Социальная роль человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:24, контрольная работа

Описание

Понятие «гендерной роли» – одно из основных в курсе «Гендерной психологии», так как неразрывно связано с проблемами «гендерной социализации», «гендерных стереотипов» и «гендерных отношений». В прикладном значении данная тема дает ключ к осознанию таких психологических проблем, как межличностные и внутриличностные ролевые конфликты (например, ролевой конфликт работающей женщины, конфликт боязни успеха и др.). Необходимость практического занятия по теме «Социально-психологический анализ гендерных ролей» обусловлен и тем, что в ходе работы студенты могут не только закрепить полученные теоретические знания, но и развить навыки самоанализа собственных гендерные ролей.

Работа состоит из  1 файл

Понятие.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

Понятие «гендерной роли» – одно из основных в курсе «Гендерной психологии», так как неразрывно связано с  проблемами «гендерной социализации», «гендерных стереотипов» и «гендерных отношений». В прикладном значении данная тема дает ключ к осознанию  таких психологических проблем, как межличностные и внутриличностные ролевые конфликты (например, ролевой конфликт работающей женщины, конфликт боязни успеха и др.). Необходимость практического занятия по теме «Социально-психологический анализ гендерных ролей» обусловлен и тем, что в ходе работы студенты могут не только закрепить полученные теоретические знания, но и развить навыки самоанализа собственных гендерные ролей.

Социальные  роли

Гендерные роли являются одним из видов социальных ролей. Исследования социальных ролей помогают прояснить особенности поведения личности, ее взаимосвязи с социальной средой. Специфика социальных ролей, их классификация, взаимовлияние личности и социальной роли, ролевые конфликты – все эти вопросы разрабатывались в ролевых теориях. Ролевые теории – одно из направлений интеракционистской ориентации, активно развивающееся в первой половине XX столетия. Наиболее известные представители этого направления: И. Гоффман, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Сарбин, Р. Ромметвейт.

В научный  оборот термин «роль» ввели в 1920-1930-е годы Дж. Мид и Р. Линтон. Основоположник интеракционистской ориентации Дж. Мид не дал определения понятия роли. При изложении своих концепций он употреблял понятие роли как весьма неопределенное и применял этот термин, когда развивал идею «принятия роли другого», для объяснения акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуникации. Фактически понятие роли было взято из сферы театра, где оно использовалось как метафора для обозначения ряда феноменов социального поведения [3].

Значительный  вклад в развитие ролевой теории внес Р. Линтон. Он предложил статусно-ролевую  концепцию, в рамках которой связи  индивида с различными системами  общества раскрываются через понятия  «роль» и «статус». Широко известно его определение роли как динамического аспекта статуса. Статус, по мнению Р. Линтона, – это то место, которое индивид занимает в данной системе. А понятие роль используется им для описания всей суммы культурных образцов поведения, связанных с определенным статусом. Роль, таким образом, включает установки, ценности и поведение, предписываемое обществом для каждого, имеющего определенный статус. В связи с тем, что роль представляет собой внешнее поведение, она является динамическим аспектом статуса, то есть тем, что индивид должен сделать для оправдания занимаемого им статуса [3].

Социальная  роль представляет собой функцию  разноуровневых явлений объективного и субъективного порядка, которые  находят отражение в ролевом  поведении личности [3]. Объективный  аспект ролевого поведения задается исполнителю общим способом или выработанным в данном обществе стандартом поведения той или иной социальной роли. Субъективная сторона роли определяется особенностями личности исполнителя роли; ролевое поведение при этом приобретает индивидуализированную, личностную окраску. Каждый человек привносит индивидуальное своеобразие в процесс выполнения той или иной роли.

Субъективные  и объективные стороны проявления социальной роли соотносятся с социологическим  и социально-психологическим подходами  в ее изучении. Социологический подход к социальной роли, как правило, имеет отношение к ее безличной, содержательной и нормативной стороне, то есть к виду и содержанию деятельности, к предполагаемому выполнению определенной социальной функции, а также нормам поведения, предъявляемым обществом к выполнению этой функции. Социально-психологический аспект социальной роли связан, прежде всего, с исследованием субъективных факторов социальной роли, то есть с раскрытием определенных социально-психологических механизмов и закономерностей восприятия и исполнения социальных ролей.

Сложность феномена социальной роли не позволяет  предложить четкого определения, в  котором были бы отражены все подходы  к изучению социальной роли. Американские социальные психологи М. Дойч и Р. Краусс отмечают, что ввиду различных подходов к пониманию роли в социальной психологии нецелесообразно пытаться искать всеобъемлющее определение, а достаточно указать те аспекты социального поведения, которые имеют в виду большинство авторов, когда они говорят о роли. Они выделяют следующие аспекты.

Роль  как существующая в обществе система  ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими  индивидами.

Роль  как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, то есть как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами.

Роль  как открытое, наблюдаемое поведение  индивида, занимающего определенное положение [3].

Другими словами, в первом случае речь идет о представлениях других людей о том, как должен вести себя индивид, занимающий определенное положение или позицию, во втором – о его собственном представлении, как он должен себя вести в той или иной статусной позиции, и в третьем – о наблюдаемом (реальном) поведении индивида, занимающего определенную позицию. Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо индивида в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания. Эти ожидания могут включать в себя вполне определенные предписания (то, что человеку необходимо делать обязательно), определенные запреты (то, чего человек не должен делать) и ряд менее точно определенных ожиданий (то, что человеку следовало бы делать в данной роли). Когда поведение индивида, выполняющего какую-либо социальную роль, соответствует ожидаемому образцу, оно считается успешным [16].

Успешность  выполнения роли индивидом зависит  от ряда факторов: 1) знание роли или  представления о правилах и обязанностях, связанных с данной ролью; 2) значимость выполняемой роли; 3) умение выполнять данную роль; 4) способность рефлексировать свое ролевое поведение. Неуспешное исполнение той или иной роли может вызвать конфликт. Под ролевым конфликтом обычно понимается ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Различают два типа ролевых конфликтов: межролевые и внутриролевые. К межролевым относятся конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много ролей, поэтому он не может исполнять все роли одинаково качественно, в соответствии с предписанными требованиями. Внутриролевой конфликт порождается, как правило, противоречивыми требованиями, предъявляемыми к исполнителю одной роли значимыми для него людьми или разными социальными группами.

Существует  ряд классификаций социальных ролей. Т. Сарбин и В. Ален разделяют роли на формальные (например, профессиональные, социально-демографические) и неформальные (например, лидер, «рубаха-парень», непринятый, «козел отпущения» и др.). Формальные роли относятся к макроструктуре, а неформальные – к микроструктуре. В отношении формальных ролей у участников взаимодействия имеются более четкие и единые представления о правах и обязанностях носителей этих ролей, чем о правах и обязанностях носителей неформальных ролей. По этому же основанию Т. Шибутани разделяет роли на «конвенциональные и межличностные». Межличностные роли по сравнению с конвенциональными гораздо более неопределенны по форме своего выражения в конкретном поведении именно потому, что они связаны с субъективным отношением и психологическими особенностями индивида].

Р. Линтон выделяет роли активные и латентные. Это деление обусловлено тем, что индивид как член общества вступает во многие отношения и является одновременно носителем многих ролей, но в каждый данный момент он может активно выполнять лишь одну роль. Именно она будет активной, а другие будут оставаться латентными [15].

Широко  распространено предложенное Тибо и  Келли деление ролей на «предписанные», то есть внешне заданные, не зависящие от усилий индивида, полученные при рождении (например, дочь, сестра) или несколько позже, в течение жизни (например, взрослый), и «достигнутые»-, то есть которые достигнуты благодаря личным усилиям данного индивида (например, студент, директор) [4].

Гендерные роли

Гендерные роли – это роли, обусловленные  дифференциацией людей в обществе по признаку пола. Гендерная роль –  дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в  зависимости от их половой принадлежности; относится к виду ролей социальных, нормативна, выражает определенные социальные ожидания (экспектации), проявляется в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности [15]. Гендерные «роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении» [11, с. 765].

Таким образом, гендерные роли можно рассматривать  как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу. Другими словами, это социальное проявление гендерной идентичности индивида [4].

Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации ребенок обучается исполнять ту или иную гендерную роль. Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [6].

Гендерный стереотип, касающийся закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом, относится к одному из самых распространенных стереотипов, предписывающих стандартные модели ролевого поведения мужчин и женщин. В соответствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями считаются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин – профессиональные роли (работник, труженик, добытчик, кормилец). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин – по наличию семьи и детей. Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые у них могут быть, вторичны по отношению к этим семейным ролям. Для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна обладать чуткостью, сострадательностью и заботливостью. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуются ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.

Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по признаку пола. Основным критерием в этом разделении выступает биологическая способность женщин к деторождению. В современных обществах давно отпала та социальная необходимость разделения труда на основе детородной способности женщин, которая существовала в архаических обществах. Большинство женщин работают в производственной сфере вне дома, а мужчины давно перестали быть только «воинами и охотниками», защищающими и кормящими свою семью. И тем не менее стереотипы о традиционных гендерных ролях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на частной (домашней) сфере деятельности, а от мужчин – в сфере профессиональной, общественной [6].

Важную  роль в утверждении гендерного стереотипа о закреплении социальных ролей в соответствии с полом сыграла концепция «естественной» взаимодополнительности полов Талкота Парсонса и Роберта Бейлса, рассматривавших дифференциацию мужских и женских ролей в структурно-функциональном плане. Согласно их точке зрения, в современной семье супруги должны выполнять две различные роли. Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром – это профессиональная деятельность, приносящая материальный доход и социальный статус; экспрессивная роль предполагает в первую очередь заботу о детях и регулирование взаимоотношений внутри семьи. Каким образом на основе этих двух ролей происходит распределение обязанностей между супругами? Парсонс и Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяет однозначно ее экспрессивную роль, а муж, который не может выполнять эти биологические функции, становится исполнителем инструментальной роли [17].

Эта теория способствовала интеграции в единую схему социально-антропологических  и психологических данных. Однако феминистская критика показала, что в основе дихотомии инструментальности и экспрессивности – при всей ее эмпирической и житейской убедительности – лежат не столько природные половые различия, сколько социальные нормы, следование которым стесняет индивидуальное саморазвитие и самовыражение женщин и мужчин [12].

Традиционные  гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. Эта идея явилась толчком к  разработке Сандрой Бэм концепции  андрогинии, согласно которой человек, независимо от своего биологического пола, может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соединяя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества. Это позволяет выделить маскулинную, фемининную, ан-дрогинную модели гендерных ролей [18]. Эта идея была развита дальше, и Дж. Плек в своих работах начал говорить о расщепленности, или фрагментарности, гендерных ролей [19]. Не существует единой мужской или женской роли. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей (жены, матери, деловой женщины и т. д.), зачастую эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому внутриличностному конфликту.

Гендерные роли можно изучать на трех различных  уровнях. На макросоциальном уровне речь идет о дифференциации социальных функций по половому признаку и о соответствующих культурных нормах. Описать «женскую роль» на этом уровне – значит раскрыть специфику социального положения женщины (типичные виды деятельности, социальный статус, массовые представления о женщине) через соотнесение его с положением мужчины в рамках данного общества, строя.

На  уровне межличностных отношений  гендерная роль производив не только от общесоциальных норм и условий, но и от изучаемой конкретной системы  совместной деятельности. Роль матери или жены всегда зависит от того, как конкретно распределяются обязанности в данной семье, как определяются в ней роли отца, мужа, детей и т. д.

На  интраиндивидуальном уровне интернализованная  гендерная роль – производная  от особенностей конкретной личности: индивид строит свое.поведение в  качестве мужа или отца с учетом своих представлений о том, каким, по его мнению, вообще должен быть мужчина, на основе всех своих осознанных и неосознанных установок и жизненного опыта [11].

Гендерные конфликты

Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности и группы людей соответствовать этим представлениям-требованиям.

В соответствии с  выделенными уровнями анализа гендерных  ролей можно рассмотреть и три типа конфликтов, которые могут быть вызваны ситуацией рассогласования традиционного полоро-левого поведения и потребностями личности в изменении содержания предписанных гендерных ролей. Любой гендерный конфликт базируется на полоролевой дифференциации, существующей в любом обществе. На всех уровнях функционирования социальной реальности гендерные конфликты порождаются дифференциацией гендерных ролей. Гендерная дифференциация – процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации [5].

Информация о работе Социальная роль человека