Социальная работа с несоверщеннолетними правонарушителями и продстками "Группы риска" в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание

К этой группе относятся дети, убегающие из дома, школы, брошенные родителями, испытавшие насилие, употребляющие алкоголь и наркотики, занимающиеся проституцией. Работа с ними за рубежом строится, как правило, на основе целого ряда программ. Характерной чертой этих программ работы с трудными детьми и подростками является ее превентивный характер.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3


Отклоняющееся поведение как феномен общественной жизни ……. 4
Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями
и подростками «группы риска» в США ……………………………………. 11


Заключение ……………………………………………………………………. 23

Список литературы …………………………………………………………… 25

Работа состоит из  1 файл

Социальная работа.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

       Различая  формы и виды отклоняющегося поведения, надо иметь в виду, что в реальности нередко приходится иметь дело с  лицами и группами, являющимися не «чистыми» типами девиантного поведения, а носителями их разновидностей. Не секрет, что часто (если не всегда) проституция, преступность и т. д. органически сочетаются с пьянством, алкоголизмом, наркоманией и другими асоциальными отклонениями или выступают их проявлениями.

       Крайним выражением такого сочетания может служить асоциальная (или антисоциальная) личность. Под этим понимают человека (включая детей, подростков), характеризующегося безответственностью, неспособностью чувствовать свою вину, зачастую осуществляющего деятельность с целью нанесения ущерба другим, конфликтующего с окружающими и общественными институтами, склонного обвинять во всем других людей и не извлекать уроков из ошибок, проявляющего нетерпимость, т. е. его поведение указывает на недостаточную социализацию личности. У детей и подростков это выражается, в частности, в их отчуждении от таких социальных институтов, как семья, школа, другие учебные заведения, молодежные учреждения и различные общественные организации, переходе их в так называемые асоциальные группы, группы риска и т. д.

       Девиантность как негативная форма поведения, проявление нравственных пороков, отклонение от норм морали, права, как норма нравственного зла имела и имеет место в любом обществе. Однако степень девиантности, число девиантных групп и лиц определяются уровнем развития общества, экономики, культуры, политики, состоянием морали, социальной защищенностью людей, созданием нормальных (или ненормальных) условий для их жизнедеятельности, социальной стабильностью конкретного общества. Девиантность усиливается особенно в переломные эпохи, во времена социальных потрясений и стихийных бедствий (войн, революций, кризисных процессов и т. д.).

       Конкретные  причины девиантного поведения  весьма многочисленны. Некоторые исследователи  называют более 200 таких факторов, которые обусловливают отклоняющееся поведение людей. Их можно и нужно классифицировать.

       Выделим наиболее важные из них. К ним относятся  следующие факторы:

       1) общий уровень развития общества (нормальное, кризисное и т. д.);

       2) непосредственно окружающая человека среда (семья, школа, улица, производственная обстановка);

       3) наследственность (психофизическая,  социальная, социокультурная);

       4) обучение и воспитание, включая  самовоспитание, социальную активность  человека;

       5) действенность социальных институтов общества.

        
 
 
 

2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА»

 В  США 

       В 70-е годы в США были произведены реформы в области судопроизводства для несовершеннолетних. В 1974 году конгресс принял закон о судах для несовершеннолетних и профилактике подростковой преступности, который перенес акцент с судебной ответственности несовершеннолетних, совершивших мелкие уголовные и гражданские правонарушения, на исправление их по месту жительства. Этот закон устанавливал длительность пребывания несовершеннолетних, совершивших гражданские правонарушения, в исправительных учреждениях, поощрял альтернативные меры наказания вместо тюремного заключения для подростков совершивших мелкие уголовные преступления, и призывал к созданию служб для исправления подростков на основе специальных программ. Закон также запрещал совместное пребывание в тюрьме взрослых и подростков и провозгласил профилактику в качестве приоритетной цели.

       Этот  факт послужил стимулом для развития специальных служб для несовершеннолетних правонарушителей и трудных подростков и созданию различных программ для работы с ними.

       Большую роль в этом сыграли и проводимые эксперименты, например, в штате  Массачусетс. В этом штате были закрыты исправительные учреждения, подростки-правонарушители были выпущены на 2 месяца на свободу. Результаты эксперименты были таковы:

       • в тех местах, где были созданы  разнообразные условия для исправления, адаптация подростков прошла успешнее;

       • несмотря на большое число правонарушителей, вернувшихся домой, существенного роста преступлений не произошло;

       • массовое исправление было достигнуто «даже без подготовки общественности».

       Эксперименты, по мнению специалистов, доказали эффективность  исправления ребят по месту жительства, хотя вплоть до сегодняшнего дня идут споры по поводу наказания подростков за совершенные проступки.

       Термин  «по месту жительства» используется для обозначения центров исправления, бюро молодежи, приемных домов, пансионов семейного типа и отделений для подростков в психиатрических клиниках. Все эти учреждения, разумеется, отличаются уровнем и характером услуг, но есть общие черты, которые присущи всем типам программ данных учреждений. Основная цель

заключается в создании благоприятного взаимодействия индивида с окружающей социальной средой. Все программы строятся на участии несовершеннолетнего в определенных акциях и мероприятиях с целью включения его в повседневную деятельность.

       В литературе выделяют три типа программ.

       1. Базовые программы полиции.

       2. Базовые программы школ.

       3. Базовые программы судов по  делам о несовершеннолетних.

       Остановимся подробнее на каждой из программ.

       Базовые программы полиции. Первый контакт молодых людей с правоохранительной системой, как правило, происходит в местном полицейском участке. Именно от полиции во многом зависит количество дел, передаваемых в суды для несовершеннолетних.

       Одна  из проблем, по мнению авторов, как раз и заключается в том, что на первой стадии работы с несовершеннолетними правонарушителями вся инициатива отдана исключительно на усмотрении полиции. Полицейские должны следить за выполнением закона, но иногда, как отмечается в литературе, они слишком вольно понимают свои обязанности.

       В последние годы во многих округах власти нанимают полицейских, являющихся специалистами по работе с несовершеннолетними. Их функции несколько шире, чем просто соблюдение закона. Они ставят перед собой цель помочь молодым людям и их семьям, поэтому сфера деятельности полиции во многих округах включает в себя, кроме простого наблюдения за порядком, широкий комплекс мероприятий, осуществляемых полицией совместно с другими организациями.

       Эти мероприятия включают в себя организацию  различных клубов для подростков, программ по борьбе с наркоманией среди молодежи, обучения технике личной безопасности в местных школах.

       Например, в США распространены специальные  полицейские атлетические клубы, которые привлекают несовершеннолетних к полезным делам и тем самым способствуют укреплению отношений в семье.

       Базовые программы школ. Школьные программы подразделяются на две группы: программы для обычных школ и программы для специальных школ, рассчитанных на трудных и осужденных подростков. И те, и другие школы берут на себя ответственность за оказание помощи тем подросткам, которых правоохранительные органы или социальные службы направляют в эти школы либо обращаются с просьбой обратить на них особое внимание. Таким образом, эти программы помогают избежать изоляции какой-либо группы подростков, позволяя им в то же время посещать в школе занятия, направленные на профилактику преступности несовершеннолетних и рассчитанные при этом на всех школьников.

       Базовые программы судов  по делам о несовершеннолетних. Цель системы судов по делам несовершеннолетних, существующей в США с 1899 г., в настоящее время заключается в реабилитации несовершеннолетних преступников. Система судов по делам несовершеннолетних концентрирует свое внимание не на наказании, как это происходит с взрослыми в системе судов по уголовным делам, а на их ресоциализации. В этом смысле об американском суде по делам несовершеннолетних можно говорить, как о суде по оказанию помощи несовершеннолетним, который объединяет в себе свойства благотворительной организации и учреждения по осуществлению социального надзора.

       Суды  по делам о несовершеннолетних, возникшие под влиянием традиций движения за спасение детей, существуют благодаря тому, что американское общество признает принципиальное отличие между действиями детей и взрослых, видит главную задачу этих судов в воспитании

совершивших наказуемое деяние подростков, а также в предупреждении преступности.

       Сегодня в США работает около 3500 судов по делам несовершеннолетних, организация и деятельность которых находится в компетенции штатов и их законодательства.

       В большинстве штатов возраст лиц, охваченных судебной практикой судов по делам несовершеннолетних, определяется в 18 лет (в большинстве штатов это возраст совершеннолетия). В компетенцию судов по делам несовершеннолетних входит работа с тремя категориями подростков:

       1. с несовершеннолетними, совершившими наказуемые деяния, которые были бы признаны преступлением в случае совершения их взрослым человеком;

       2. с несовершеннолетними, совершившими  наказуемые деяния, которые не  были бы быть признаны преступлением в случае совершения их взрослым человеком, эта категория детей обозначается как «статус оффендерс»;

       3. с несовершеннолетними, заброшенными  родителями или подвергающимися  жестокому обращению со стороны родителей.

       Законы  штатов о судах по делам несовершеннолетних относят к категории «статус оффендерс» детей, проступки которых заключаются в прогулах школьных занятий, в бегстве из дома, детей непослушных, трудновоспитуемых. Во многих штатах этот круг ребят определяется как «дети, нуждающиеся в опекунстве».

       Несмотря  на то, что относящиеся к американской системе правосудия суды по делам о несовершеннолетних формально не могут выносить приговоры, дети, совершившие наказуемое деяние, несомненно, должны понести наказание в соответствии с общей правовой концепцией.

       Наказанием, определенным судом, может быть условное осуждение, предупреждение, внушение, общественно полезный труд, возмещение принесенного ущерба, домашний арест. В этом случае несовершеннолетний продолжает жить в доме родителей, но ежедневно и в обязательном порядке

участвует в одной из консультационных или воспитательных программ.

       Системой  судов по делам о несовершеннолетних разработан целый ряд социальных мероприятий, проводимых различными социальными службами или же уполномоченными сотрудниками отделов социального обеспечения, управлений по делам молодежи, органов обеспечения общественного порядка и безопасности. В случае условного осуждения несовершеннолетнего, социальный работник осуществляет надзор за ним в течение испытательного срока и сообщает судье, как подросток выполняет возложенные на него обязанности.

       В литературе отмечается, что реализация указанных программ часто сталкивается с проблемой, заключающейся в недостаточности знаний некоторых судей по делам несовершеннолетних об организациях и учреждениях, работающих на их территории, о качестве предлагаемых услуг. Все это, естественно, может привести к принятию решений, которые могут негативно повлиять на социальную реабилитацию подростка. Это положение может быть вызвано разными причинами, например, текучестью кадров в судах. Поэтому в США многие эксперты требуют назначения на должность судьи по делам несовершеннолетних на пожизненный срок.

       С целью устранения имеющихся недостатков  в работе с подростками в США созданы бюро социальных услуг молодежи. Эти учреждения являются координационными центрами, создаваемыми общинами с целью оказания помощи осужденным и не осужденным подросткам, направляемым полицией, судом по делам несовершеннолетних, социальной службой, родителями или школой. Наличие бюро социальных услуг молодежи гарантирует, что подростки, дела которых были переданы в полицию из-за пропусков занятий, плохого поведения или мелких правонарушений, смогут изначально избежать некомпетентного ведения дела и передачи их дел в суд без оказания помощи общиной.

       По  организационной структуре эти бюро различны, многие из них не предлагают собственных услуг. Они выступают в роли посредника и контролируют деятельность сервисных организаций с тем, чтобы она соответствовала потребностям несовершеннолетнего. Есть и такие, которые предлагают услуги, например, консультационную помощь, медицинскую помощь, обеспечение занятости и др. (Калифорния). Прием несовершеннолетних в этом случае производится по определенным критериям, например, подросток не должен быть условно осужденным, речь может идти о незначительном и первом известном правонарушении, подросток должен постоянно проживать в местности, на территории которой реализуется проект.

Информация о работе Социальная работа с несоверщеннолетними правонарушителями и продстками "Группы риска" в США