Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 23:28, реферат
Согласно мысли Л., значительность различий между психическими характеристиками разных народов является причиной постоянных разногласий; отсюда им делается вывод, что завоевательные, религиозные и династические войны в действительности всегда были "расовыми". Основными факторами развития цивилизации Л. считал "народный характер" ("наследственные чувства народа") и "идеи". Становление цивилизации связывается Л. с формированием устойчивой "коллективной души" и установлением "руководящих идей". Упадок цивилизации Л. связывает с "понижением характера", вызванным утратой людьми веры в абсолютную ценность основополагающих принципов, сформулированных в рамках данной культуры.
Если коммуникативный
процесс рождается на основе некоторой
совместной деятельности, то обмен
знаниями и идеями по поводу этой деятельности
неизбежно предполагает, что достигнутое
взаимопонимание реализуется в новых
совместных попытках развить далее деятельность,
организовать ее. Участие одновременно
многих людей в этой деятельности означает,
что каждый должен внести свой особый
вклад в нее, что и позволяет интерпрети-ровать
взаимодействие как организацию совместной
деятельности.
В ходе ее для
участников чрезвычайно важно не
только обменяться информацией, но и
организовать "обмен действиями",
спланировать общую деятельность. При
этом планировании возможна такая регуляция
действий одного индивида "планами,
созревшими в голове другого" (Ломов,
1975. С. 132), которая и делает деятельность
действительно совместной, когда носителем
ее будет выступать уже не отдельный индивид,
а группа. Таким образом, на вопрос о том,
какая же "другая" сторона общения
раскрывается понятием "взаимодействие",
можно теперь ответить: та сторона, которая
фиксирует не только обмен информацией,
но и организацию совместных действий,
позволяющих партнерам реализовать некоторую
общую для них деятельность. Такое решение
вопроса исключает отрыв взаимодействия
от коммуникации, но исключает и отождествление
их: коммуникация организуется в ходе
совместной деятельности, "по поводу"
ее, и именно в этом процессе людям необходимо
обмениваться и информацией, и самой деятельностью,
т.е. вырабатывать формы и нормы совместных
действий.
В истории социальной
психологии существовало несколько
попыток описать структуру
Примером того,
как реализовалась эта идея, может
служить теория Т. Парсонса, в которой
была предпринята попытка наметить общий
категориальный аппарат для описания
структуры социального действия. В основе
социальной деятельности лежат межличностные
взаимодействия, на них строится человеческая
деятельность в ее широком проявлении,
она - результат единичных действий. Единичное
действие есть некоторый элементарный
акт; из них впоследствии складываются
системы действий. Каждый акт берется
сам по себе, изолированно, с точки зрения
абстрактной схемы, в качестве элементов
которой выступают: а) деятель, б) "другой"
(объект, на который направлено действие);
в) нормы (по которым организуется взаимодействие),
г) ценности (которые принимает каждый
участник), д) ситуация (в которой совершается
действие). Деятель мотивирован тем, что
его действие направлено на реализацию
его установок (потребностей). В отношении
"другого" деятель развивает систему
ориентации и ожиданий, которые определены
как стремлением к достижению цели, так
и учетом вероятных реакций другого. Может
быть выделено пять пар таких ориентации,
которые дают классификацию возможных
видов взаимодействий. Предполагается,
что при помощи этих пяти пар можно описать
все виды человеческой деятельности.
Эта попытка
оказалась неудачной: схема действия,
раскрывающая его "анатомию", была
настолько абстрактной, что никакого значения
для эмпирического анализа различных
видов действий не имела. Несостоятельной
она оказалась и для экспериментальной
практики: на основе этой теоретической
схемы было проведено одно-единственное
исследование самим создателем концепции.
Методологически некорректным здесь явился
сам принцип - выделение некоторых абстрактных
элементов структуры индивидуального
действия. При таком подходе вообще невозможно
схватить содержательную сторону действий,
ибо она задается содержанием социальной
деятельности в целом. Поэтому логичнее
начинать с характеристики социальной
деятельности, а от нее идти к структуре
отдельных индивидуальных действий, т.е.
в прямо противоположном направлении
(см., например: Леонтьев, 1972). Направление
же, предложенное Парсонсом, неизбежно
приводит к утрате социального контекста,
поскольку в нем все богатство социальной
деятельности (иными словами, всей совокупности
общественных отношений) выводится из
психологии индивида.
Другая попытка
построить структуру взаимодействия связана
с описанием ступеней его развития. При
этом взаимодействие расчленяется не
на элементарные акты, а на стадии, которое
оно проходит. Такой подход предложен,
в частности, польским социологом Я. Щепаньским.
Для Щепаньского центральным понятием
при описании социального поведения является
понятие социальной связи. Она может быть
представлена как последовательное осуществление:
а) пространственного контакта, б) психического
контакта (по Щепаньскому, это взаимная
заинтересованность), в) социального контакта
(здесь это - совместная деятельность),
г) взаимодействия (что определяется, как
"систематическое, постоянное осуществление
действий, имеющих целью вызвать соответствующую
реакцию со стороны партнера..."), наконец,
д) социального отношения (взаимно сопряженных
систем действий) (Щепаньский, 1969. С. 84).
Хотя все сказанное относится к характеристике
"социальной связи", такой ее вид,
как "взаимодействие", представлен
наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней,
предшествующих взаимодействию, не является
слишком строгим: пространственный и психический
контакты в этой схеме выступают в качестве
предпосылок индивидуального акта взаимодействия,
и потому схема не снимает погрешностей
предшествующей попытки. Но включение
в число предпосылок взаимодействия "социального
контакта", понятого как совместная
деятельность, во многом меняет картину:
если взаимодействие возникает как реализация
совместной деятельности, то дорога к
изучению его содержательной стороны
остается открытой. Довольно близкой к
описанной схеме является схема, предложенная
в отечественной социальной психологии
В.Н. Панферовым (Панферов, 1989).
Наконец, еще
один подход к структурному описанию
взаимодействия представлен в транзактном
анализе - направлении, предлагающем регулирование
действий участников взаимодействия через
регулирование их позиций, а также учет
характера ситуаций и стиля взаимодействия
(Берн, 1988). С точки зрения транзактного
анализа каждый участник взаимодействия
в принципе может занимать одну из трех
позиций, которые условно можно обозначить
как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции
ни в коей мере не связаны обязательно
с соответствующей социальной ролью: это
лишь чисто психологическое описание
определенной стратегии во взаимодействии
(позиция Ребенка может быть определена
как позиция "Хочу!", позиция Родителя
как "Надо!", позиция Взрослого - объединение
"Хочу" и "Надо"). Взаимодействие
эффективно тогда, когда транзакции носят
"дополнительный" характер, т.е. совпадают:
если партнер обращается к другому как
Взрослый, то и тот отвечает с такой же
позиции.
3.