Социальная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:32, контрольная работа

Описание

Социальная работа - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Социальная работа относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальности.

Работа состоит из  1 файл

конрольная по соц работе.docx

— 30.49 Кб (Скачать документ)

Введение.

 

Социальная работа - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные  ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем  виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического  знания, профессию и учебную дисциплину.

Социальная работа относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду  и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации  был дополнен этой новой специальности.

Профессия социального работника  становится довольно распространенной, но не всех людей закончивших институт и получивших образование, можно  назвать специалистами в этой области, так как они получают базовые знания, но не всегда помнят, что эта профессия связана  с людьми, а прежде всего с подростком, у которого очень сложный внутренний мир и к нему должен быть специальный  душевный подход. Только знания (понимание) человека поможет социальному педагогу принять правильное решение.

Проблему целостного постижения человека как объекта познания теория социальной работы выносит за скобки теоретических построений, акцентируя внимание на обосновании разных моделей  практической деятельности по социальной защите нуждающихся, технологий социальной поддержки людей, имеющих проблемы. Однако это не означает, что в  теории социальной работы вовсе не учитываются требования целостного видения человека, его разностороннего  осмысления.

Важнейшим философско-социологическим  основанием используемой в социальной работе системы гуманистической  психологии является именно требование целостности осмысления человека как  явления общественной жизни, субъекта жизнеосуществления.

Повышенное внимание к  миру человеческого существования, в котором соединены и опыт, и наука, и рациональное, и эмоциональное, и психологическое, и биологическое, и социальное, и хозяйственно-экономическое, и политическое, и духовно-культурное, а также к миру явлений, фактов, составляет существенный аспект феноменологического  видения бытия человека. Это позволяет  открыть для него его собственный  вомногом уникальный опыт, сохранять  преемственность в развитии каждой человеческой жизни, всех субъектов  общественного бытия, противостоять  нежизненным схемам, неэффективным, надуманным формам социальной работы.

Задачей настоящей работы является изучение структуры социальной работы. Ведь социальную работу следует  рассматривать как самостоятельную  науку, что определяет ее место в  системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные подходы к формированию форм оказания помощи социальной работы

Поле деятельности специалиста  по социальной работе обширно. Эта работа разноуровневая, неоднородная. Уже в силу этого она является многофункциональной.

Понятие “функция” пришло в русский язык из латыни и означает «обязанность, круг деятельности, назначение, роль». Специалисты выделяют следующие  основные функции этой работы:

-диагностическая – изучение  особенностей личности клиента,  семьи, группы лиц, степени  и направленности влияния микросреды, постановка социального диагноза;

-прогностическая – программирование, прогнозирование, проектирование  процесса социального развития  конкретного индивида, семьи, микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальном формировании  личности;

-предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая - приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, оказание необходимой помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи, пенсионеров, инвалидов и др. в обществе;

-организационно-коммуникативная  – содействие включению общественности, специалистов различных ведомств, учреждений и организаций в  социальную службу, привлечение  их к оказанию различных видов  помощи конкретному человеку  семье, группе лиц, сбор информации  и налаживание взаимодействия  между различными социальными  институтами в их работе с  клиентами;

-охранно-защитная - использование  всего арсенала правовых норм  для защиты прав и интересов  клиента, содействия в применении  мер государственного принуждения  и реализации юридической ответственности  в отношении лиц, допускающих  противоправные воздействия на  клиента;

-социально-медицинская –  организация работы по планированию  семьи, формированию общественного  отношения к репродуктивному  и сексуальному поведению, содействие  подготовке молодежи к семейной  жизни, овладению основами оказания  первой медицинской помощи, культуры  питания, санитарно-гигиенических  правил, правил безопасности жизнедеятельности;

-социально-педагогическая  – выявление интересов и потребностей  семей, отдельных лиц и их  групп в различных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной,  технического и художественного  творчества, семейного туризма и  т.д., привлечение к этой работе  различных учреждений, организаций,  общественно-творческих союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой  деятельности;

-организаторская – организация  той или иной деятельности, влияние  на содержание досуга, помощь  в трудоустройстве, профессиональной  ориентации и адаптации, координация  деятельности различного рода  объединений и клубов, работа  по взаимодействию клиента, семьи,  группы лиц с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми  учреждениями, обществами и благотворительными  организациями;

-социально-бытовая –  содействие в получении нуждающимися  клиентами и семьями материальной  и другой помощи, улучшении их  жилищных условий;

-психологическая – обеспечение  допустимого и целесообразного  вмешательства в дела клиента,  семьи, в процесс социализации, оказание помощи традиционным  институтам воспитания, обеспечение  связи между клиентом, семьей  и микросредой, личностью и  обществом, выполнение роли доверенного  лица клиента, семьи.

2. Главный субъект социальной работы – государство с его органами исполнительной власти, как местного, так и регионального уровня.

С принятием концепции  развития социального обслуживания населения в Российской Федерации 4 августа 1993года, по сути дела, произошел  отход от принципов социального  обеспечения и переход к системе  социальной защиты, принятой в европейских  странах. В ее основу была положена забота государства, «включающая как  устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь  оптимального уровня благосос-тояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную  жизненную ситуацию».

3.Органы исполнительной власти – основной субъект социальной защиты населения

В системе государственного управления особое место занимают проблемы местных органов власти, органов  местного саморегулирования. Главной  же задачей местных органов власти является проведение постоянной, планомерной, организующей деятельности по созданию условий жизнедеятельности населения, реализации его интеллектуального, творческого потенциала и обеспечению  социальной защиты нуждающихся в  этом граждан.

 
2).Реабилитационная  форма помощи

Слово «реабилитация» означает восстановление, возвращение утерянного. Принято говорить о восстановлении здоровья, прав возвращении доброго  имени. Социальная реабилитация означает, прежде всего, восстановление нарушенной социальной справедливости.

          Особенно остро в наше время  стоит проблема социальной реабилитации  невинно пострадавших. Любого пострадавшего  человека жалко, но особенно  печально, когда человек пострадал  не по собственной вине, а безвинно, по злому умыслу или по случайному  стечению обстоятельств. Поэтому  общество, государство должны проявлять  особую заботу о невинно пострадавших, ставших жертвами. Надо делать  все возможное, чтобы вернуть  им потерянное, по крайней мере, то, что еще можно вернуть.

Это, прежде всего жертвы противозаконных репрессий со стороны  государственных органов и отдельных  лиц, произвола, насилия, нарушения  прав человека. Особенно печально известен в этом отношении сталинский период советской истории, когда миллионы людей были без всяких отношений  лишены свободы, имущества, прав, стали  переселенцами, потеряли работу, несли  на себе клеймо ложных обвинений.

          Это, с другой стороны, жертвы  войны, потерявшие здоровье, ставшие  инвалидами, лишившиеся крова. Наиболее  тяжелый урон в этом отношении  принесла людям Украины, бывшего  Советского Союза, Великая Отечественная  война с германским фашизмом, в результате которой жестко  пострадали десятки миллионов  людей. К сожалению, продолжаются  локальные региональные военные  действия разного масштаба, результатом  которых являются огромные потери  жизней, здоровья людей, имущества  и ценностей. И снова в их  жернова попадают безвинные люди, которые затем нуждаются в реабилитации.

 Это также лица, пострадавшие  от катастроф, стихийных бедствий, аварий. Только частичная компенсация  потерь, обусловленных аварией на  Чернобыльской атомной электростанции, поглотила многие сотни миллиардов  рублей. В результате землетрясений,  оползней, затоплений, других стихийных  бедствий страдают десятки тысяч  людей, нуждающихся затем  в  социальной реабилитации.

К числу невинно пострадавших относятся инвалиды по болезни, жертвы эпидемий пострадавшие о вредности  производства, нуждающиеся в реабилитации.

В результате межгосударственных, межнациональных конфликтов увеличивается  число невинно пострадавших, появляются миллионы вынужденных переселенцев, нуждающихся в социальной реабилитации.

Всем этим «без вины виноватым» государство, общество призваны оказывать  всемерную помощь, стремясь сделать  все возможное для полной социальной реабилитации пострадавших.Социальный приют - как одна из форм оказания помощи детям

В целях предотвращения противоправных проявлений среди детей и подростков, формирования государственной системы  защиты прав несовершеннолетних были созданы новые социально-профилактические службы для дезадапционных детей  и подростков. Одним из таких служб помощи беспризорным детям являются временные приюты.

3).Социальный приют как форма помощи

Приют - временное убежище  для детей, поэтому одной из главных  задач социальной помощи ребенку  является устройство его дальнейшей судьбы с учетом обстоятельств в  каждом конкретном случае.

Можно выделить несколько  категорий детей, поступающих в  приюты, в зависимости от их семейного положения:

1) дети-сироты, у которых  умерли родители;

2) дети, родители, которых  лишены родительских прав;

3) дети, временно лишившиеся  родительского попечения (родители  находятся в больнице, в заключении);

4) дети, из семей, где  они подвергаются физическому  или сексуальному насилию; или  из семей, где родители не  выполняют, пренебрегают своими  основными функциями: не кормят, оставляют на целый день и  более одних без присмотра,  то есть дети из семей, где  дальнейшее их пребывание становится  опасным для жизни; 

5) дети, убежавшие из дома  по разным причинам, например, конфликт  с родителями;

6) дети-беспризорники, дети  эмигрантов или беженцев.

Перечисление этих групп  показывает, что прежде, чем принять  важное для ребенка решение, определить круг мероприятий по его социальной реабилитации, необходимо изучить обстоятельства семейной жизни ребенка, его родственные  и социальные связи (круг общения, включающий взрослых и детей), его привязанности, получить данные о посещении дошкольных или образовательных учреждений. То есть, прежде всего, необходимо провести диагностическое исследование. Для  детей, поступающих в приют, независимо от их возраста, характерна общая черта - нарушенная социализация, имеющая  широкий спектр проявлений - от незнания, несоблюдения правил личной гигиены  и неспособности адаптироваться к незнакомой среде и новым  обстоятельствам до ряда проявлений девиантного поведения - воровства, гиперсексуальности, нарушенной половой  ориентации. Одна из причин этого явления - отсутствие или неправильное воспитание в семье, отсутствие положительного примера и опыта родителей, нарушение  эмоциональных связей между родителями и детьми, а также неблагоприятное  влияние уличного окружения.

В приют в основном поступают  депривированные дети, которые к  тому же являются жертвами жестокого  обращения: сексуального, физического, эмоционального. Под психологической  депривацией понимается недостаточное  удовлетворение основных психических  потребностей ребенка в течение  длительного времени и в серьезной  степени. У детей с психической  депривацией наблюдается отставание в психическом развитии. Особенно это касается развития мышления и  речи.

Первый важнейший принцип  социально-реабилитационной работы в  приюте, на который ориентируется  все сотрудники - принцип гуманизма  и ненасильственного взаимодействия с детьми. Он предполагает соблюдение определенных требований во взаимоотношениях с ребенком, которые должны строиться  не в рамках директивно-дисциплинарной модели «взрослый требует-ребенок  подчиняется» требованию, а на основе ненасильственного взаимодействия, с ориентацией на личность воспитанник.

Информация о работе Социальная работа