Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:49, реферат
Перестроечные процессы 90-х годов в России затронули все сферы деятельности,
включая и социальную политику. Безработица, обнищание, резкое падение уровня
жизни, увеличение количества бездомных детей и многое другое стали
характерными признаками социального кризиса. В результате высокой поляризации
общества, т.е. непропорционального деления на богатых и бедных, с подавляющим
количественным превосходством последних, индивидуальное недовольство и
неудовлетворенность постепенно сформировали высокую социальную напряженность,
которая реально стала проявляться в локальных социальных конфликтах разных
уровней и типов.
Введение.
Глава 1. Социально-демократический портрет молодежи.
Глава 2. Сущность и принципы государственной молодежной политики.
Глава 3. Роль и место социальных служб в решении молодежных проблем.
Заключение.
Использованная литература.
Сущность и принципы государственной молодежной политики.
Дефицит внимания общества в сочетании с недостаточной социальной
незащищенностью превращают
молодежь в дестабилизирующую
Вместе с тем речь идет о формировании пополнения, способного принять на себя
заботу о будущем страны, т.е. необходимости эффективного использования
созидательного потенциала молодежи.
Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах
является частью государственной молодежной политики. Государственная
молодежная политика – это деятельность государства по созданию социально-
экономических, правовых,
организационных условий и
становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации
творческого потенциала молодежи в интересах всего общества.
Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет,
молодые семьи и молодежные объединения.
Основными целями
· Содействие социальному, культурному, культурному и физическому
развитию молодежи;
·
Недопущение дискриминации
· Создание условий для полного участия молодежи в социально-
экономической, политической и культурной жизни общества;
· Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного
пути, достижении личного успеха;
· Реализация инновационного потенциала молодежи в интересах
общественного развития и самой молодежи.
Реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих
принципах:
-
Принцип участия: привлечение
молодых граждан к
формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и
гражданского общества в целом;
-
Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой
защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной
возрастом ограниченности их социального статуса;
-
Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного
государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и
физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и
трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое
развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
-
Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по
сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений
при финансировании
мероприятий в области
Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляются на
двух уровнях: общереспубликанском и региональном.
Основные мероприятия государственной молодежной политики на федеральном
уровне с 1995 года осуществлялись в соответствии с федеральной программой
«Молодежь России», одобренной Президентом РФ Указом № 1992 от 15.09.1994
годах. В рамках этой программы, ставшей ныне Президентской, среди приоритетов
выделена задача, обеспечить молодежь информацией о ее правах и возможностях в
наиболее важных сферах жизнедеятельности. Таким образом, впервые закреплена
позиция, что, информационная поддержка является первоосновой социального
обслуживания молодежи.
Социальное назначение систем информационного обеспечения молодежи
определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных
действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии и видов
учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов и т.д.
Работа по созданию единой общероссийской информационной системы для молодежи
ведется несколько лет рядом федеральных ведомств совместно с органами по
делам молодежи субъектов РФ и при участии молодежных и детских общественных
объединений, научных коллективов. Впервые в практике России предусматривается
создание обширной системы социальной информации не только для ведомственных
целей, но и для самих граждан – молодых людей, их родителей, учителей,
исследователей молодежных проблем и т.д. Ведется работа по подключению
российских информационных центров к европейской компьютерной информационной
сети. С учетом того, что около 70 % молодых людей отмечают нехватку
информации при решении своих проблем, развитие информационных услуг для
молодежи является одной из важнейших государственных задач в области
социально-экономического и культурного развития России.
Проблематичным остается состав информационных услуг. Формирование
информационной системы для молодежи в качестве социальной службы началось в
конце 80-х годов ХХ века молодежной общественной организацией – комсомолом –
при поддержке государства, но ввиду изменения структуры молодежного движения
в начале 90-х годов потеряла системность. Современные молодежные и детские
объединения не в состоянии самостоятельно решать такую крупную задачу.
Тем не менее, перспектива
развития системы социального
видится в максимальном приближении к такому положению, когда значительная
часть этой деятельности будет выполняться молодежными общественными
объединениями при
поддержке органов
самоуправления. Это и должно составить важный принцип государственной
молодежной политики, а значит, и социальной политики в России.
Начинается движение в этом направлении и в субъектах РФ. Начала формироваться
нормативно-правовая база государственной поддержки на региональном уровне
социальных инноваций молодежных объединений (Московская, Волгоградская,
Тульская области и др.).
В целом же пока именно на уровне законодательства субъектов РФ получает
закрепление приоритет информационных услуг в системе социального обслуживания
молодежи, что соответствует
идеям, составившим концепцию
молодежной политики в РФ.
Также в программе «Молодежь России» есть и другие вопросы решения: пути
решения жилищной проблемы; решение вопросов занятости молодежи; поддержка
молодой семьи; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха;
поддержка талантливой молодежи и многие другие вопросы.
Глава 3.
Роль и
место социальных служб в
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть
реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности
социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа среди молодежи рассматривается среди молодежи как
обеспечение наиболее
благоприятных социально-
каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности,
обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни
общества.
Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность
по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам молодых
людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному
функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей
в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту
жительства или в трудовых коллективах.
При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и
молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и
развитию комплекса специализированных служб и учреждений по оказании
подросткам и молодежи
разнообразных медико-
педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.
В соответствии с утвержденной номенклатурой органов по делам молодежи
существует следующая структура социальных служб:
Центр
социально-психологической
медико-психолого-
состояния, находящейся в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждения
девиантного и суицидального поведения данной категории молодежи;
Консультативный
центр для подростков и
квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь по
телефону;
Приют для подростков, создающий условия для жизнедеятельности
несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от
благоприятных условий своего развития в семье, воспитательном учреждении,
обществе;
Центр ресоциализации молодежи, предназначенный для лиц,
вернувшихся из мест заключения, и оказывающий им консультативную,
социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первую
очередь, несовершеннолетним, оказавшимся в дезаптированном состоянии;
Центр информации для молодежи, оказывающий информационные и
методические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи,
организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи.
«Молодежные» проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от
системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного
порядка, спорта и т.д. Становление же социальных служб осуществляется в
современный период в условиях разобщенности отдельных программ и
ведомственного противостояния. Социальные службы для молодежи испытывают
значительные трудности, обусловленные, в частности, крайне медленным
становлением единой системы в масштабах страны.
Значительные успехи
в области организации
достигнуты в Астрахани, Новосибирске, Тюменской области и других регионах
России.
В 1997 году по итогам конкурса социальных учреждений органов по делам