Социальная работа с несоверщеннолетними правонарушителями и продстками "Группы риска" в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание

К этой группе относятся дети, убегающие из дома, школы, брошенные родителями, испытавшие насилие, употребляющие алкоголь и наркотики, занимающиеся проституцией. Работа с ними за рубежом строится, как правило, на основе целого ряда программ. Характерной чертой этих программ работы с трудными детьми и подростками является ее превентивный характер.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3


Отклоняющееся поведение как феномен общественной жизни ……. 4
Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями
и подростками «группы риска» в США ……………………………………. 11


Заключение ……………………………………………………………………. 23

Список литературы …………………………………………………………… 25

Работа состоит из  1 файл

Социальная работа.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

       Выделяют две категории учреждений в США для тех подростков, которым выносят приговор о лишении свободы:

       1.закрытые места лишения свободы;

       2.закрытые воспитательные учреждения.

       Закрытые  места лишения свободы – это учреждения, ограничивающие физическую свободу передвижения подростков, находящихся в предварительном заключении, на время проверки обстоятельств дела.

       Закрытые воспитательные учреждения – это все государственные или частные организации, призванные разместить и ограничить свободу подростков, направленных по решению суда.

       Существует  четыре типа воспитательных учреждений для таких несовершеннолетних, они различаются по степени ограничения свободы. К ним относятся:

       1. школы по перевоспитанию;

       2. молодежные лагеря и ранчо;

       3. закрытые приюты и детские  дома;

       4. центры круглосуточного надзора.

       При отправке в то или иное учреждение учитывается много различных факторов, например, потребление алкоголя или наркотических веществ, семейные обстоятельства. В ряде случаев перед отправкой проводится психиатрическое обследование в специализированном диагностическом центре для несовершеннолетних.

       Воспитательные  учреждения различаются по степени ограничения свободы. Программы рассчитаны на разный срок пребывания в них детей, например, в молодежном ранчо в Раперте (штат Айдахо), где большинство воспитанников - жертвы физического или сексуального насилия со стороны родителей, программа рассчитана на срок от 9 до 14 месяцев. Почти все подростки включены в школьную систему общины.

       Государственное воспитательное учреждение в Сент-Энтони, рассчитанное на подростков, совершивших  кражи, изнасилования, поджоги, работает по программе более длительного срока.

       Интересно отметить, что указанные исправительные учреждения представляют собой отдельные домики или общежития квартирного типа, имеется бассейн, различные игровые комнаты. В учреждениях работают разные специалисты, занимающиеся с подростками.

       В настоящее время одной форм социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» в США является профилактическая работа среди соответствующей части молодежи.

       Результативность  профилактической работы зависит от законности, целенаправленности, конкретности и профессиональности ее проведения. Теоретические проблемы эффективности профилактических мероприятий связаны с углублением интеграции криминологии с социологией, психологией, педагогикой, наукой управления и целым рядом отраслей права, практические - с организацией подключения к этой деятельности разнородных субъектов профилактики. При этом предупредительная деятельность должна представлять собой непрерывный, многоаспектный и многоуровневый процесс, содержащий необходимый комплекс воспитательных и профилактических мер, с опорой на общие принципы индивидуальной работы.

       Поэтому, основными методами социальной работы в этом направлении является:

       - искренняя заинтересованность в судьбе профилактируемого лица;

       - сотрудничество в решении жизненных проблем;

       - исключение проецирования проблем социального работника на профилактируемого;

       - отказ от использования метода «примеров» в анализе жизненных проблем профилактируемого («чужой опыт ничему не учит»);

       - установка на жесткую детерминированность поведения лица историей его собственной жизни, развенчание всяких попыток поиска «виновных»;

       - поиск наиболее слабых элементов в структуре личности профилактируемого лица, которыми являются высоко индивидуально значимые и эмоционально окрашенные психические содержания (конкретные люди, принципы, события и т.п.);

       - персонификация высоко значимых для лица абстрактных принципов (таких как справедливость, верность слову, долгу и пр.);

       - ориентация на последствия совершаемых действий и принимаемых решений.

       Указанные принципы ориентируют сотрудников  социальной службы США на осознание ответственности профилактируемых лиц за свои действия и способствуют расширению вариантов сознательного выбора ими своего поведения.

       Например, в настоящее время в крупных городах США применяется метод интеграции в делинквентные (антиобщественные, противоправные) шайки подростков социальных работников, принимающих непосредственное участие в социализации их отклоняющегося поведения. Социальный работник вступает в контакт с шайкой (в условиях привычной для них среды) и пытается переориентировать деятельность подростков, переводя ее с делинквентной основы на конструктивную. Работа с такими группами требует специальной профессиональной подготовки, например знания «теории промежуточной группы» известного западного психолога Л. Яблонского, поскольку к делинквентам нельзя подходить как к нормальным группам и социальным организациям.

       Составной частью социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска»  в США является социально-педагогическая работа с семьей.

       Социальная  работа с семьей в США организуется через «Государственные и негосударственные программы поддержки семьи», которые определяют содержательные аспекты деятельности социальных работников.

       Национальная  Ассоциация социальных работников США  определяет социальную работу как профессиональную деятельность по оказанию помощи людям, группам или коллективам в  повышении или восстановлении их способности к социальному функционированию и созданию благоприятной общественной ситуации в их целях.

       В США специалисты социальной сферы, имеющие дело с семьей это - семейный терапевт-специалист, который должен иметь как минимум степень  магистра и социальный работник общего профиля, который может быть практиком, имеющим лишь степень бакалавра социальной работы.

       Работа  социального работника с семьей строится на основе знания и учета  особенностей каждой конкретной семьи, закономерностей процесса общения  с ее членами. Эффективность работы с родителями определяется дифференциацией подходов к семье, т.е. выделением из всех семей определенных подгрупп в соответствии с различным уровнем их знаний и умений, особенностей детей и кроме того, индивидуализацией, означающей ориентацию на культурный и образовательный уровень, особенности взаимоотношений, семейную атмосферу и т. д. Характер и результативность контактов с членами семьи во многом зависят от установок социального работника по отношению к ним, от понимания необходимости согласованных и целенаправленных воздействий на ребенка, от неформального подхода к работе с семьей. Успех определяется умением социального работника учитывать различия в возрасте, образовании, культурном уровне родителей, их взгляд на детей, выделять конкретные задачи по взаимодействию именно с данной семьей и выбирать адекватные методы работы с ней, умением устанавливать контакты с родителями.

       Деятельность  социальных работников направлена на то, чтобы облегчить людям их повседневную жизнь в условиях личного и  семейного кризиса, а также по возможности кардинально разрешить их проблемы. Посредничество между клиентом и его семьей зачастую становится для социального работника самой важной миссией. В ситуации, когда он работает в социуме, по месту жительства и обслуживает определенное количество семей, его роль как посредника между семьей и обществом значительно возрастает. Он становится представителем общества в семье, берет на себя функции заботы и милосердия, включения семьи в новые условия существования, реализации ее потребностей в достойной и полезной для общества жизни. Успех этой деятельности зависит как от овладения системой практических и теоретических знаний, так и от соблюдения этических принципов и наличия у социального работника определенных личностных качеств.

       Она предполагает деятельность, направленную в первую очередь на решение психолого-педагогических задач и выполняет следующие функции - диагностическую, прогностическую, правозащитную, организационную, предупредительно-профилактическую, социально-медицинскую, социально-педагогическую, психологическую, социально-бытовую, коммуникативную, которые социальный работник реализует в процессе вмешательства.

       Процесс вмешательства при работе с семьей включает в себя несколько основных этапов:

       1)определение  проблемы и установление контакта;

       2) сбор и оценка данных, сведений;

       3) планирование и заключение контракта; 

       4) установление альтернативных вариантов  вмешательства и выбор необходимых  направлений деятельности;

       5) этап итоговой оценки и завершение  процесса.

       Исторически в США получили развитие три, ставших в настоящее время классическими метода социальной работы: индивидуальная, групповая и общинная социальная работа. При этом метод понимается не как операциональный способ достижения конкретной цели, а как целенаправленное, организованное взаимодействие между социальным работником и клиентом, определяемое главным образом, количественными характеристиками системы, с которой имеет дело социальный работник.

       Наряду  с классическими методами социальные работники семейного профиля  используют такие оригинальные методы и формы социальной работы:

       - как семейная терапия,

       - психолого-педагогическая консультация,

       - форма «контактных семей»,

       - метод «вхождения» социального работника в семью,

       - работа в паре с коллегой,

       - метод личного примера социального работника,

       - работа в междисциплинарной команде и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Отклоняющееся (девиантное) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

       Наиболее опасными формами отклоняющегося поведения, наносящими вред человеку, группам, обществу, являются: насилие, наркомания и токсикомания, пьянство и алкоголизм, проституция, отклоняющееся поведение на почве сексуальных заболеваний, правонарушения, самоубийства.

       К видам девиантного поведения относятся также социальный паразитизм, бюрократизм, отклонения в сфере морали.

       Социальная  работа с несовершеннолетними правонарушителями  и подростками «группы риска» в США основана на принятом в 1974 году  законе о судах для несовершеннолетних и профилактике подростковой преступности, который перенес акцент с судебной ответственности несовершеннолетних, совершивших мелкие уголовные и гражданские правонарушения, на исправление их по месту жительства. Этот закон устанавливает длительность пребывания несовершеннолетних, совершивших гражданские правонарушения, в исправительных учреждениях, поощрял альтернативные меры наказания вместо тюремного заключения для подростков совершивших мелкие уголовные преступления, и призывал к созданию служб для исправления подростков на основе специальных программ. Закон также запрещает совместное пребывание в тюрьме взрослых и подростков и провозгласил профилактику в качестве приоритетной цели.

       Различные программы для работы с несовершеннолетними правонарушителями и трудными подростками включают:

       1. Базовые программы полиции.

       2. Базовые программы школ.

       3. Базовые программы судов по  делам о несовершеннолетних.

       Для оказания помощи осужденным и не осужденным подросткам, направляемым полицией, судом по делам несовершеннолетних, социальной службой, родителями или школой в США созданы бюро социальных услуг молодежи.

       Выделяют две категории учреждений в США для тех подростков, которым выносят приговор о лишении свободы: закрытые места лишения свободы и закрытые воспитательные учреждения (школы по перевоспитанию; молодежные лагеря и ранчо; закрытые приюты и детские дома; центры круглосуточного надзора).

       В настоящее время формами социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» в США являются профилактическая работа среди соответствующей части молодежи и социально-педагогическая работа с семьей.

Информация о работе Социальная работа с несоверщеннолетними правонарушителями и продстками "Группы риска" в США