Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:32, контрольная работа
Социальная работа - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Социальная работа относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальности.
Второе важнейшее условие
реализации принципа гуманизма и
ненасильственного
Третье условие, необходимое
для реализации принципа гуманизма
и ненасильственного
Второй принцип коррекционно-
ребенка, и система его социальных Значимость этого принципа - при наличии общих тенденций, судьба каждого связей, и уровень развития, и состояние здоровья имеют вполне конкретный, индивидуальный характер.
Полноценная реабилитация принципа
индивидуального подхода
Специалисты разного профиля получают информацию о детях с помощью принятых методик. Но взаимодействие складывается более успешно, если все они, накапливая информацию о ребенке, соблюдают определенные требования, что в свою очередь повышает качество информации и расширяет возможность ее сопоставления при совместном анализе.
К таким требованиям относятся:
– соблюдение последовательности в накоплении информации, характеризующей воспитанника;
– изучение информации о ребенке должно быть конкретным, с четко определенной целью;
– изучение детей преимущественно в процессе различной деятельности;
– своевременная фиксация результатов изучения информации.
Собранная информация обобщается и фиксируется специалистами в статусных характеристиках воспитанника:
1) социальный статус (социальная
ситуация ребенка в момент
поступлений; сведения о
2) состояние физического
и психического здоровья
3) психологический статус ребенка;
4) социальное и индивидуальное
развитие (овладение навыками общения,
взаимодействия с людьми, сотрудничества,
нормами приемлемого поведения,
Собранная и систематизированная информация дает возможность определить задачи психолого-педагогической и социальной реабилитации данного ребенка, в решении которых участвуют все специалисты, и осуществить их на практике.
Третий принцип
Осуществление комплексного подхода означает, что процесс возрождения каждого ребенка носит разносторонний характер.
Говоря о беспризорных детях, конечно, первая задача - «накормить, одеть, подлечить, приласкать», но важно затем сломать «лед недоверия» к людям, помочь вернуться к школе, развивать социальные навыки, найти интересное дело, приучить к труду, то есть речь идет о разностороннем влиянии на беспризорного ребенка, что требует наличия в приюте специалистов разного профиля.
Под комплексным подходом понимается не просто чисто параллельные действия специалистов разного профиля, а их взаимодействие в общем, процессе возрождения ребенка.
Успех достигается за счет того, что происходит установление определенных связей между деятельностью специалистов разного профиля, ориентированной на одного и того же ребенка. Эти связи различны:
– взаимная информация (о состоянии здоровья ребенка, его поведении, общении с взрослыми и детьми, отношениях, привлекательных и негативных чертах его характера и т.д.);
-которую включается ребенок, характера общения с ним и т.д.);
– совместная деятельность (каждый специалист своими методами, со своих позиций участвует вместе с другими в решении той или иной задачи социальной реабилитации ребенка);
– взаимопомощь (к примеру, воспитатель вместе с психологом определяет ориентиры для наблюдения за детьми с учетом их возраста);
– использование информации
о ребенке, добытой одним специалистом,
в деятельности другого (инструктор
по труду, например, учитывает информацию
о состоянии нервно-
– запрос одного специалиста к другому (специалист по социальной работе, например, побуждает психолога выявить характер отношений ребенка к биологическим родителям);
– взаимное обучение специалистов.
Спектр форм взаимодействия сотрудников в приюте как реабилитационном учреждении достаточно широк и разнообразен. Использование всех форм взаимодействия ведет к усилению профессиональной позиции каждого специалиста и обеспечивает большую эффективность и целеустремленность реабилитационного процесса.
При таком подходе к
организации социально-
В качестве основных можно выделить следующие направления:
– разработка индивидуальной программы социальной реабилитации ребенка;
– снятие последствий психотравмирующих факторов, оказавших на него пагубное влияние;
– обеспечение его адаптации в новых жизненных условиях;
– поиск наиболее оптимальной формы жизнеустройства ребенка.
Для разработки индивидуальной
программы реабилитации наибольшую
значимость имеют взаимная информация
специалистов о ребенке, совместная
деятельность по анализу разносторонней
информации, определению основных задач
и методов реабилитационной работы
с конкретным ребенком. Диагностическая
работа не дает эффекта, если получаемая
разными специалистами
Обеспечить адаптацию
детей в новых жизненных
Совместными усилиями формируют
специалисты и установку
Для разработки индивидуальной
программы реабилитации наибольшую
значимость имеют взаимная информация
специалистов о ребенке, совместная
деятельность по анализу разносторонней
информации, определению основных задач
и методов реабилитационной работы
с конкретным ребенком. Диагностическая
работа не дает эффекта, если получаемая
разными специалистами
Обеспечить адаптацию
детей в новых жизненных
Совместными усилиями формируют
специалисты и установку
Анализ опыта работы социально-реабилитационных учреждений показывает, что взаимодействие специалистов - процесс управляемый.
Будучи сознательно
Еще одна важная проблема - необходимость
психологической подготовки воспитателей,
так как для работы с детьми-беспризорниками
необходимо ограничить затраты эмоциональных
и физических сил. И здесь необходим
кабинет психологической
В целом, как показал проведенный анализ, в настоящее время социальный приют является одной из наиболее эффективных форм, позволяющих комплексно осуществлять реабилитационный процесс.
Служба срочной социальной
помощи является структурным подразделением
Центра социального обслуживания. Создана
для оказания неотложной помощи разового
характера. Направлена на поддержание
жизнедеятельности граждан
4). Срочная социальная помощь.
Срочная социально бытовая помощь разового характера гражданам района оказавшимся в трудной жизненной ситуации (пожары, стихийные бедствия), малообеспеченным инвалидам, пенсионерам.
Виды помощи:
- материальная (денежная, продуктовая, вещевая);
- медико-психологическая;
- социально – правовой патронаж.
Заключение.
Многие трудности, ошибки в современной социальной работе России вызваны именно тем, что старая, далеко не совершенная система социальной работы была в значительной мере разрушена, а новая в её полном объёме создана и ее надо совершенствовать.
Самое главное, чего не хватает в складывающейся системе, - это подготовленных кадров социальных работников. А без них, разумеется, никакая система эффективно работать не может.
Рассматривая систему социальной работы, важно понимать, что она сводится к системе деятельности. Её можно и нужно рассматривать как систему и в других аспектах.
Список литературы :
1. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. – М.: Издательский центр «академия», 2004.– 288 с.
2. Словарь справочник по социальной работе. Под ред. Е. И. Холостовой. – М., 1997. – 397 с.
3. Фирсов М. В., Студенова
Е. Г. Теория социальной
4. Энциклопедия социальной работы: В 3т.-М.,1993.
5. Основы социальной работы:
Учебник. Отв. ред. П.Д.
6. Теория социальной работы: Учебник. Под редакцией Е.И. Холостовой. -М.: Юристъ, 1999.