Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:24, контрольная работа
Социальная политика представляет собой комплекс социальных программ. Социальная программа – программа, нацеленная на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных проектов/программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д.
Оптимальная
модель социальной сферы связана
с обеспечением защиты экономических
интересов каждого гражданина, гарантий
общественной стабильности и опирается
на принципы социальной справедливости
и государственной
Оптимальная рыночная модель социальной
сферы призвана обеспечить условия и средства,
соответствующие общественным и индивидуальным
представлениям о социальном благополучии
каждого человека. Но это предполагает
увязку социальных требований с требованиями
экономической эффективности, законами
функционирования нового строя общества
и социально-ориентированной, регулируемой
государством многоукладной рыночной
экономики. Зависимость возможностей
развития потенциала социальной сферы
от состояния экономики очень велика,
она влияет на масштабы социально-политических
мер и на принципиальный выбор вариантов
социально-политических решений.
3. Социальное управление как средство реализации социальной политики.
Социальная политика как сфера деятельности, взаимоотношений должна рассматриваться, в первую очередь, во взаимодействии, взаимоотношении со сферой социального управления.
Как известно, необходимыми условиями и важнейшими признаками управления являются:
1) цель либо некий комплекс целей (отвечающих на вопрос что делать?);
2) способы достижения поставленных целей (как?);
3) средства достижения поставленной цели, правила и процедуры их пользования (с помощью чего?).
Социальная
политика может иметь общие цели
с социальным управлением (поддержание
социальной стабильности, порядка и
законности; рост благополучия, социальной
справедливости, демократии и т. д.),
общие средства реализации, государственную,
политическую систему общества).
Вместе с тем при этом нельзя полностью
отождествлять социальную политику и
социальное управление. Социальная политика
включает наряду с управлением макро-
и микро- социальными отношениями их регулирование
в условиях, когда для осуществления реального
управления нет либо ясных целей или они
не согласованны, либо необходимых знаний
и технологий, либо практических возможностей,
либо всего вместе взятого. Социальное
управление, понимаемое, например, как
управление социальной сферой, может рассматриваться
в качестве главного средства осуществления
социальной политики.
4. Роль общественных организаций в разработке и реализации направлений социальной политики.
В результате либерализации общественной жизни, развития институтов гражданского общества количество субъектов социальной работы увеличилось и продолжает расти.
Сегодня
в России субъектами социальной работы
являются:
- государственные органы, формулирующие
общую концепцию и основные направления
социальной политики, обеспечивающие
законодательную и правовую основу, выполняющие
функции по социальной защите через систему
соответствующих учреждений; коммерческие
организации, которые могут выступать
спонсором, меценатом, благотворителем
и оказывать материальную поддержку, необходимую
для реализации основных социальных программ;
-
некоммерческие, неправительственные
организации, которые дополняют, а в ряде
случаев берут на себя социальные функции
государства.
К организациям данного типа относится
Русская Православная Церковь, основывающая
свою деятельность на принципах и идеях
христианства и реализующая философию
призрения.
Российские институты гражданского общества - общественные, профессиональные объединения и организации, основывающиеся на благотворительных и добровольных началах, приобретают большее значение в решении социальных проблем. Общественные организации постепенно включаются в процесс оказания социальной помощи, поддержки и защиты различных социальных групп.
Понятие "общественная организация" рассматривается в социологическом и правовом аспектах. Общественная организация представляет собой общность людей, объединенных на добровольных началах совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи.
Правовой
статус закреплен в законодательстве
и определяет, что общественной организацией
является основанное на членстве общественное
объединение, созданное на основе совместной
деятельности для защиты интересов определенных
социальных групп и достижения уставных
целей
объединившихся граждан. На современном
этапе развития российского
общества общественные организации все
более явственно становятся
институтом, действующим наряду с государством
на всех территориальных уровнях и практически
во всех социально значимых сферах, компенсируя
то, что по разным причинам не делается
государственными и
коммерческими организациями. Общественные
организации в своей
деятельности могут:
-способствовать привлечению дополнительных ресурсов общества для решения социальных проблем;
-использовать имеющиеся ресурсы на более адекватных с общественной точки зрения принципах и направлениях их распределения;
-в
соответствии с меняющейся социальной
ситуацией, возникновением новых проблем
могут оперативно воздействовать на перераспределение
средств;
-реализовать альтернативные социальные
программы, которые не являются общепризнанными
и не имеют государственной поддержки.
Проблема
общественных организаций состоит
в отсутствии постоянного финансирования,
следовательно, им необходимо умение найти
партнера, определить цели и интересы
каждого партнера, сформулировать конечный
результат совместной деятельности.
Партнером могут выступать
Проблемой коммерческих организаций,
заинтересованных в осуществлении благотворительной
деятельности, является поиск конкретного
адресата, которому действительно необходима
помощь. Решение данной проблемы предполагает
сотрудничество с общественной организацией.
Расширение
и углубление интерактивных процессов
в практике и методах социальной
работы определяется возрастанием роли
общественных организаций, стремящихся
решать не только отдельные проблемы
конкретного человека, социальных групп,
общностей, но и общества в целом.
Социальное партнерство в социальной
сфере является необходимым условием
эффективности социальной политики.
5.Мероприятия по развитию социальной политики.
В
Российской Федерации уже несколько
лет осуществляется последовательная
реформа социальной сферы, нацеленная
на улучшение качества социальных услуг
населению и более эффективное
использование бюджетных
Государственная социальная политика включает в себя ряд программ по развитию социальной инфраструктуры:
1.Программа "Жилище" на 2002-2010 годы
2.Программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года"
3.Программа "Социальное развитие села до 2012 года"
4.Программа "Культура России (2006-2010 годы)"
5.Программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"
6.Программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы"
7.Программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы"
Механизмы оценки большинства из них находятся только на стадии разработки, либо являются не способны объективно оценивать программу по всем необходимым параметрам. Проблема, с которой сталкивается большинство разработчиков программ, - качественная несодержательность количественных характеристик, индикаторов, показателей эффективности.
Так, например, программа «Культура России» на период 2006 -2010 годы ставит своей целью:
·сохранение культурного наследия России,
·формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан,
·создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, интеграции в мировой культурный процесс,
·обеспечение
адаптации сферы культуры к рыночным условиям
·обеспечение условий для художественного
творчества и инновационной деятельности
и т.д.
Программа направлена на решение важного блока задач. Изучение такого влияния и разработка методики, оценивающей экономическую эффективность Программы, которая состоит из:
1.
оценки экономической эффективности наиболее
значимых мероприятий.
2. оценки стоимости
объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской
Федерации.
3. оценки эффективности использования музейных, библиотечных и архивных фондов.
Основу
финансирования данной Программы составляют
средства федерального бюджета (85 процентов
общего объема финансирования). Для
обеспечения контроля и анализа
хода реализации Программы были сформированы
показатели эффективности выполнения
мероприятий Программы, в дальнейшем
в процессе ежеквартально отчитывается
о ходе выполнения.
Список использованной литературы.
1. Борисевич
В.И., Кандаурова Г.А., Кандауров Н.Н.
и др. Прогнозирование и
2. Контуры социальной политики России В. И. Захаров, Ф. П. Удалов. ”ЭКО - 2000”, №10.
3.Качественные и количественные сдвиги в сфере занятости А. В. Московская, С. В. Московская.: “Вопросы экономики”: 2001 г., №11.
4.Прогнозирование
и планирование экономики:
5. Региональные аспекты социальной политики. Смирнов С. Н – М., 2001
6. Социальная политика. Новый курс. Вопросы экономики”: С.С. Смирнов, Н. А. Исаев.,2006г, № 2
7.Теоретико-методологические аспекты социологического анализа социальной политики. Пьянов А. И, 2006г.