Социальная ситуация развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:59, реферат

Описание

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью - игрой, учением, трудом. На каждом возрастном этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять.

Работа состоит из  1 файл

Социальная ситуация развития.docx

— 26.68 Кб (Скачать документ)

—  предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;

—   доверчивость,  открытость и эмоциональность отношения  к взрослому, проявление к нему своей  любви и охотный отклик на ласку;

—  чувствительность к отношению взрослого, к его  оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;

—  активное использование  речи во взаимодействии.

в дошкольном возрасте

 Ребенок выходит  за пределы своего семейного  круга и установленных отношений  с миром взрослых людей. Центром  социальной ситуации является  взрослый как носитель общественной  функции (взрослый - мама, врач и  т.д.). В тоже время ребенок не  в состоянии реально участвовать  в жизни взрослых. Данное противоречие  разрешается в игре, как в ведущей  деятельности. Это единственная  деятельность, которая позволяет  смоделировать жизнь взрослых  и действовать в ней.

(В дошкольном  возрасте интересы ребенка перемещаются  от мира предметов к миру  взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная  ситуация развития в дошкольном детстве: «ребенок — взрослый (обобщенный, общественный)». Обобщенный взрослый — это носитель общественных функций, т.е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще. 

Классическая психологическая  ситуация, складывающаяся в конце  раннего детства. — феномен «Я сам» . Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый». Однако современный мир слишком сложен, и прямое, непосредственное участие ребенка в большинстве видов труда, учитывая реальный уровень его развития, невозможно. 

Противоречие разрешается  в особом типе деятельности дошкольника  — в игре. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно  носит символический характер. В сюжетно-ролевой игре, характерной для дошкольного детства, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию.)

Социальная  ситуация развития в  младшем школьном возрасте.

Адаптация ребенка  к школьной жизни

 Характеристика  младшего школьного возраста  глубоко и содержательно представлена  в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей. В этот период происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц, в выделении особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей ("ребенок - взрослый - задача"). Центром жизни младшего школьника становится система "ребенок - учитель", определяющая отношения ребенка к родителям и к сверстникам.

 Согласно Л.И.  Божович, показателем готовности ребенка к школьному обучению является "внутренняя позиция школьника" - психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию. Новое положение ребенка в обществе - позиция ученика - характеризуется появлением обязательной, общественно значимой, общественно контролируемой деятельности - учебной. Ученик должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение. Таким образом, новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него произвольности, ответственности, дисциплинированности. Младший школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, на учебные принадлежности.

 Прилежность,  дисциплинированность ребенка, успешность  или неуспешность учебы сказываются на всей системе его отношений со взрослыми и со сверстниками.

 Как отмечает  В.С. Мухина, новая социальная  ситуация ужесточает условия  жизни ребенка. Адаптация ребенка  к школьной жизни сопряжена  с трудностями, которые он должен  преодолеть:

 освоение нового  школьного пространства;

 выработка нового  режима дня; 

 вхождение в  новый, нередко первый, коллектив  сверстников (школьный класс);

 принятие множества  ограничений и установок, регламентирующих  поведение; 

 установление  взаимоотношений с учителем;

 построение новой  гармонии отношений в домашней, семейной ситуации.

 По словам В.В.  Давыдова, первый тип трудностей, испытываемых первоклассниками, связан  с особенностями нового школьного  режима (вовремя просыпаться, не  пропускать занятия, сидеть спокойно  на уроках, выполнять домашние  задания и т.д.). Необходимо, чтобы  учитель и родители постоянно  и четко предъявляли новые  требования к жизни ребенка,  контролировали их выполнение.

 Второй тип  трудностей обусловлен характером  взаимоотношений с учителем, с  одноклассниками, с членами семьи. 

Социальная роль учителя связана с предъявлением  детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой  качества учебной работы. По словам В.С. Мухиной, учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивающий его поведение, создает  условия для социализации поведения  младшего школьника в пространстве обязанностей и прав. Учитель должен предъявлять одинаковые требования ко всем учащимся, учитывать их индивидуальные особенности для выбора того или  иного способа воздействия. Специфика  социальной перцепции младших школьников сказывается на особенностях их первого  впечатления о другом человеке, которое  отличается ориентацией на внешние  признаки: физический облик и его  оформление являются для первоклассников "каркасом", на котором выстраивается  образ другого человека. Учитель  должен обязательно учитывать ориентацию детей на внешность и уделять  внимание своему костюму.

 В первые месяцы пребывания в школе учитель должен привить ученику чувство того, что класс - это не чуждая ему группа людей, а доброжелательный коллектив сверстников. У первоклассников в период адаптации к школе общение со сверстниками, как правило, отступает на второй план перед обилием новых школьных впечатлений - каждый из учащихся пока еще "сам по себе", контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.

 Хрестоматийным  является эпизод из жизни первоклассников,  приведенный Я.Л. Коломинским: "Если кто-то из учащихся забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав в чем дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдает ее товарищу сам. Он подает ручку учительнице, которая и передает ее ученику".

 В первом классе  восприятие сверстника, как правило,  опосредовано отношением к нему  учителя, а выбор друга определяется  внешними обстоятельствами (сидят  за одной партой, живут поблизости). К 10-11 годам приобретают значимость  личностные качества учащегося  - доброта, честность, внимательность, самостоятельность, уверенность  в себе, организаторские способности. 

 Дома первоклассник  должен считаться с интересами  и заботами других членов семьи  во избежание возникновения своеобразного  ученического эгоизма "школьного  труженика", когда ребенок начинает  узурпировать свое положение,  диктовать семье тот уклад  домашней жизни, в центре которого  находятся он - школьник. В то же  время родители должны с уважением воспринимать и удовлетворять права ребенка (отвести место для выполнения домашних заданий, считаться с режимом дня школьника).

 Как отмечает  В.В. Давыдов, к середине учебного  года у многих первоклассников  по мере привыкания к внешним  атрибутам школы гаснет первоначальная  тяга к учению, наступают апатия  и безразличие. Способом предупреждения "насыщения" учением является  постановка учителем достаточно  сложных учебно-познавательных задач,  постановка системы заданий, требующих  активного выяснения путей и  средств их решения. 

 В первые месяцы обучения особенно опасно требовать от учеников простого запоминания тех или иных сведений без должного понимания их необходимости и условий применения, чтобы не упустить из-под контроля важный момент - начало формирования у школьников познавательных интересов к учебному материалу, так как отсутствие таких интересов отрицательно сказывается на всей последующей учебной работе.

 Действительно,  мотив, с которым ребенок приходит  в школу, не связан с содержанием  той деятельности, которую он  должен выполнять в школе, то  есть мотив и содержание учебной  деятельности не соответствуют  друг другу, поэтому мотив постепенно  начинает терять свою силу. Процесс  учения должен быть построен  так, чтобы его мотив был  связан с собственным, внутренним  содержанием предмета усвоения. Д.Б. Эльконин считал, что побуждать к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе.

Период адаптации  к школе (принятия учебной ситуации) при благоприятных условиях длится около 2 мес. (всю первую четверть), иногда весь первый год обучения. Родители должны помочь ребенку освоить совокупность требований школьной ситуации и учебной  деятельности.

Информация о работе Социальная ситуация развития