Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 09:25, курсовая работа
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также изучение форм и методов технологии социальной работы с данной категорией граждан.
Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми
1. 1. Характеристика личности пожилого человека______________________5
1. 2. Основные проблемы пожилых людей_____________________________9
Глава 2. Технологии социальной реабилитации пожилых
2. 1. Деятельность реабилитационных центров_________________________12
2. 2. Социальная поддержка и помощь пожилым гражданам_____________22
2. 3. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей___________________________________________________________26
Заключение______________________________________________________30
Список источников_______________________________________________33
Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются: предоставление государственных гарантий; обеспечение равных возможностей при получении социальных услуг и их доступности; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан; приоритет мер по социальной адаптации и др.
Важнейшими моделями социального обслуживания стали такие, как социальное обслуживание на дому; полустационарное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и др.; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; предоставление жилой площади в специальных ломах для престарелых и т.д.
Преобладающей моделью нестационарных социальных служб становятся центры социального обслуживания и реабилитации инвалидов и престарелых.
В задачи центра входит выявление одиноких престарелых и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке; определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания населения; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и другим нуждающимся лицам.
Важнейшей частью работы центра является социальное обслуживание на дому одиноких пожилых людей: закупка и доставка продуктов, обеспечение лекарствами, организация уборки в квартире, различные социально-бытовые услуги и их оплата (сдача белья в прачечную, одежды в чистку, утепление оконных рам и дверей и т.п.), информирование и консультирование и др.
Социальные работники поддерживают связь с трудовыми коллективами, где раньше работали их подопечные, добиваются, чтобы они не забывали, оказывали помощь и проявляли внимание к своим бывшим работникам.
Анализ основных направлений деятельности центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированной на работу с пожилыми людьми, получила наибольшее распространение и признание, является наиболее типичной. Однако она еще не охватывает многие категории пожилых людей, которые испытывают потребность в социально-психологической помощи, в общении, социально-правовых консультациях, в адаптации к новым условиям.
Центры социального обслуживания населения становятся эффективными нестационарными формами социальной поддержки пожилых людей и других категорий населения РФ.
Социальное обслуживание на дому - это один из основных видов социальной работы. Его основная цель - максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.
К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, относятся: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых услуг (ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, доставки воды, оплаты коммунальных услуг и др.); помощь в оформлении документов, в т.ч. для установления оценки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.
Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения.
Социальное обслуживание на дому производится бесплатно, с частичной оплатой или за полную плату. Бесплатно обслуживаются, например, одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход или имеющие трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону, но проживающие отдельно, а также проживающих в семьях, подушевой доход которых ниже установленного для данного региона минимального уровня.
Таким
образом, основными направлениями
деятельности отделения социальной
помощи на дому являются: выявление
и учет пенсионеров и инвалидов,
нуждающихся в обслуживании; оказание
социально-бытовой и другой необходимой
помощи на дому; содействие в предоставлении
обслуживаемым лицам льгот и преимуществ,
установленных действующим законодательством.
2. 3. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно ёмко.
Она представлена законодательством как общего характера, так и специального12. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года.
Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм:
По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.
В соответствии со ст. 41 Конституции пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Кроме этого в Конституции РФ имеются и другие нормы, обеспечивающие права и свободы пожилых граждан.
Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства РФ и других подзаконных актов, определяющих направление социальной политики нашего государства в области досуга и обеспечения пожилых людей.
Особое значение имеет для пожилых людей законодательство, связанное с пенсионным обеспечением граждан Российской Федерации, представленное Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 2000 г. за №340-1, Федеральным законом «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» от 21 июля 2007г. за №113 13, а также Федеральном законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001. № 167-ФЗ.
Действующее пенсионное законодательство многогранно. Оно содержит ответы практически на все основные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения большинства граждан.
Оценивая пенсионное законодательство с точки зрения возможностей для повышения социальной поддержки пожилых людей, необходимо отметить, что, в отличие от прежнего пенсионного законодательства, работающие пенсионеры получают пенсии в полном размере. Отмечая положительные моменты в действующем пенсионном законодательстве, между тем нельзя не отметить, что нормы, регулирующие исчисление размеров пенсий, далеко «отстают» от реалий жизни. Современные пенсии не обеспечивают в полном объёме затрат на самые необходимые нужды пожилого человека.
В перечне социального законодательства, играющего немаловажную роль в жизни пожилых людей, есть Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 2005 г. (в ред. Федеральных законов от 2 января и 4 мая 2000 г.). Это один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии досуга ветеранов в Российской Федерации. В соответствии с вышеназванным законом, досуг ветеранов, большинство из которых – пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляет им дополнительные права и льготы.
Социальный аспект содержат основы законодательства РФ по охране здоровья граждан от 22 июля 2003 г. Статья 26 «Основ» прямо закрепляет права граждан пожилого возраста. В ней отмечается, что граждане, достигшие возраста, установленного законодательством РФ, имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы досуга населения, а также на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях14.
Особое место в комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку пожилых граждан, занял Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 2000 г., поскольку значительная часть пожилых людей относится к категории малоимущих людей, то именно они относятся к числу получателей государственной социальной помощи на основании данного закона.
Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются также Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 2005 г. и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 2005 г. . Названные законы устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных региональных органов государственной власти.
Кроме этого в Российской Федерации принят ряд общих законов, который содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт и досуговую и политическую деятельность пожилых людей. Согласно этим законодательным нормам, пожилые люди никаким образом не могут быть ограничены в своих желаниях приобщиться к спорту, получать образование, посещать культурные заведения, заниматься творческой и иной деятельностью, не противоречащей закону, участвовать в выборах, быть избранными и т.п.
Таким образом, краткий анализ российского законодательства в части, касающейся социальной поддержки граждан старшего поколения, позволяет сделать следующие выводы.
Ситуация с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста нельзя оценивать однозначно, поскольку она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. С другой стороны, многие из норм «существуют лишь на бумаге», что подтверждают проведённые исследования. 77,8% граждан в возрасте 55 – 60 лет, 69,1% в возрасте от 61 до 70 лет, 76,5% в возрасте от 71 до 80 отметили, что существующее законодательство не действует, осуществление его в полном объёме затруднено из-за отсутствия эффективных механизмов реализации, финансового обеспечения, социального контроля и ответственности за исполнение принятых законов15.
Кроме того, современное законодательство не в полной мере соответствует европейским и мировым стандартам. Не получили надлежащей правовой защиты интересы пожилых граждан в сферах имущественных, земельных, жилищных, семейных отношений, охраны здоровья и, в определённой степени, пенсионного обеспечения и социального обслуживания.
Не
сформирована правовая культура, пожилые
люди плохо знают действующее законодательство,
свои социальные права и порядок обжалования
в случае их нарушения, что обусловлено
их плохой информированностью, недостатком
социально-правовой практики и сложившимися
стереотипами мышления.
Заключение
Целью курсовой работы являлось выявление социальных проблем пожилых людей. В ходе работы было изучено много литературы и исходя из этого анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
Информация о работе Социальная реабилитация как технология социальной работы с пожилыми людьми