Социальная работа с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:49, реферат

Описание

Перестроечные процессы 90-х годов в России затронули все сферы деятельности,
включая и социальную политику. Безработица, обнищание, резкое падение уровня
жизни, увеличение количества бездомных детей и многое другое стали
характерными признаками социального кризиса. В результате высокой поляризации
общества, т.е. непропорционального деления на богатых и бедных, с подавляющим
количественным превосходством последних, индивидуальное недовольство и
неудовлетворенность постепенно сформировали высокую социальную напряженность,
которая реально стала проявляться в локальных социальных конфликтах разных
уровней и типов.

Содержание

Введение.
Глава 1. Социально-демократический портрет молодежи.
Глава 2. Сущность и принципы государственной молодежной политики.
Глава 3. Роль и место социальных служб в решении молодежных проблем.
Заключение.
Использованная литература.

Работа состоит из  1 файл

Социальная работа с молодежью.docx

— 29.49 Кб (Скачать документ)

Сущность и принципы государственной молодежной политики.

Дефицит внимания общества в сочетании с недостаточной социальной

незащищенностью превращают молодежь в дестабилизирующую общественную силу.

Вместе с тем  речь идет о формировании пополнения, способного принять на себя

заботу о будущем  страны, т.е. необходимости эффективного использования

созидательного потенциала молодежи.

Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах

является частью государственной молодежной политики. Государственная

молодежная политика – это деятельность государства  по созданию социально-

экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального

становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации

творческого потенциала молодежи в интересах всего общества.

Объектом государственной  политики являются молодые люди от 14 до 30 лет,

молодые семьи и  молодежные объединения.

         Основными целями государственной  молодежной политики являются:        

·        Содействие социальному, культурному, культурному и физическому

развитию молодежи;

·        Недопущение дискриминации молодых  граждан по возрастному цензу;

·        Создание условий для полного  участия молодежи в социально-

экономической, политической и культурной жизни общества;

·        Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного

пути, достижении личного  успеха;

·        Реализация инновационного потенциала молодежи в интересах

общественного развития и самой молодежи.

Реализация государственной  молодежной политики осуществляется на следующих

принципах:

-                                              

Принцип участия: привлечение  молодых граждан к непосредственному  участию в

формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и

гражданского общества в целом;

-                                           

Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой

защищенности молодых  граждан, необходимой для восполнения  обусловленной

возрастом ограниченности их социального статуса;

-                                          

Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного

государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и

физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и

трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое

развитие личности и подготовку к самостоятельной  жизни;

-                                          

Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам  по

сравнению с соответствующей  деятельностью государственных  органов и учреждений

при финансировании мероприятий в области молодежной политики.

Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляются на

двух уровнях: общереспубликанском  и региональном.

Основные мероприятия  государственной молодежной политики на федеральном

уровне с 1995 года осуществлялись в соответствии с федеральной программой

«Молодежь России», одобренной Президентом РФ Указом № 1992 от 15.09.1994

годах. В рамках этой программы, ставшей ныне Президентской, среди приоритетов

выделена задача, обеспечить молодежь информацией о  ее правах и возможностях в

наиболее важных сферах жизнедеятельности. Таким образом, впервые закреплена

позиция, что, информационная поддержка является первоосновой социального

обслуживания молодежи.

Социальное назначение систем информационного обеспечения  молодежи

определяется расширением  возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных

действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии и видов

учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых  вопросов и т.д.

Работа по созданию единой общероссийской информационной системы для молодежи

ведется несколько  лет рядом федеральных ведомств совместно с органами по

делам молодежи субъектов  РФ и при участии молодежных и  детских общественных

объединений, научных  коллективов. Впервые в практике России предусматривается

создание обширной системы социальной информации не только для ведомственных

целей, но и для  самих граждан – молодых людей, их родителей, учителей,

исследователей молодежных проблем и т.д. Ведется работа по подключению

российских информационных центров к европейской компьютерной информационной

сети. С учетом того, что около 70 % молодых людей отмечают нехватку

информации при  решении своих проблем, развитие информационных услуг для

молодежи является одной из важнейших государственных  задач в области

социально-экономического и культурного развития России.

Проблематичным остается состав информационных услуг. Формирование

информационной системы  для молодежи в качестве социальной службы началось в

конце 80-х годов ХХ века молодежной общественной организацией – комсомолом –

при поддержке государства, но ввиду изменения структуры  молодежного движения

в начале 90-х годов  потеряла системность. Современные  молодежные и детские

объединения не в  состоянии самостоятельно решать такую  крупную задачу.

Тем не менее, перспектива  развития системы социального обслуживания молодежи

видится в максимальном приближении к такому положению, когда значительная

часть этой деятельности будет выполняться молодежными общественными

объединениями при  поддержке органов государственной  власти и местного

самоуправления. Это  и должно составить важный принцип  государственной

молодежной политики, а значит, и социальной политики в России.

Начинается движение в этом направлении и в субъектах  РФ. Начала формироваться

нормативно-правовая база государственной поддержки  на региональном уровне

социальных инноваций  молодежных объединений (Московская, Волгоградская,

Тульская области  и др.).

В целом же пока именно на уровне законодательства субъектов  РФ получает

закрепление приоритет  информационных услуг в системе  социального обслуживания

молодежи, что соответствует  идеям, составившим концепцию государственной

молодежной политики в РФ.

Также в программе  «Молодежь России» есть и другие вопросы решения: пути

решения жилищной проблемы; решение вопросов занятости молодежи; поддержка

молодой семьи; развитие системы детского, молодежного и  семейного отдыха;

поддержка талантливой  молодежи и многие другие вопросы.

                             Глава 3.                             

   Роль  и  место социальных служб в решении   молодежных проблем.  

Решение возникающих  в молодежной сфере социальных проблем  не может быть

реализовано без  организации социальной работы, разворачивания деятельности

социальных служб  для несовершеннолетних и молодежи.

Социальная работа среди молодежи рассматривается  среди молодежи как

обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических  условий развития

каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности,

обретение ею всех видов  свобод и полноценного участия индивидов  в жизни

общества.

Под социальной работой  с молодежью понимается профессиональная деятельность

по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам молодых

людей в целях  улучшения или восстановления их способности к социальному

функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей

в обществе, а также  работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту

жительства или  в трудовых коллективах.

При организации  деятельности социальных служб для  несовершеннолетних и

молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и

развитию комплекса  специализированных служб и учреждений по оказании

подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-

педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

В соответствии с  утвержденной номенклатурой органов  по делам молодежи

существует следующая  структура социальных служб:

     Центр  социально-психологической помощи  молодежи для оказания

медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные

состояния, находящейся  в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждения

девиантного и суицидального поведения данной категории молодежи;

     Консультативный  центр для подростков и молодежи, оказывающий

квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую  помощь по

телефону;

     Приют  для подростков, создающий условия  для жизнедеятельности

несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или  субъективным причинам от

благоприятных условий  своего развития в семье, воспитательном учреждении,

обществе;

     Центр  ресоциализации молодежи, предназначенный для лиц,

вернувшихся из мест заключения, и оказывающий им консультативную,

социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первую

очередь, несовершеннолетним, оказавшимся в дезаптированном состоянии;

     Центр информации для молодежи, оказывающий информационные и

методические услуги органам исполнительной власти по делам  молодежи,

организациям и  учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи.

«Молодежные» проблемы при всей  их специфике невозможно решить в отрыве от

системы поддержки  семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного

порядка, спорта и  т.д. Становление же социальных служб  осуществляется в

современный период в условиях разобщенности отдельных  программ и

ведомственного противостояния. Социальные службы для молодежи испытывают

значительные трудности, обусловленные, в частности, крайне медленным

становлением единой системы в масштабах страны.

Значительные успехи в области организации социальной работы с молодежью

достигнуты в Астрахани, Новосибирске, Тюменской области  и других регионах

России.

В 1997 году по итогам конкурса социальных учреждений органов  по делам

Информация о работе Социальная работа с молодежью