях  социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям.

 

5 Содержание и направление социальной политики

 

При рассмотрении содержания социальной политики можно ориентироваться на широкий подход: к социальному относится все, что не является природным, что выработано в процессе человеческой социальной практики. Более узкой является точка зрения, которая разграничивает сферу производства и непроизводственную, наделяя эту последнюю статусом социальной сферы. Исключение труда, производства как базисных процессов из сферы социальности в теоретическом плане совершенно недопустимо'. Однако такая точка зрения имеет свои преимущества, в первую очередь, удобство дифференциации тех или иных областей действительности, которые могут анализироваться по отдельности в научных исследованиях, отражаться в государственной статистике и т. д.

Различие подходов к определению  содержания социальной политики отражается в разнообразии показателей социальной статистики: они дают ту совокупность индикаторов социального развития общества, которая является целью  социальной политики, представляя собой  социальный механизм экономической  системы.

Так, в США в статистику социальной сферы, отражаемую на общефедеральном  уровне и на уровне штатов, входят: здравоохранение, социальное обеспечение, образование, занятость, доходы, жилищные условия, свободное  время и развлечения, демографические  характеристики населения.

Принципиальная схема показателей  социальной статистики ООН включает разделы: население; социальная структура  общества; семья и быт; доходы и  семейные сбережения; уровень жизни; здравоохранение; потребление продуктов  питания; жилищные условия; образование  и культура; условия труда и  занятость; условия жизни сельского  населения; социальное обеспечение; содержание и воспитание детей; инвалиды; престарелые  и пенсионеры; моральная статистика; общественные фонды.

Как видно, содержание этого понятия  в разных случаях может быть достаточно различным.

В. В. Колков, на основе анализа деятельности современных социальных государств, утверждает, что структурообразующими элементами социальной политики являются социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа.

В.М. Капицын к числу направлений социальной политики относит:

1) здравоохранение и обязательное  медицинское страхование;

2) поддержку семьи, детства, материнства  и отцовства;

3) жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения;

4) поддержку престарелых и инвалидов;

5) социальное обслуживание населения;

6) охрану окружающей природной  среды;

7) федеральное и местное (муниципальное)  обустройство мигрантов, особенно  беженцев и вынужденных переселенцев.

По мнению И.А. Григорьевой, социальная политика направлена на оказание помощи бедным и борьбу с бедностью, развитие социального страхования, работу с  молодежью, стимуляцию занятости, активизацию  перевода получателей пособий в  разряд экономически и социально  самостоятельных личностей.

Итак, в границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов  и общества. Поле социальной политики, таким образом, имеет протяженность  от политики, направленной на обеспечение  выживания и поддержание жизнедеятельности  слабейших членов общества - инвалидов, престарелых, одиноких, беженцев, представителей национальных меньшинств и т. д., —  до обеспечения функционирования и  развития общества в целом. Это не удивительно, так как изменения, являющиеся результатом общественного развития, находят выражение в этих разнообразных областях. Целью же общественного развития является, как уже было сказано, само общество, т. е. увеличение социальности в обществе, возрастание возможностей социального функционирования для всех индивидов, независимо от их происхождения, социального статуса, физических особенностей или интеллектуальных способностей. Поэтому социальная политика современного общества должна быть направлена на повышение степени свободы индивидов, расширение возможностей их выбора, реализацию потенциала саморазвития.

Таким образом, основными целями социальной политики на современном этапе являются:

- максимальное сохранение физического,  интеллектуального, духовно-этического  потенциала страны;

- формирование прочного пласта  трудовой мотивации, отвечающего  требованиям легального рынка,  ориентированного на позитивное  расширенное воспроизводство «человеческого  капитала» России, ибо без этого  не начнется экономический подъем, не будет эффективной экономики,  полноценного рынка;

- создание институциональных и  социально-экономических предпосылок  для реализации гражданами, различными  общественными слоями и группами  населения своих потребностей  и интересов, проявления своей  активности и раскрытия личности; без этого не будет предпосылок  гражданского общества, личной свободы,  реальной демократии.

Общеизвестно, что социальная политика является затратным и дорогостоящим  видом деятельности. Каждое из направлений  социального развития требует больших  финансовых вложений, и чем более  масштабной является социальная политика, чем более значимые цели она себе ставит, тем больше средств должно выделяться на ее реализацию. Однако в  конечном счете инвестиции в социальную политику являются наиболее продуктивным вложением общественного богатства.

Заключение

 

Таким образом, механизм функционирования социального государства предполагает постоянный выбор вариантов, поиск  решений, разрешение конфликтов. Чтобы  подчеркнуть этот внутренний динамизм социальной государственности, представляется правильным обратиться к понятию "социальная политика".

Социальная политика - это понятие системно охватывающее деятельность государства в таких сферах, как социальное обеспечение, занятость, доходы населения, образование, здравоохранение, обеспечение жильем, молодежная политика. Через проведение социальной политики обеспечивается реализация закрепленных в Конституции РФ социальных прав граждан. Социальная политика - это особая сфера общественных отношений, именно в ней находят свое отражение самые базовые жизненные потребности каждого человека. Не случайно именно проблемы социальной политики находятся в центре самых острых дискуссий во всех странах мира.

В данный момент для России необходимо создание новой модели социальной политики, и изучение опыта других стран имеет при этом огромное значение. Императивом для России, как представляется, являются наиболее общие направления социальной политики в развитых странах Запада и Востока, причем при более конкретном ее анализе  предстоит по многим вопросам делать выбор между решениями, закрепленными  в практике США, стран Западной Европы и Японии. Но надо и учитывать  тот факт, что ни одну, даже, казалось бы, идеальную модель, разработанную  в условиях другого государства, нельзя реализовать в России в  неизмененном виде.

Информация о работе Социальная политика