Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 18:01, курсовая работа
Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.
Введение
Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.
Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в российской социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.
В курсовой работе я раскрываю основные социальные проблемы различных категорий молодежи, особенное внимание уделяю молодежным группам риска.
Отдельное место занимает тема социальной работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности общества. Эта тема еще не получила достаточного развития в теории социальной работы в России, хотя должности социальных работников вводятся в образовательных учреждениях. Однако этого недостаточно, необходимо осмысление деятельности социального работника в сфере досуга, образования, для эффективной работы с молодыми людьми.
Молодежь - это группа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.
Обостряют проблемы молодежи психологические особенности социализации лиц данного возраста. Указанная проблема тесно связана с началом становления молодого человека, с выходом его из первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться путем примыкания к различным социальным группам, субкультурам, движениям.
Объект исследования – молодёжь как социальная группа.
Предмет - технологии социальной работы с молодежью.
Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.
Задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, рассмотреть структуру и задачи социальной службы для молодежи, понять технологии социальной работы с молодежью, .
Рассмотреть опыт Саратовской области в сфере социальной работы с молодежью, предложить наиболее эффективные методы и технологии в данном направлении.
I. «Проблемы и потребности молодежи»
1.1 Историческое развитие социальной работы с молодежью
История социальной работы в России - новая тема в российском историческом познании. Актуальность исторического познания социальной работы как составной части социальной политики связана с задачами. Историческое прошлое социальной работы - это не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но формы и методы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учётом российской ментальности.
Специальное и целенаправленное изучение социальной работы в России началось в начале 19-го века. Характерно, что процесс помощи и поддержки не был определён термилогически, его описание происходило в двух культурно исторических парадиг
В 19 веке общественное призрение и христианская благотворительность
существовали как две самостоятельные парадигмы, а к началу 20го века они уже рассматриваются в единстве, как общественная помощь. Одним из первых светских подходов к истории российского опыта социальной помощи в России дан в работе А. Стога « Об общественном призрении». На протяжении первой половины 19-го столетия она явилась единственным
историческим исследованием, посвященным данному вопросу.
На рубеже 19-20 в.в. складываются определенные области исторического познания общественной и частой помощи - история отдельных этапов посвященные истории земского, волостного и крестьянского призрения.
Особое направление в изучении исторического опыта помощи и поддержки связано с осмыслением исторической практики благотворительности. В 70-х годах начинает изучаться опыт Императорского Человеколюбивого Общества, Ведомства учреждений Императрицы Марии (основаны царской семьёй). Издано большое количе
Дальнейшие изучения исторического опыта социальной помощи и защиты происходит уже в первые годы советской власти.
До 1920г. во многих странах государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. В последствии идеи надзора за молодежью и надзора за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а инициатива в этой области стала регулироваться законодательством.
В 1920-х годах в советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция государственной поддержки молодежи. Решающее значение имел III съезд Российского коммунистического союза молодежи (октябрь 1920; 1926 – ВЛКСМ)[1], провозгласивший, что молодежная организация «комсомол» - приобрела, особые полномочия по представлению интересов молодежи и стала важнейшим элементом общества в решении молодежных проблем.
Комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, представляя актуальные направления государственной поддержки молодежи, всех ее категорий. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественных целей, широкий охват молодежных проблем, соединение государственных и общественных механизмов решения крупномасштабных задач.
В советский период существовало 3 направления поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением:
- труд и занятость;
- образование;
- здравоохранение.
История социальной работы - целостный культурно- исторический процесс, имеющий определённые этапы своего самостоятельного развития. Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимно помощи связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного языка, номинации процесса. Он связан с пандемическими процессами, с разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием глобальных эпидемий, различных социально- экономических войн конфликтов, массового голода.
Сегодня молодёжь Российской Федерации — это 39,6 миллионов молодых граждан — 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет. Однако, последнее время в большинстве субъектов РФ наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодежи до 35 лет[2].
Таким образом, основными этапами помощи и взаимопомощи в России я выделяю:
1. Архаический период. Родоплеменные формы помощи и взаимопомощи у славян до 10-го века
2. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с 10 по 13 в.в.
3. Период церковно-государственной помощи с 14-го в. По вторую половину 17 в.
4. Период государственного призрения со второй половины 17 в. до второй
половины 19 в.
5. Период общественного и частного призрения с конца 19 в. до начала 20 в.
6. Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г.
7. Период социальной работы с начала 90-х по настоящее время.
Таким образом, я могу сделать вывод, что данная периодизация позволяет проследить схему исторического
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
В современной государственной молодежной политике основные Концептуальные положения прописаны в Постановлении РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику.
Объекты государственной молодежной политики:
- граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством от 14 до 30 лет во время пребывания их на территории Российской Федерации, если это влечет обязанности федеральных государственных органов;
- молодые семьи - семьи в первые 3 года после заключения брака, в случае рождения детей – без ограничения периода брака, при условии, что один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых отец или мать не достигли 30 лет;
- молодежные объединения.
Субъекты государственной молодежной политики:
- государственные органы и должностные лица (указом Президента РФ от 17 мая 2000г. № 867 Государственный комитет по молодежной политике был упразднен, его функции были переданы Министерству образования РФ)[3];
- молодежные объединения и ассоциации;
- молодые граждане.
Принципы государственной молодежной политики:
- сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в реализации государственной молодежной политики;
- привлечение молодых граждан к участию в формировании политики и программ для молодежи;
- обеспечение правовой и социальной защиты молодых граждан;
- предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, трудоустройству;
- приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
Направления:
- обеспечение соблюдения прав молодежи;
- обеспечение гарантий в сфере занятости;
- содействие предпринимательской деятельности молодежи;
- государственная поддержка молодой семьи;
- гарантии предоставления социальных услуг;
- поддержка талантливой молодежи;
- формирование условий для физического и духовного развития молодежи;
- поддержка деятельности молодежных и детских объединений;
- содействие международным молодежным обменам.
Меры реализации:
- принятие специального законодательства и иных правовых актов, решений местных органов власти и управления;
- внесение изменений и дополнений в законодательство и иные акты;
- разработка и выполнение государственной молодежной политики комплексного и целевого характера;
- создание Российского фонда Федеральных молодежных программ для организации и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;
- выделение в федеральном и местном бюджетах отдельных средств на финансирование мероприятий в области молодежной политики;
- создание государственных органов по делам молодежи и социальных служб различного профиля.
В 1994году была принята Федеральная программа «Молодежь России»[4]. Для создания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики.