Социальная работа с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание

Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.

Работа состоит из  1 файл

Андрей содержание.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)


 

Введение

 

Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.

Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в российской социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.

В курсовой работе я раскрываю основные социальные проблемы различных категорий молодежи, особенное внимание уделяю молодежным группам риска.

Отдельное место занимает тема социальной работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности общества. Эта тема еще не получила достаточного развития в теории социальной работы в России, хотя должности социальных работников вводятся в образовательных учреждениях. Однако этого недостаточно, необходимо осмысление деятельности социального работника в сфере досуга, образования, для эффективной работы с молодыми людьми.

Молодежь - это группа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.

Обостряют проблемы молодежи психологические особенности социализации лиц данного возраста. Указанная проблема тесно связана с началом становления молодого человека, с выходом его из первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться путем примыкания к различным социальным группам, субкультурам, движениям.

Объект исследования – молодёжь как социальная группа.

Предмет - технологии социальной работы с молодежью.

Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.

Задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, рассмотреть структуру и задачи социальной службы для молодежи, понять технологии социальной работы с молодежью, .

Рассмотреть опыт Саратовской области в сфере социальной работы с молодежью, предложить наиболее эффективные методы и технологии в данном направлении.

I. «Проблемы и потребности молодежи»

1.1             Историческое развитие социальной работы с молодежью

 

История социальной работы в России - новая тема в российском историческом познании. Актуальность исторического познания социальной работы как составной части социальной политики связана с задачами. Историческое прошлое социальной работы - это не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но формы и методы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учётом российской ментальности.

Специальное и целенаправленное изучение социальной работы в России началось в начале 19-го века. Характерно, что процесс помощи и поддержки не был определён термилогически, его описание происходило в двух культурно исторических парадигмах: общественное призрение и  христианская благотворительность. Такие историки, как Н. Карамзин, В. Ключевский, С. Соловьёв используют к раннему периоду княжеской помощи христианские понятия «нищелюбие», «милосердие». После отмены приказов общественного призрения и перехода к земским принципам помощи и поддержки в 80-90х годах начинает проводиться исследование - «благотворительность».

В 19 веке общественное призрение и христианская благотворительность

существовали как две самостоятельные парадигмы, а к началу 20го века они уже рассматриваются в единстве, как общественная помощь. Одним из первых светских подходов к истории российского опыта социальной помощи в России дан в работе А. Стога « Об общественном призрении». На протяжении первой половины 19-го столетия она явилась единственным

историческим исследованием, посвященным данному вопросу.

На рубеже 19-20 в.в. складываются определенные области исторического познания общественной и частой помощи - история отдельных этапов посвященные истории земского, волостного и крестьянского призрения.

Особое направление в изучении исторического опыта помощи и поддержки связано с осмыслением исторической практики благотворительности. В 70-х годах начинает изучаться опыт Императорского Человеколюбивого Общества, Ведомства учреждений Императрицы Марии (основаны царской семьёй). Издано большое количество работ, рассказывающих о филантропической деятельности представителей различных сословий в 17-19  век.

Дальнейшие изучения исторического опыта социальной помощи и защиты происходит уже в первые годы советской власти.

До 1920г. во многих странах государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. В последствии идеи надзора за молодежью и надзора за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а инициатива в этой области стала регулироваться законодательством.

В 1920-х годах в советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция государственной поддержки молодежи. Решающее значение имел III съезд Российского коммунистического союза молодежи (октябрь 1920; 1926 – ВЛКСМ)[1], провозгласивший, что молодежная организация «комсомол» - приобрела, особые полномочия по представлению интересов молодежи и стала важнейшим элементом общества в решении молодежных проблем.

Комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, представляя актуальные направления государственной поддержки молодежи, всех ее категорий. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественных целей, широкий охват молодежных проблем, соединение государственных и общественных механизмов решения крупномасштабных задач.

В советский период существовало 3 направления поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением:

- труд и занятость;

- образование;

- здравоохранение.

         История социальной работы - целостный культурно- исторический процесс, имеющий определённые этапы своего самостоятельного развития. Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимно помощи связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного языка, номинации процесса. Он связан с пандемическими процессами, с разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием глобальных эпидемий, различных социально- экономических войн конфликтов, массового голода.

Сегодня молодёжь Российской Федерации — это 39,6 миллионов молодых граждан — 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет. Однако, последнее время в большинстве субъектов РФ наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодежи до 35 лет[2].

Таким образом, основными этапами помощи и взаимопомощи в России я выделяю:

1. Архаический период. Родоплеменные формы помощи и  взаимопомощи у славян до 10-го века

2. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с 10 по 13 в.в.

3. Период церковно-государственной помощи с 14-го в. По вторую половину 17 в.

4. Период государственного призрения со второй половины 17 в. до второй

половины 19 в.

5. Период общественного и частного призрения с конца 19 в. до начала 20 в.

6. Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г.

7. Период социальной работы с начала 90-х по настоящее время.

Таким образом, я могу сделать вывод, что данная периодизация позволяет проследить схему исторического процесса, где мы видим как, начиная с советских времен, появлялась структура для управления молодежью, видим её в контексте глобальных исторических факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью

 

В современной государственной молодежной политике основные Концептуальные положения прописаны в Постановлении РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику.

Объекты государственной молодежной политики:

- граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством от 14 до 30 лет во время пребывания их на территории Российской Федерации, если это влечет обязанности федеральных государственных органов;

- молодые семьи - семьи в первые 3 года после заключения брака, в случае рождения детей – без ограничения периода брака, при условии, что один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых отец или мать не достигли 30 лет;

- молодежные объединения.

Субъекты государственной молодежной политики:

- государственные органы и должностные лица (указом Президента РФ от 17 мая 2000г. № 867 Государственный комитет по молодежной политике был упразднен, его функции были переданы Министерству образования РФ)[3];

- молодежные объединения и ассоциации;

- молодые граждане.

Принципы государственной молодежной политики:

- сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в реализации государственной молодежной политики;

- привлечение молодых граждан к участию в формировании политики и программ для молодежи;

- обеспечение правовой и социальной защиты молодых граждан;

- предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, трудоустройству;

- приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

Направления:

- обеспечение соблюдения прав молодежи;

- обеспечение гарантий в сфере занятости;

- содействие предпринимательской деятельности молодежи;

- государственная поддержка молодой семьи;

- гарантии предоставления социальных услуг;

- поддержка талантливой молодежи;

- формирование условий для физического и духовного развития молодежи;

- поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

- содействие международным молодежным обменам.

Меры реализации:

- принятие специального законодательства и иных правовых актов, решений местных органов власти и управления;

- внесение изменений и дополнений в законодательство и иные акты;

- разработка и выполнение государственной молодежной политики комплексного и целевого характера;

- создание Российского фонда Федеральных молодежных программ для организации и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;

- выделение в федеральном и местном бюджетах отдельных средств на финансирование мероприятий в области молодежной политики;

- создание государственных органов по делам молодежи и социальных служб различного профиля.

В 1994году была принята Федеральная программа «Молодежь России»[4]. Для создания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики.

Информация о работе Социальная работа с молодежью