Социальная работа с многодетной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 19:51, реферат

Описание

Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи. У миллионов семей резко ухудшилось условия реализации социальных функций репродуктивной, экзистенциального содержания и первичной социализации детей. Среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья, отмечается: изменение её функций, сокращение размеров, изменение типа главенства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2


1. Характеристика многодетной семьи………………………………………4



2. Проблемы многодетной семьи……………………………………………..5



3. Система социальной работы с многодетными семьями…………………10


4. Льготы для многодетных семей…………………………………………...12


Заключение…………………………………………………………………….15


Библиографический список…………………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

СР с многод. семьей.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

     Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами  по работе, зачастую лишены доброжелательного  отношения в профессиональной среде; с родственниками, чаще мужа, которые  не одобряют факта многодетности, особенно в современных условиях; негативное отношение сверстников ощущают дети из многодетных семей – трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д.

     Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг общения. Мало времени уделяют  на организацию совместного провождения  досуга.

Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10–15%.

     Развитие  детей в многодетных семьях нуждается  в первоочередном внимании общества. Социальная незащищенность таких семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи: 53,8 % семей относятся к группе риска. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков.

     Можно проследить прямую зависимость здоровья детей от здоровья родителей. Отмечается низкий показатель систематического наблюдения за детьми, поздняя обращаемость в случае заболевания, самолечение, неудовлетворительная диспансеризация и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-курортное лечение.

     Есть  данные о заболеваемости детей в  зависимости от порядкового номера рождения ребенка, вероятность влияния пренатальных факторов, начиная с 4-го ребенка, показатель общей заболеваемости становится выше. Дети первых 3-х порядков рождения более длительный срок находятся на грудном вскармливании, но страдают режим, качество питания.

     В структуре заболевания детей на 1-м месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте – нарушения питания, обмена веществ, на 3-м месте – заболевания нервной системы, органов зрения. Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, неврозы. Подростки имеют здоровье ниже средних показателей. 

3. Система социальной  работы с многодетными  семьями 

     Социальный  работник осуществляет связь между  семьей и субъектами социальной помощи. Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности, привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично5.

     На  органы народного образования (ОНО) возложено: открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение учебников; организация дополнительного образования для развития потенциальных возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического лектория (с консультациями психолога, педагога о семейном воспитании).

     Органы  социальной защиты (ОСЗ) занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительного пользования, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной информацией о льготах.

     Юрист дает законодательное обоснование  решения вопросов пособий, дотаций, касающихся жилья, организации собственного дела, выделения денежных ссуд, льготных кредитов.

     Психолог  помогает решать психологические проблемы семьи, в том числе используя  телефон доверия для получения  советов психолога, педагога в нужный момент.

     Органы  здравоохранения (ОЗ) предоставляют  скидку на приобретение лекарств, организуют выезд специалистов по месту жительства, прием в медицинских учреждениях  вне очереди, путевки в санаторий, лечебное витаминизированное питание, профилактику здоровья членов семьи.

     Торговые  организации предпринимают распродажу товаров и продуктов питания  по сниженным ценам, предоставляют  льготные кредиты для приобретения предметов длительного пользования.

Благотворительные организации оказывают материальную и натуральную помощь, церковь – благотворительную и психологическую поддержку.

     Исполнительная  городская власть обеспечивает своевременную  выдачу зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечения  семей (развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, фермерства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов, земли, стройматериалов), оказывает помощь в организации ассоциации многодетных матерей.

     Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации многодетных семей, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.). Соседи создают общественное мнение, оказывают помощь.

     Место работы родителей дает возможность  улучшить жилье, получить материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую неделю или дополнительный выходной день, гибкий график работы, возможность переквалификации. 

4. Льготы для многодетных  семей 

     Указ  Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992г. № 432 (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250) определяет следующие льготы6:

– скидка в размере не ниже 30% установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, – от стоимости топлива, приобретаемого для отопления в пределах установленных норм;

– бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;

– бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов для учащихся общеобразовательных школ:

– прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

– бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

– бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в школе;

– один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха.

     Исполнительным  органам субъектов РФ поручено7:

– оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

– обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков в размере не менее 0,15 гектара на семью;

– содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;

– учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм.

     Следует иметь в виду, что Указом Президента РФ на исполнительные органы субъектов РФ возложены лишь полномочия по разработке конкретного порядка предоставления многодетным семьям указанных льгот, а также по определению источников финансирования. Что же касается размера льготы, то он может превышать установленный в Указе минимум (30%), соответствовать ему, но никак не быть ниже его.

Кроме того, субъекты федерации вправе предусматривать  дополнительные льготы для многодетных  семей.

 

Заключение 

     Итак, социальная работа с многодетной  семьей сегодня имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения.

     Можно отметить, что сегодня нет единых подходов к практике социальной работы с семьей, а возможно только обозначить основные стратегии:

– акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением;

– системный подход к семье. Осмысляются структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации;

– подход к семье как единице изменения, осмысление способов изменения ситуации;

– «активно-терапевтический» подход включает в себя активные формы вмешательства: переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т.д.;

– концентрирование работы на принципе «здесь и теперь», изменение установок и взглядов на семейные отношения, поведение брачных партнеров.

     Деятельность  социального работника организуется вокруг различных проблем многодетной семьи, среди которых – материальное благосостояние, физическое и психическое здоровье, семейное обслуживание, проблемы семьи и школы, социальное обеспечение семьи.

 

Библиографический список 

  1. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальная работа с многодетными семьями. - М.: ЦОЦ, 1992.
  2. Ачильдиева Е.Ф., Синельников А.Б. Многодетная семья в современной России // Семья в России. 1994. № 2. С.102-117.
  3. Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. – СПб.: Сударыня, 1999. - 242с.
  4. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. проф. уч. заведений. – М.: изд. центр «Академия», 2003. - 224с.
  5. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т.т. / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы. 1997.
  6. Социальная работа с многодетной семьей // Российский журнал социальной работы. 1996. №1. C.77-80.
  7. Теория и методика социальной работы: Краткий курс. / Под общ. ред. акад. В.И. Жукова. - М.: Союз, 1994. - 192с.
  8. Технологии социальной работы: Учеб. пособие. / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400с.
  9. Указ Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431 (в ред. от 25.02.2003г.) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»
  10. Фирсов В.М., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: Владос, 2000. - 432с.
  11. Черепанова И.С. Комплексная социально-гигиеническая характеристика многодетных семей. – М., 1984.

Информация о работе Социальная работа с многодетной семьей