Социальная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:32, контрольная работа

Описание

Социальная работа - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Социальная работа относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальности.

Работа состоит из  1 файл

конрольная по соц работе.docx

— 30.49 Кб (Скачать документ)

Второе важнейшее условие  реализации принципа гуманизма и  ненасильственного взаимодействия с детьми, заключается в том, что  все сотрудники приюта осознают необходимость  достижения во взаимодействии с ребенком, такого положения, когда тот добровольно, по внутреннему побуждению, принимает  предлагаемые ему правила жизни, формы его дальнейшего жизнеустройства.

Третье условие, необходимое  для реализации принципа гуманизма  и ненасильственного взаимодействия с детьми - постоянная забота сотрудников  приюта о возвышении ребенка, как  личности.

Второй принцип коррекционно-реабилитационной работы, которым руководствуются  все сотрудники - индивидуальный подход к ребенку.

ребенка, и система его  социальных Значимость этого принципа - при наличии общих тенденций, судьба каждого связей, и уровень  развития, и состояние здоровья имеют  вполне конкретный, индивидуальный характер.

Полноценная реабилитация принципа индивидуального подхода возможна, если сотрудники знают ребенка во всех отношениях

Специалисты разного профиля  получают информацию о детях с  помощью принятых методик. Но взаимодействие складывается более успешно, если все  они, накапливая информацию о ребенке, соблюдают определенные требования, что в свою очередь повышает качество информации и расширяет возможность  ее сопоставления при совместном анализе.

К таким требованиям относятся:

– соблюдение последовательности в накоплении информации, характеризующей  воспитанника;

– изучение информации о  ребенке должно быть конкретным, с  четко определенной целью;

– изучение детей преимущественно  в процессе различной деятельности;

– своевременная фиксация результатов изучения информации.

Собранная информация обобщается и фиксируется специалистами  в статусных характеристиках  воспитанника:

1) социальный статус (социальная  ситуация ребенка в момент  поступлений; сведения о родителях;  о других родственниках или  опекунах; как принят в приют);

2) состояние физического  и психического здоровья ребенка; 

3) психологический статус  ребенка; 

4) социальное и индивидуальное  развитие (овладение навыками общения,  взаимодействия с людьми, сотрудничества, нормами приемлемого поведения,  бытовыми и гигиеническими навыками; позитивные и негативные индивидуальные  качества, особенности характера).

Собранная и систематизированная  информация дает возможность определить задачи психолого-педагогической и  социальной реабилитации данного ребенка, в решении которых участвуют  все специалисты, и осуществить  их на практике.           

Третий принцип реабилитационной работы с детьми, на который должны быть сориентированы все сотрудники приюта, - комплексный подход к индивидуальной работе с воспитанниками.

Осуществление комплексного подхода означает, что процесс  возрождения каждого ребенка  носит разносторонний характер.

Говоря о беспризорных детях, конечно, первая задача - «накормить, одеть, подлечить, приласкать», но важно  затем сломать «лед недоверия» к  людям, помочь вернуться к школе, развивать социальные навыки, найти  интересное дело, приучить к труду, то есть речь идет о разностороннем влиянии на беспризорного ребенка, что требует наличия в приюте специалистов разного профиля.

Под комплексным подходом понимается не просто чисто параллельные действия специалистов разного профиля, а их взаимодействие в общем, процессе возрождения ребенка.

Успех достигается за счет того, что происходит установление определенных связей между деятельностью  специалистов разного профиля, ориентированной  на одного и того же ребенка. Эти  связи различны:

– взаимная информация (о  состоянии здоровья ребенка, его  поведении, общении с взрослыми  и детьми, отношениях, привлекательных  и негативных чертах его характера  и т.д.);

-которую включается ребенок,  характера общения с ним и  т.д.);

– совместная деятельность (каждый специалист своими методами, со своих позиций участвует вместе с другими в решении той  или иной задачи социальной реабилитации ребенка);

– взаимопомощь (к примеру, воспитатель вместе с психологом определяет ориентиры для наблюдения за детьми с учетом их возраста);

– использование информации о ребенке, добытой одним специалистом, в деятельности другого (инструктор по труду, например, учитывает информацию о состоянии нервно-психического здоровья ребенка, определяя содержание трудового задания, режим его  работы, стимулы);

– запрос одного специалиста  к другому (специалист по социальной работе, например, побуждает психолога  выявить характер отношений ребенка  к биологическим родителям);

– взаимное обучение специалистов.

Спектр форм взаимодействия сотрудников в приюте как реабилитационном учреждении достаточно широк и разнообразен. Использование всех форм взаимодействия ведет к усилению профессиональной позиции каждого специалиста  и обеспечивает большую эффективность  и целеустремленность реабилитационного  процесса.

При таком подходе к  организации социально-реабилитационного  процесса каждому коллективу сотрудников  необходимо выявить ключевые направления  реабилитационной деятельности всего  коллектива и определить роль каждого  специалиста в их осуществлении  относительно, каждого из воспитанников.

В качестве основных можно  выделить следующие направления:

– разработка индивидуальной программы социальной реабилитации ребенка;

– снятие последствий психотравмирующих  факторов, оказавших на него пагубное влияние;

– обеспечение его адаптации  в новых жизненных условиях;

– поиск наиболее оптимальной  формы жизнеустройства ребенка.

Для разработки индивидуальной программы реабилитации наибольшую значимость имеют взаимная информация специалистов о ребенке, совместная деятельность по анализу разносторонней информации, определению основных задач  и методов реабилитационной работы с конкретным ребенком. Диагностическая  работа не дает эффекта, если получаемая разными специалистами информация будет использоваться только ими. Информация о ребенке, которой владеют специалисты, должна быть объединена, осмыслена коллективно.  Второе ключевое направление реабилитационной работы - снятие последствий различных психотравмирующих факторов. Приоритетная роль здесь принадлежит подготовленному психологу, психотерапевту. Они направляют усилие на то, чтобы снять у ребенка психическое напряжение, уменьшить тревожность, страх перед взрослыми. Стремятся ослабить чувство самопорицания, которое свойственно детям, пережившим насилие; помогают «вынести вовне» переживания, которые являются источником болезненного состояния и та далее. В этих целях специалист использует возможности арттерапии, коррекционные и развивающие игры.

Обеспечить адаптацию  детей в новых жизненных условиях, также возможно усилиями всех специалистов реабилитационного учреждения. Общей  задачей всех сотрудников является создание среды обитания, соответствующей  потребностям ребенка определенного  возраста, которые чаще всего не были удовлетворены в его прошлой  жизни. Это разносторонние потребности  в домашнем тепле и уюте; в общении  и в уединении; в праве обустраивать собственное, пусть небольшое жизненное  пространство по своему вкусу и так далее.

Совместными усилиями формируют  специалисты и установку относительно способов регулирования поведения  детей. Она исключает жесткое  давление, провоцирующее агрессию подростка, негативные оценки его личности, предполагает гибкое соотношение запрещаемого и  разрешаемого.

Для разработки индивидуальной программы реабилитации наибольшую значимость имеют взаимная информация специалистов о ребенке, совместная деятельность по анализу разносторонней информации, определению основных задач  и методов реабилитационной работы с конкретным ребенком. Диагностическая  работа не дает эффекта, если получаемая разными специалистами информация будет использоваться только ими. Информация о ребенке, которой владеют специалисты, должна быть объединена, осмыслена  коллективно.  Второе ключевое направление  реабилитационной работы - снятие последствий  различных психотравмирующих факторов. Приоритетная роль здесь принадлежит  подготовленному психологу, психотерапевту. Они направляют усилие на то, чтобы  снять у ребенка психическое  напряжение, уменьшить тревожность, страх перед взрослыми. Стремятся  ослабить чувство самопорицания, которое  свойственно детям, пережившим насилие; помогают «вынести вовне» переживания, которые являются источником болезненного состояния и та далее. В этих целях  специалист использует возможности  арттерапии, коррекционные и развивающие  игры.

Обеспечить адаптацию  детей в новых жизненных условиях, также возможно усилиями всех специалистов реабилитационного учреждения. Общей  задачей всех сотрудников является создание среды обитания, соответствующей  потребностям ребенка определенного  возраста, которые чаще всего не были удовлетворены в его прошлой  жизни. Это разносторонние потребности  в домашнем тепле и уюте; в общении  и в уединении; в праве обустраивать собственное, пусть небольшое жизненное  пространство по своему вкусу и так далее.

Совместными усилиями формируют  специалисты и установку относительно способов регулирования поведения  детей. Она исключает жесткое  давление, провоцирующее агрессию подростка, негативные оценки его личности, предполагает гибкое соотношение запрещаемого и  разрешаемого.

Анализ опыта работы социально-реабилитационных учреждений показывает, что взаимодействие специалистов - процесс управляемый.

Будучи сознательно организованным, он является результатом целенаправленных усилий руководителя учреждения и всего  коллектива сотрудников. По мере углубления взаимопонимания среди сотрудников, способствующего формированию коллектива единомышленников, связи в деятельности специалистов становятся все более  многогранными, разносторонними и  тонкими. Поиск наиболее эффективных  форм этих связей, их организационного оформления и использования в  практике социальной реабилитации - важнейшая  задача коллектива и его руководителя.

Еще одна важная проблема - необходимость  психологической подготовки воспитателей, так как для работы с детьми-беспризорниками  необходимо ограничить затраты эмоциональных  и физических сил. И здесь необходим  кабинет психологической разгрузки  для сотрудников, для снятия у  них психологического напряжения и  улучшения психического здоровья.

В целом, как показал проведенный  анализ, в настоящее время социальный приют является одной из наиболее эффективных форм, позволяющих комплексно осуществлять реабилитационный процесс.

 

Служба срочной социальной помощи является структурным подразделением Центра социального обслуживания. Создана  для оказания неотложной помощи разового характера. Направлена на поддержание  жизнедеятельности граждан остронуждающихся в социальной поддержке. Деятельность службы строится на сотрудничестве с  различными государственными, общественными  организациями, учреждениями, благотворительными фондами, физическими лицами.

 

4). Срочная социальная помощь.

Срочная социально бытовая  помощь разового характера гражданам  района оказавшимся в трудной  жизненной ситуации (пожары, стихийные  бедствия), малообеспеченным инвалидам, пенсионерам.

         Виды помощи:

-  материальная (денежная, продуктовая, вещевая);

-  медико-психологическая;

-  социально – правовой патронаж.

 

 

 

 

 

Заключение.

Многие трудности, ошибки в современной социальной работе России вызваны именно тем, что старая, далеко не совершенная система социальной работы была в значительной мере разрушена, а новая в её полном объёме создана и ее надо совершенствовать.

Самое главное, чего не хватает  в складывающейся системе, - это подготовленных кадров социальных работников. А без  них, разумеется, никакая система  эффективно работать не может.

Рассматривая систему  социальной работы, важно понимать, что она сводится к системе  деятельности. Её можно и нужно  рассматривать как систему и  в других аспектах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы :

1. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов  ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. – М.: Издательский центр «академия», 2004.– 288 с.

2. Словарь справочник  по социальной работе. Под ред.  Е. И. Холостовой. – М., 1997. –  397 с.

3. Фирсов М. В., Студенова  Е. Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов  высших учебных заведений. –  М.: Гуманитарный издательский центр  ВЛАДОС, 2001. – 432 с.

4. Энциклопедия социальной  работы: В 3т.-М.,1993.

5. Основы социальной работы: Учебник. Отв. ред. П.Д.Павленок.-2-е  издание-М.:ИНФРА-М,2002.

6. Теория социальной работы: Учебник. Под редакцией Е.И.  Холостовой. -М.: Юристъ, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальная работа