Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:59, реферат
Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью - игрой, учением, трудом. На каждом возрастном этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять.
— предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;
— доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;
— чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;
— активное использование речи во взаимодействии.
в дошкольном возрасте
Ребенок выходит
за пределы своего семейного
круга и установленных
(В дошкольном
возрасте интересы ребенка
Классическая психологическая
ситуация, складывающаяся в конце
раннего детства. — феномен «Я
сам» . Внешне это выражается в противостоянии
«хочу» ребенка и «нельзя» взрослого.
Ребенок стремится действовать самостоятельно,
вести себя «как взрослый». Однако современный
мир слишком сложен, и прямое, непосредственное
участие ребенка в большинстве видов труда,
учитывая реальный уровень его развития,
невозможно.
Противоречие разрешается в особом типе деятельности дошкольника — в игре. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно носит символический характер. В сюжетно-ролевой игре, характерной для дошкольного детства, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию.)
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.
Адаптация ребенка к школьной жизни
Характеристика
младшего школьного возраста
глубоко и содержательно
Согласно Л.И. Божович, показателем готовности ребенка к школьному обучению является "внутренняя позиция школьника" - психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию. Новое положение ребенка в обществе - позиция ученика - характеризуется появлением обязательной, общественно значимой, общественно контролируемой деятельности - учебной. Ученик должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение. Таким образом, новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него произвольности, ответственности, дисциплинированности. Младший школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, на учебные принадлежности.
Прилежность,
дисциплинированность ребенка,
Как отмечает
В.С. Мухина, новая социальная
ситуация ужесточает условия
жизни ребенка. Адаптация
освоение нового школьного пространства;
выработка нового режима дня;
вхождение в новый, нередко первый, коллектив сверстников (школьный класс);
принятие множества
ограничений и установок,
установление взаимоотношений с учителем;
построение новой гармонии отношений в домашней, семейной ситуации.
По словам В.В.
Давыдова, первый тип трудностей,
испытываемых первоклассниками, связан
с особенностями нового
Второй тип
трудностей обусловлен
Социальная роль
учителя связана с
В первые месяцы пребывания в школе учитель должен привить ученику чувство того, что класс - это не чуждая ему группа людей, а доброжелательный коллектив сверстников. У первоклассников в период адаптации к школе общение со сверстниками, как правило, отступает на второй план перед обилием новых школьных впечатлений - каждый из учащихся пока еще "сам по себе", контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.
Хрестоматийным
является эпизод из жизни
В первом классе
восприятие сверстника, как правило,
опосредовано отношением к
Дома первоклассник
должен считаться с интересами
и заботами других членов
Как отмечает
В.В. Давыдов, к середине
В первые месяцы обучения особенно опасно требовать от учеников простого запоминания тех или иных сведений без должного понимания их необходимости и условий применения, чтобы не упустить из-под контроля важный момент - начало формирования у школьников познавательных интересов к учебному материалу, так как отсутствие таких интересов отрицательно сказывается на всей последующей учебной работе.
Действительно,
мотив, с которым ребенок
Период адаптации к школе (принятия учебной ситуации) при благоприятных условиях длится около 2 мес. (всю первую четверть), иногда весь первый год обучения. Родители должны помочь ребенку освоить совокупность требований школьной ситуации и учебной деятельности.