Социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:24, контрольная работа

Описание

Социальная политика представляет собой комплекс социальных программ. Социальная программа – программа, нацеленная на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных проектов/программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д.

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 32.22 Кб (Скачать документ)

    Оптимальная модель социальной сферы связана  с обеспечением защиты экономических  интересов каждого гражданина, гарантий общественной стабильности и опирается  на принципы социальной справедливости и государственной ответственности  за социальное воспроизводство человека, других субъектов жизнедеятельности. С наиболее распространенной точки  зрения, именно эти положения и  составляют основу государственной  философии социально ориентированного рыночного хозяйства.  
Оптимальная рыночная модель социальной сферы призвана обеспечить условия и средства, соответствующие общественным и индивидуальным представлениям о социальном благополучии каждого человека. Но это предполагает увязку социальных требований с требованиями экономической эффективности, законами функционирования нового строя общества и социально-ориентированной, регулируемой государством многоукладной рыночной экономики. Зависимость возможностей развития потенциала социальной сферы от состояния экономики очень велика, она влияет на масштабы социально-политических мер и на принципиальный выбор вариантов социально-политических решений.
 
 
 
 

3. Социальное управление  как средство реализации  социальной политики.

    Социальная  политика как сфера деятельности, взаимоотношений должна рассматриваться, в первую очередь, во взаимодействии, взаимоотношении со сферой социального управления.

    Как известно, необходимыми условиями и  важнейшими признаками управления являются:

1) цель  либо некий комплекс целей  (отвечающих на вопрос что делать?);

2) способы  достижения поставленных целей (как?);

3) средства  достижения поставленной цели, правила  и процедуры их пользования (с помощью чего?).

    Социальная  политика может иметь общие цели с социальным управлением (поддержание  социальной стабильности, порядка и  законности; рост благополучия, социальной справедливости, демократии и т. д.), общие средства реализации, государственную, политическую систему общества). 
Вместе с тем при этом нельзя полностью отождествлять социальную политику и социальное управление. Социальная политика включает наряду с управлением макро- и микро- социальными отношениями их регулирование в условиях, когда для осуществления реального управления нет либо ясных целей или они не согласованны, либо необходимых знаний и технологий, либо практических возможностей, либо всего вместе взятого. Социальное управление, понимаемое, например, как управление социальной сферой, может рассматриваться в качестве главного средства осуществления социальной политики.
 
 
 
 
 
 
 

4. Роль общественных  организаций в  разработке и реализации  направлений социальной  политики.

    В результате либерализации общественной жизни, развития институтов гражданского общества количество субъектов социальной работы увеличилось и продолжает расти.

    Сегодня в России субъектами социальной работы являются:  
- государственные органы, формулирующие общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивающие законодательную и правовую основу, выполняющие функции по социальной защите через систему соответствующих учреждений; коммерческие организации, которые могут выступать спонсором, меценатом, благотворителем и оказывать материальную поддержку, необходимую для реализации основных социальных программ;

    - некоммерческие, неправительственные организации, которые дополняют, а в ряде случаев берут на себя социальные функции государства.  
К организациям данного типа относится Русская Православная Церковь, основывающая свою деятельность на принципах и идеях христианства и реализующая философию призрения.

    Российские  институты гражданского общества - общественные, профессиональные объединения  и организации, основывающиеся на благотворительных  и добровольных началах, приобретают  большее значение в решении социальных проблем. Общественные организации  постепенно включаются в процесс  оказания социальной помощи, поддержки  и защиты различных социальных групп.

    Понятие "общественная организация" рассматривается  в социологическом и правовом аспектах. Общественная организация  представляет собой общность людей, объединенных на добровольных началах  совместной деятельностью, единством  целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи.

    Правовой статус закреплен в законодательстве и определяет, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты интересов определенных социальных групп и достижения уставных целей 
объединившихся граждан. На современном этапе развития российского 
общества общественные организации все более явственно становятся 
институтом, действующим наряду с государством на всех территориальных уровнях и практически во всех социально значимых сферах, компенсируя то, что по разным причинам не делается государственными и 
коммерческими организациями. Общественные организации в своей 
деятельности могут:

    -способствовать привлечению дополнительных ресурсов общества для решения социальных проблем;

    -использовать имеющиеся ресурсы на более адекватных с общественной точки зрения принципах и направлениях их распределения;

    -в соответствии с меняющейся социальной ситуацией, возникновением новых проблем могут оперативно воздействовать на перераспределение средств; 
-реализовать альтернативные социальные программы, которые не являются общепризнанными и не имеют государственной поддержки.

    Проблема  общественных организаций состоит  в отсутствии постоянного финансирования, следовательно, им необходимо умение найти  партнера, определить цели и интересы каждого партнера, сформулировать конечный результат совместной деятельности. Партнером могут выступать государственные  или коммерческие организации. Формы  сотрудничества с государством выражаются в деятельности по совместной разработке социальных программ, совместному проведению мероприятий - семинаров, конференций, праздников и т.д., совместному созданию какого-либо учреждения или службы. Государственные органы могут осуществлять конкурсный отбор некоммерческих социальных проектов и их финансирование, формировать  социальный заказ с заключением  договора (контракта) между государственной  и общественной организацией на выполнение определенной социальной программы, куда могут быть привнесены приоритеты как  государственных структур, так и  общественных организаций, представляющих интересы индивида. Кроме того, государственные  организации и учреждения могут  предоставлять помещения для  общественных организаций, оказывать  профессиональную консультативную  помощь и др. Средства, предоставляемые  государственным бюджетом, недостаточны для организации прямого финансирования всех социальных программ, соответственно необходимо избирательное финансирование действительно значимых социальных проектов. Общественные организации  в свою очередь могут участвовать  в разработке и планировании федеральных, областных или городских социальных программ, через депутатов Государственной, Областной или Городской Думы вносить свои предложения по законодательным актам, представлять государственным организациям новые проекты, методики и технологии.  
Проблемой коммерческих организаций, заинтересованных в осуществлении благотворительной деятельности, является поиск конкретного адресата, которому действительно необходима помощь. Решение данной проблемы предполагает сотрудничество с общественной организацией.

    Расширение  и углубление интерактивных процессов  в практике и методах социальной работы определяется возрастанием роли общественных организаций, стремящихся  решать не только отдельные проблемы конкретного человека, социальных групп, общностей, но и общества в целом. Социальное партнерство в социальной сфере является необходимым условием эффективности социальной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  5.Мероприятия по развитию социальной политики.

    В Российской Федерации уже несколько  лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг  населению и более эффективное  использование бюджетных средств  через реформирование всего социального  блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг.

    Государственная социальная политика включает в себя ряд программ по развитию социальной инфраструктуры:

    1.Программа "Жилище" на 2002-2010 годы

    2.Программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года"

    3.Программа "Социальное развитие села до 2012 года"

    4.Программа "Культура России (2006-2010 годы)"

    5.Программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"

    6.Программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы"

    7.Программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы"

    Механизмы оценки большинства из них находятся  только на стадии разработки, либо являются не способны объективно оценивать программу  по всем необходимым параметрам. Проблема, с которой сталкивается большинство  разработчиков программ, - качественная несодержательность количественных характеристик, индикаторов, показателей эффективности.

    Так, например, программа «Культура России»  на период 2006 -2010 годы ставит своей целью:

    ·сохранение культурного наследия России,

    ·формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан,

    ·создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, интеграции в мировой культурный процесс,

    ·обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям  
·обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности и т.д.

    Программа направлена на решение важного блока  задач. Изучение такого влияния и  разработка методики, оценивающей экономическую эффективность Программы, которая состоит из:

    1. оценки экономической эффективности наиболее значимых мероприятий. 
        2. оценки стоимости объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

    3. оценки эффективности использования музейных, библиотечных и архивных фондов.

    Основу  финансирования данной Программы составляют средства федерального бюджета (85 процентов  общего объема финансирования). Для  обеспечения контроля и анализа  хода реализации Программы были сформированы показатели эффективности выполнения мероприятий Программы, в дальнейшем в процессе ежеквартально отчитывается о ходе выполнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  

                        Список использованной литературы.

1. Борисевич  В.И., Кандаурова Г.А., Кандауров Н.Н.  и др. Прогнозирование и планирование  экономики: Учеб.пособие/ под общ.ред.  В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой  - Мн.: Экоперспектива, 2000. - 432с.

2. Контуры  социальной политики России В.  И. Захаров, Ф. П. Удалов. ”ЭКО - 2000”, №10.

3.Качественные и количественные сдвиги в сфере занятости А. В. Московская, С. В. Московская.: “Вопросы экономики”: 2001 г., №11.

4.Прогнозирование  и планирование экономики: Практикум:  Учеб.пособие/В.И. Борисевич, Г.А.  Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; под ред. Г.А. Кандауровой - Мн.: Экоперспектива, 2003. - 152с.

5. Региональные  аспекты социальной политики. Смирнов С. Н – М., 2001

6. Социальная  политика. Новый курс. Вопросы экономики”: С.С. Смирнов, Н. А. Исаев.,2006г, № 2

7.Теоретико-методологические аспекты социологического анализа социальной политики. Пьянов А. И, 2006г.


Информация о работе Социальная политика