Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 18:01, курсовая работа
Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.
• создание среды обитания и общения молодого человека на основе работы клубов по месту жительства и так называемых клубов общения, в том числе для молодежи с ограниченными возможностями;
• создание оптимальных условий для временного трудоустройства подростков, в том числе организация общественных работ на муниципальном уровне.
Особенностью социальной работы в Саратове является деятельность молодежных структур: Комитет по делам молодежи был образован решением городского Совета народных депутатов в 2004 г., т.е. задолго до принятия какого-либо федерального законодательного акта, определяющего молодежную политику как одно из направлений деятельности государственных органов. В этот период наряду с формированием структуры отделов по работе с молодежью были разделены компетенции структур образования, здравоохранения, культуры и спорта. Во взаимодействии с этими органами управления выработан жизнеспособный механизм реального кооперирования в вопросах, касающихся защиты интересов детей, подростков и молодежи. Вышеперечисленные ведомства передали в ведение Комитета по делам молодежи вопросы разработки, создания необходимых условий для подростков, координации и контроля:
• в области образования — внешкольная и социальная работа;
• в области здравоохранения — социальная адаптация, проблемы наркомании, полового воспитания и т.п.;
• в области спорта — развитие детского физкультурного движения по месту жительства, молодежного туризма, нетрадиционных видов спорта;
• в области культуры — развитие и поддержка всех форм молодежной культуры, проведение массовых молодежных мероприятий, финансовая поддержка детских творческих коллективов, организация молодежных и детских музыкальных фестивалей
Так же в решении этих проблем
Социальная терапия – это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.
К общим технологиям социальной терапии можно отнести следующие технологии:
Консультирование – установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;
Арттерапия – «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений[11];
Музыкотерапия – социализация индивида путем, обращения к какой – либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиций;
Библиотерапия – воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы[12];
Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;
Творческие технологии – вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;
Логотерапия – (от греч. logos – слово, therapies - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.[13]
Таким образом, комплекс мер и мероприятий направленных на развитие технологий социальной работы с молодёжью и подростками поможет решить проблемы преступности, трудоустройства, наркомании токсикомании и др.
2.4 Опыт Саратовской области в сфере социальной работы с молодежью.
В 1996 г. был создан Комитет по делам молодежи Саратовской области, в 2007г. переименованный в Департамент молодежной политики Саратовской области.
Основными направлениями работы центров молодежной политики является:
- организация военно-патриотической работы в молодежной среде;
- содействие во временном и постоянном трудоустройстве молодежи, профессиональной ориентации;
- содействие ресоциализации[14] подростков и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- организация досуга подростков и молодежи в клубах по месту жительства и на дворовых спортивно-игровых площадках;
- оказание материальной поддержки в рамках федеральных программ: «Одаренные дети», «Молодой семье доступное жилье»;
- организация отдыха и оздоровления подростков и молодежи в летний период;
- организация и курирование интеллектуальных движений в рамках работы клубов «КВН».
Государственное учреждение "Саратовский центр военно-патриотической, поисковой работы и допризывной подготовки молодежи".
Деятельность "Центра" осуществляется по трем основным направлениям:
- поисковая работа;
- военно-патриотическая работа;
- допризывная подготовка молодежи.
Государственное учреждение Саратовской области центр социальной адаптации и досуга молодежи.
В рамках государственной молодежной политики Центр осуществляет профилактическую деятельность среди молодежи, обеспечивает комплексное решение проблем социальной адаптации молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность специалистов отдела реализации социальных программ направлена на профилактику подростковой безнадзорности, противоправных действий и асоциальных проявлений в подростково-молодежной среде.
Студенческие трудовые отряды.
Возрождение студотрядов в Саратовской области началось с 2001 года. Именно тогда на сельскохозяйственные работы было направлено 1500 студентов. В 2002 году появились новые профили деятельности, численность 47 студенческих трудовых отрядов возросла до 4323 человек. В 2003 году численность уже 121 студенческого трудового отряда составила 9034 человека. Ребятами хорошо были освоены работы по следующим профилям:
- педагогический
- сельскохозяйственный
- строительный
- сервисный
Резкий подъем численности студенческих отрядов стал возможен благодаря государственной поддержке, направления которой утверждены постановлением главы администрации Саратовской области "О государственной поддержке деятельности студенческих трудовых отрядов в Саратовской области".
В 2004 году продолжился рост численности студенческих трудовых отрядов, возросло желание студентов испытать себя, пройти экзамен на жизненную стойкость, раньше повзрослеть. Появилось 14 профилей деятельности студенческих трудовых отрядов, численность 241 отряда составила 11420 человек.
В 2005 году в составе 211 студенческих трудовых отрядов различных профилей деятельности отработало 13520 человек. В 2006 году, по состоянию на 15 июля сформировано 106 отрядов общей численностью 4922 человека.
Начиная с 2004 года ежегодно формируется единый реестр студенческих трудовых отрядов учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, а так же реестр объемов работ, организация льготных медицинских осмотров студентов поставлена на должный уровень, обеспечивается повсеместный и постоянный государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в отношении участников студотрядов. В средствах массовой информации проходит широкомасштабное освещение деятельности студенческих трудовых отрядов.. Студенческие трудовые отряды начали привлекать к выполнению работ, финансируемых из местных бюджетов, а организации, принявшие на работу студенческий трудовой отряд - получать поддержку органов местного самоуправления.
Заключение.
В процессе написания курсовой работы на тему: «Технологии социальной работы с молодежью» мною были изучены проблемы молодежи, нормативно-правовые акты молодежной политики Российской Федерации и Саратовской области, роль социальных служб в решении молодежных проблем, технологии работы с молодежью, а так же опыт работы по делам молодежи Саратовской области.
Практика работы молодежной политики указывает на достаточно профессиональную разностороннюю постановку работы с молодежью в Саратовской области, однако требуется организация еще более системной, более регулярной работы с подростками и молодежью.
В каждом районе Саратовской области работают специалисты молодежной политики по реализации различных направлений молодежной политики на территории муниципального образования. Однако их усилий, как правило, не достаточно для охвата всей молодежи в муниципальном образовании. Отсюда следует необходимость введения ставки специалиста по работе с молодежью и при администрации каждого городского и сельского поселения, а так же развитие большего количества молодежных центров и клубов по месту жительства.
Список литературы
1. http://vivovoco.rsl.ru/VV/
2. http://gov.cap.ru/hierarhy.
3. http://www.consultant.ru/
4. http://voluntary.ru/
5. http://www.gks.ru/wps/wcm/
6. Павленок - Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения 2007 г.
7. http://home.novoch.ru/~azazel/
8. http://www.meduhod.ru/info/
9. http://www.ngpedia.ru/
10. http://ru.wikipedia.org/
11. Указ Президента РФ от 17 мая 2000г. № 867
12. Постановление РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»
13. ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 22.08.2004г. № 122// Российская газета 31.08.2008г.
14. Закон Саратовской области о профилактике безнадзорности и Федеральная программа «Молодежь России на 2000-2005г.г.» 2004г.
15. Приказ «Об утверждении Плана дополнительных неотложных мер министерства образования Российской Федерации по решению проблем детской безнадзорности»
16. С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова «Социальная работа с молодежью». Издательство «Гардарики» г. Москва, 2006г.
17. Алещенок С.В., Луков В.А., Полдыева Д.Р. «Некоторые подходы к формированию государственной молодежной политики», 2007г.
18. Государственная молодежная политика. Москва 2006г.
19. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. «Социология для социальной работы» Москва, 2007г.
20. Дикалова Л.С., Бондарь Т.В., Гитман А.В. «Методические рекомендации по организации работы с подростками группы риска» Москва, 2006г.
10
[1] http://vivovoco.rsl.ru/VV/
[2] http://gov.cap.ru/hierarhy.
[3] http://www.consultant.ru/
[4] http://voluntary.ru/
[5] http://gov.cap.ru/hierarhy.
[6] http://www.gks.ru/wps/wcm/
[7] Павленок - Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения 2007
[8] http://home.novoch.ru/~azazel/
[9] http://www.meduhod.ru/info/
[10] http://www.ngpedia.ru/
[11] http://ru.wikipedia.org/wiki/%
[12] http://ru.wikipedia.org/wiki/%
[13] http://ru.wikipedia.org/wiki/%
[14] http://ru.wikipedia.org/wiki/%