Роль философии в жизни человека и общества. Философия в системе других наук. Социальная структура общества – группы, классы, слои. Тенденци

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:00, контрольная работа

Описание

Общественное значение философии определяется значимостью духовной культуры в обществе. Ведь философия - один из основных компонентов духовной культуры. Мы уже говорили о том, что отсутствие духовной культуры сначала устраняет условия для развития общества, а затем ведет к его деградации, постепенному разложению.

Содержание

Тема 1.
Вопрос 4. Роль философии в жизни человека и общества. Философия в системе других наук………………………………………………………………………………………………………………………………………………….3
Тема 10.
Вопрос 5.Социальная структура общества – группы, классы, слои. Тенденции развития социальной структуры……………………………………………………………………………………………………………………10
Литература…………………………………………………………………………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 40.46 Кб (Скачать документ)

Содержание: 

Тема 1.

Вопрос 4. Роль философии в жизни человека и общества. Философия в системе других наук………………………………………………………………………………………………………………………………………………….3

Тема 10.

Вопрос 5.Социальная структура общества – группы, классы, слои. Тенденции развития социальной структуры……………………………………………………………………………………………………………………10

Литература…………………………………………………………………………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Общественное значение философии определяется значимостью духовной культуры в обществе. Ведь философия - один из основных компонентов духовной культуры. Мы уже говорили о том, что отсутствие духовной культуры сначала устраняет условия для развития общества, а затем ведет к его деградации, постепенному разложению.

Какую же роль выполняет  философия в системе духовной культуры ? Прежде всего, роль высшего синтезатора знаний. Философия может выполнить свои функции (мировоззренческую и методологическую) только в том случае, если она постоянно обобщает результаты деятельности всех остальных форм общественного сознания, синтезирует их знания и ценности, находит формы их интегрированного выражения. Философия интегрирует систему духовной культуры в некоторую целостность, предает ей единство, стабильность, тотальность. "Всякая истинная философия, - писал К.Маркс, есть духовная квинтэссенция своего времени, ... она представляет собой живую дуду культуры". Благодаря философии отделение формы общественного сознания становятся взаимодополняющими, между ними появляются каналы трансляции знаний и ценностей, возникает взаимопонимание.

Характерная особенность  философии - ее предельная критичность. Философия критична по своему существу. Критицизм заложен в самой  сути философского отношения к миру. Оборотной стороной критицизма является сомнение. Философия ставит под сомнение все, что не получает убедительного, очевидного, рационального обоснования. Любое сомнение есть основание для  критики. Философия должна постоянно  критически анализировать общественное сознание, с тем, чтобы выделить в  нем элементы, отражающие содержание высших уровней отношения человека к миру. При этом отсеивается все  то, что имеет не мировоззренческий, а более частный характер. Критицизм - главное средство, оружие философии. Если философия перестает быть критичной, она оказывается бессильной перед  натиском постоянно расширявшегося опыта человечества. Некритическая  философия рано или поздно растворяется в какой-то другой форме общественного  сознания. Обычно в той, которая в  данной исторической обстановке стала  наиболее влиятельной, устойчивой, господствующей. Философия критикует всех, но и  все критикуют философию. Это  неизбежно. Поэтому настоящее философствование требует мужества. Многие философы доказывали истинность своих идей, отстаивали общественную значимость философии  ценой своей жизни (Сократ, например).

Интегрированная философией, целостная система духовной культуры становится более динамичной, подвижной, разнообразной, многосторонней, разноликой и внутренне богатой. Критическая  синтезирующая философская деятельность стимулирует поиск нового, творческого  начала в обществе. История показала, что не может быть глубоко творческой духовной атмосферы и внутренних импульсов к развитию в таком  обществе, в котором нет условий  для философского творчества.

В творческом созидании  новых элементов духовной культуры проявляется высшее предназначение человека. Человек по своей сути творец. Но не всегда и не везде он имел и имеет (материальные и социальные) условия для творчества. Велика роль философии в нахождении образов  и путей создания такого общества, в котором каждый человек мог  бы полностью реализовать свои способности  к творчеству.

Исторически сложившиеся  идеалы капитализма и социализма - это, прежде всего образы такого общества, которое создает необходимые (материальные и социальные) условия для развития творческих способностей личности. В  любом обществе всестороннее развитие творческих способностей каждого человека является условием всестороннего развития способностей всех остальных людей. Такая цель - высокая и благородная. Сейчас ясно, что ее достижение - отнюдь не простая задача. Она гораздо сложнее, чем об этом у нас до последнего времени, до перестройки говорили с некоторых официальных трибун.

Вместе с тем  нельзя обойти и вопрос о том, насколько  эта цель вообще реальна. Философия  в решение этого вопроса вносит значительный, весомый вклад. Существуют серьезные философские основания  считать, что такая цель - реальна. Так или иначе, но человечество в  целом к ней идет. Хотя путь этот сложен и тернист.

Велика роль философии  как средства методологической вооруженности  человека, разработки новых методов  преобразования и познания действительности. В решении почти всех основных проблем, с которыми столкнулось  в настоящее время человечество технологических, глобальных (в том  числе экологических), научных (например, в физике - создание единой теории поля) и др. требуется активное участие  философско-методологической деятельности. В связи с этим в современных  условиях резко возрастает значение философско-методологического образования  специалистов (ученых, деятелей искусства, специалистов в области права, организаторов  производства, общественно-политических деятелей и др.).

Большое значение имеет  философия не только в жизни общества, но и в жизни отдельного человека. Что же дает философия человеку? Выдающийся и оригинальный русский  мыслитель второй половины Х1л е., философ религиозной ориентации (исповедовавшей идеалы высокой духовности человека) В.С.Соловьев однажды очень лаконично сформулировал удачный ответ на этот вопрос. "... На вопрос: что делает философия? - мы имеем право ответить, - она делает человека вполне человеком". Что значит философия "делает человека вполне человеком" ? Критически анализируя философскими средствами свой духовный мир, человек получает возможность отделять в нем нравственное, общечеловеческое, гуманистическое начало от частного, сиюминутного, стихийного, утилитарного в человеке. Философия придает внутреннему миру человека духовную направленность, гуманистическую целостность. Освоением философии завершается процесс становления человека как значимой, целостной личности.

Велика роль философии  в постановке и решении важнейшей  для многих людей проблемы смысла жизни. Рассмотрим детальнее, что это  за проблема и как она связана  с философией. На определенном уровне духовного развития перед личностью  возникает целый ряд вопросов такого типа: Зачем я живу ? Какова цель моей жизни ? Каково мое предназначение? В этих вопросах конкретизируется проблема смысла жизни: Эта проблема - высшая духовная проблема, которая встает перед личностью. То или иное ее решение задает совокупность исходных ориентиров, определяющих программу социального поведения человека, характер его деятельности и социального обращения, в конце концов, его личную судьбу.

Каждый человек (особенно в условиях современной цивилизации) находится под влиянием и давлением  множества требований, идущих из той  социальной среды, в которой он живет, действует, общается с другими людьми. Требования эти разнообразны и, как  правило, во многом противоречат друг другу. Семья, родственники, друзья, производственный коллектив, руководство, общественная организация - все они выдвигают  перед нами широкую гамму требований и условий, к которым не так  легко примериться. Очень сложно (а часто и невозможно) добиться того, чтобы получить со всех сторон одобрение, удовлетворить в равной мере все требования, все условия. Личность постоянно стоит перед  проблемой выбора наиболее оптимальной линии своего поведения. А выбор нужно уметь делать. Осознанный выбор наиболее оптимальной жизненной стратегии предполагает наличие некоторой общей мировоззренческой программы, в которой заключены, в частности, и основные критерии такого выбора. Если человек не научился осуществлять такой выбор, если у него нет соответствующих критериев - он становится, подобно лодке без паруса и руля в волнах бурлящего, шторного жизненного моря.

Проблема смысла жизни возникает тогда, когда  человек осознает, что жизнь ему  дана для того, чтобы он реализовал в ней свои творческие способности, индивидуальные, неповторимые, ему  одному присущие черты, отдал частицу  своей души людям, внес посильную  лепту в духовный мир, по крайней  мере, близких ему людей. Только в  этом случае прожитая жизнь будет  иметь смысл. И лишь в этом случае переживание жизни может быть полноценным, насыщенным ее красками, разнообразной гаммой человеческих чувств, радостей и огорчений, надежд и разочарований, веселья и грустя и т.д.

Известный польский психолог, врач-психиатр К.Обуховский Анализируя случай своей большой медицинской психотерапевтической практики, пришел к выводу, что для определенного типа личности выбор смысла жизни становится настоятельной духовной потребностью. Причем в системе духовных потребностей потребность смысла жизни занимает высшее место. "Как свойством птицы является потребность летать, так свойством взрослого человека является потребность найти смысл жизни". Невозможность (в силу тех или иных обстоятельств) удовлетворить такую потребность может даже привести, как показывает К.Обуховский, к нарушениям нормального функционирования психической деятельности (к т.н. экзистенциальному неврозу). Главная причина такой патологии состоит в формулировании нереальных целей в программе смысла жизни. Содержание смысла жизни оказывается завышенным по отношению к реальной действительности, к способностям и возможностям человека.

В становлении программы  смысла жизни играют роль различные  факторы: уровень образования и  тип воспитания, личный опыт, социальная позиция, характер ценностных ориентиров и др. Но особенно важную роль играют философские методологические и  мировоззренческие взгляды, позиции  человека. Прежде всего, философия своей  методологической функцией вооружает  человека знанием общих принципов  человеческой деятельности, методологическими  установками, регулятивами деятельности. И как специалист в своей области, и как социально активная личность, каждый образованный человек опирается в своей жизнедеятельности на определенную совокупность философски обосновываемых методов деятельности. Чем богаче набор этих методов, тем полноценнее, эффективнее и целенаправленнее деятельность человека. С другой стороны, пассивное или активное отношение к жизни заложено в этом человеке, насколько высоки нравственные критерии, оценки и самооценки данной личности, каковы ее волевые качества, насколько она деятельна - эти и другие философско-мировоззренческие позиции в немалой мере определяют программу смысла жизни человека. Таким образом, философия является важнейшим средством обоснования, уточнения и формирования смысла жизни как некоторой личностной программы социальной самореализации человека. 

Философия в системе других наук.

Философия (в силу своей синтезирующей, интегрирующей  роли в системе духовной культуры) теснейшим образом связана со всеми формами общественного  сознания. В их содержании философия выделяет такие элементы, которые носят мировоззренческий характер, обогащают знание общих отношений человека к миру. С другой стороны, каждая из форм общественного сознания в лице философии имеет систему своего мировоззренческого и методологического обоснования.

В тесной взаимосвязи  философии со всеми другими формами  общественного сознания коренятся  как причины ее духовной силы, предсказательных возможностей, так и противоречия ее исторического развития. Исторические судьбы философии складывались так, что неоднократно (в разные эпохи  развития общества) в различных исторических ситуациях осуществлялись попытки  избавиться от Философии (прежде всего  по причине ее критического отношения  к действительности), "растворив" ее в других формах общественного  сознания. Особенно в этом преуспело  средневековье, пытавшееся "растворить" философию в религии. В XIX в. в Западной Европе была сильна тенденция сведения философии к естествознанию, получившая название позитивизма.

У нас, в периоды "сталинизма”  и “застоя”, философию попытались полностью подчинить политическим интересам, выхолостить из нее критический, творческий компонент, представить  ее как абстрактную, тощую, бедную содержанием  идеологизированную схему. В период застойных лет подчинение философии политической идеологии было дополнено попытками растворения философии в формах научного познания. Философия трактовалась как одна из наук о мире, как "самая общая наука". Наука нацелена не столько на критику существующего, сколько на познание объективных закономерностей мира. Поэтому и философии предписывалось не критиковать действительность с позиций идеалов будущего, а лишь выявлять объективные закономерности мира. Беспокойный, критически-творческий (и в этом смысле революционный) дух философии пытались унять, снизить его пафос. По отношению к нашей социальной действительности всячески поощрялось не критическое, а апологетическое настроение. Критический дух философии направлялся на капиталистический мир, на религию, на буржуазную философию и идеологию (которые этой критики действительно во многом заслуживают). Но нельзя быть критичным односторонне. Подлинная критичность - всестороння. Подлинная критичность предполагает самокритичность. Односторонняя критичность рано или поздно оборачивается поверхностным критиканством. Критиканство - это неискренняя критика, за которой скрывается чей-то эгоистический интерес. С началом перестройки связано творческое возрождение философии как самостоятельной революционно-критической формы духовной культуры.

Все формы общественного  сознания получают свое обоснование  во многом благодаря философии. Это  осуществляется посредством философского обобщения основополагающих принципов, образов, идеалов, представлений, понятий  и ценностей данной формы общественного  сознания. Формы общественного сознания (искусство, мораль, правосознание и  др.) взаимодействуя с философией, как  правило укрепляются, обогащаются, получают дополнительные импульсы развития. Исключением является религия. Ее отношения с философией весьма противоречивы, “религия… и философия представляют собой крайние противоположности". Историческая тенденция состоит в том, что развитие философии с неизбежностью ведет к ограничению религии. Ведь философия не полагается на веру, а требует критической проверки всех положений, критически относится ко всему, в том числе и к принципам религии, ее догмам.

Молодежь, решившую посвятить свою жизнь науке, прежде всего, разумеется, интересует, как  связана философия с наукой, с  естествознанием. Поэтому на рассмотрении связей философии и науки мы остановимся несколько детальнее. Тем более что и наш курс построен таким образом, что предмет философии в его историческом развитии раскрывается в тесной связи с историей науки.

В истории сложились  два крайних подхода в понимании  взаимосвязи философии и науки. Первый подход получил название натурфилософии. В соответствии с этим подходок философия  представляет собой особый способ познания мира, качественно отличающийся от того способа познания, который представлен  наукой. Философия вырабатывает свои, философские истины. Такие истина глубже, чем истины науки. Наука должна приспосабливать свои истины (выводы) к истинам (выводам) философии. Философия  как способ познания первична, наука  как способ познания вторична.

Второй подход получил  название позитивистского. В соответствии с этим подходом философия не имеет какого-то своего предмета познания и своего собственного способа познания, отличного от науки, философия в лучшем случае есть одна из наук, самая общая наука ("наука наук"). Философия может быть понята только как наука в ряду других наук. А своеобразие философии состоит в предельно широком уровне обобщения, а не в ее способе или предмете познания. Философский способ познания – это научный способ познания. Никакого другого способа познания, кроме научного, не существует.

И с тем, и с  другим подходом согласиться трудно. Взаимосвязь философии и науки  боле тонкая, ее нельзя втиснуть в рамки  таких простых конструкций как  натурфилософская и позитивистская. Прежде всего, философия есть особая форма общественного сознания, самостоятельный  компонент духовной культуры. Наука  – это наука, а философия - это  философия. Философия тесно связана  с наукой, но не сводится к ней  целиком. Хотя философия во многом опирается  на научное познание, оно не является единственным источником философии. Не только наука, а все формы общественного  сознания дают свой материал для философских  обобщений. Очень многое философии  дают мораль, искусство, политическое сознание, правосознание и даже религия  как вечный оппонент философии. Один из видающихся русских философов XX в. (оказавший большое влияние  на развитие западноевропейской философии) Н.Л. Бердяев однажды удачно, на наш  взгляд, сформулировал точку зрения на отношение философии и науки. Если признать философию специальной  наукой в ряду других наук (например, наукой о принципах познания или  о принципах сущего), то этим окончательно упраздняется философия как самобытная сфера духовной жизни. Нельзя уже  будет говорить о философии наряду с наукой, искусством, моралью и  т.п. О философии придется говорить наряду с другими науками, с математикой, с физикой, химией, физиологией и  т.п. Но ведь философия - самостоятельная  область культуры, а не самостоятельная  область науки".

Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества. Философия в системе других наук. Социальная структура общества – группы, классы, слои. Тенденци