Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:39, реферат
Для более точного определения этого понятия можно привести слова Питирима Сорокина: «Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны.
Введение с. 3
Глава 1. Основные системы стратификации с. 5
Глава 2. Традиционные стратификационные
общества с. 8
Глава 3. Социальная стратификация в наши дни с. 14
Заключение с. 20
Список использованной литературы
Именно этот принцип, доведенный
до логического конца, лег в основу
подразделения варн и общества в
целом на касты, или джати, которое
сложилось в более поздние
времена, в ходе дальнейшей эволюции
индуистских культур. Все без
исключения члены данной касты характеризуются
вполне определенным уровнем наследственной
чистоты-нечистоты, что раз и навсегда
определяет место этой касты в
иерархии общества. Степень чистоты
определяется в первую очередь родом
деятельности: если любая каста из
варны брахманов, стоящей на страже
чистоты всего общества, по определению
относится к наиболее чистым, то
касты прачек либо золотарей оказываются
среди наиболее нечистых, коль скоро
они по роду своих занятий всегда
и везде непосредственно
Чистота — состояние неустойчивое,
а нечистота вездесуща и
Разные этносы, придерживающиеся индуизма, могут подразделяться на неодинаковое количество каст — в соответствии с национальными традициями либо локальными обычаями данной местности. Например, у жителей плоскогорий (тераев) Непала варна брахманов делится на три касты, варна кшатриев также на три, варна вайшьев представлена единственной кастой, а шудры распадаются на 13 чистых каст, четыре — нечистых и семь неприкасаемых. Интересно, что к последним относится каста кожевников-сапожников, поскольку они постоянно имеют дело со шкурами павших и убитых животных. Некоторые ученые насчитывают в этом регионе до 59 каст, хотя в пределах одной большой деревни их бывает обычно не более 20. У сингалов, представляющих собой древних первопоселенцев острова Шри-Ланка, известно 25 каст, а у живущих бок о бок с ними более поздних завоевателей тамилов — 48.
Возможно, меньшее число
каст у сингалов по сравнению с
тамилами отчасти объясняется тем,
что первые на протяжении своей истории
испытали значительное влияние буддизма,
который, в отличие от индуизма, формально
не поощряет социальное неравенство. Однако
авторитет индуизма в странах
Южной Азии настолько силен, что
зачаточная система каст возникла местами
даже среди правоверных буддистов.
Например, у монголоидов-неваров, населяющих
высокогорную долину Катманду в Непале,
индуизм и буддизм сосуществуют
в качестве равноправных религий. Индуисты
делятся на 29 каст, а буддисты всего
на три: на две высшие монашеские касты
и низшую касту мирян-удай. Две
высокие касты буддистов
Однако наряду с этой аграрной цивилизацией в Непале существуют и другие. Речь идет о многочисленных племенах с собственными верованиями, весьма далекими от индуизма. Все эти многочисленные этносы так или иначе взаимодействуют друг с другом, шаг за шагом создавая единое «синтетическое» общество, где каждый в большей или меньшей степени зависит от каждого. При этом социальный статус любого участника взаимодействий — будь то буддист, мусульманин или человек с луком и стрелами в руках — оценивается с позиций кастовой системы индуизма, как мировоззрения, абсолютно господствующего в стране».[5]
С точки зрения рядового члена открытого демократического общества система каст выглядит странным и даже отталкивающим анахронизмом. Однако М. Габорио придерживается иного мнения, подчеркивая ее структурно-организующую функцию. «Кастовая система, — пишет он, — благодаря иерархическому построению и разделению труда способствует интеграции многочисленных народностей Непала в единое общество и единую экономическую структуру, и несмотря на то, что она была отменена на бумаге в 1963 году, продолжает оставаться одним из важнейших факторов национальной интеграции»[6].
Глава 3
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ В НАШИ ДНИ
Рассмотрим теперь главные особенности тех обществ, в которых живет человек нового времени и которые в своем развитии устремлены в будущее. Общества этого типа называют либо индустриальными, либо массовыми.
«Необычайно быстрый рост городских социумов привел почти повсеместно к захвату ими фактически всех ключевых позиций внутри общества. Став его экономической опорой, города превратились одновременно и в центры политической жизни, средоточием власти правителей и законодателей. По словам французского социолога Э. Дюркгейма, именно здесь «...вырабатываются идеи, моды, нравы, новые потребности, которые затем распространяется на остальную часть страны»[7]. Вместе с тем в городах быстрее разрушаются прежние устойчивые традиции, уступая место непостоянной массовой культуре, пребывающей в непрерывном бурном коловращении. Столь мощное и неоспоримое влияние городов-мегаполисов на все стороны жизни современного общества позволяет обозначить последние как урбанизированные общества.
Колоссальная численность
людских масс, вовлеченных в жизнь
современных политических организмов
— это первое, что бросается
в глаза при их сопоставлении
с архаическими социумами стратификационного
типа. Численность населения
Разумеется, индустриальное
массовое общество сохраняет
в себе многие черты
Однако страты в современном обществе, в отличие от архаичных, не отделены друг от друга непроницаемыми перегородками. Напротив, в жизни современного общества, именуемом иногда «обществом равных возможностей», огромную роль играет явление социальной мобильности: преуспевающий индивид способен быстро подняться по этажам социальной иерархии, а неудачнику грозит падение с высокой статусной позиции на самое дно. Сорокин писал в “Социальной мобильности”, что “каналы вертикальной циркуляции существуют в любом стратифицированном обществе и также необходимы, как кровеносные сосуды для циркуляции крови в теле”.[10]
Вот
что пишет о социальной
«Необходимость постоянно
менять свою социальную роль и контактировать
с огромным количеством социально
анонимных партнеров создает
обстановку непредсказуемости для
индивида. А коль скоро каждый в
большей или меньшей степени
зависит от каждого, непредсказуемость
становится фоном жизни целых
корпоративных групп общества как
такового. Все это заставляет признать,
что общественный порядок, который
представляется нам изначально данным
и более чем естественным —
вещь чрезвычайно хрупкая. И если
взглянуть глубже, кажущаяся гармония
общества — это по существу игрушка
в руках слепых стихийных сил,
рождаемых столкновением
Именно это имеет в
виду П. Сорокин, говоря о закономерностях
изменений политической стратификации
в современном обществе. Чем крупнее
политический организм, тем, при прочих
равных условиях, более выражена и
политическая стратификация. Однако в
каждом отдельном случае существует
некая «точка перенасыщения», при
которой ставшая
Однако чем же определяется
нормальное для общества «состояние
равновесия»? По мнению П. Сорокина, оно
диктуется численностью населения,
вовлеченного в жизнь общества. «Увеличение
размеров политической организации
увеличивает стратификацию
«Конкретные
ипостаси социальной
Изучение динамики колебаний
политической стратификации разных
обществ в ходе истории человечества
позволило П. Сорокину придти к пессимистическому
заключению, что людям трудно ожидать
закономерного развития общества от
одних устойчивых форм к другим.
Хотя, по его словам, в последнее
время на всех континентах наблюдается
явная волна перехода от деспотического
к демократическому устройству обществ,
было бы наивной иллюзией считать, что
движение вспять невозможно».[15] Напоминая
о длительном господстве тоталитарных
деспотических режимов в «
Помимо политической стратификации в каждом современном обществе резко выражены экономическая стратификация (деление на бедных и богатых) и профессиональная, связанная с существованием более и менее престижных профессий. При этом именно политическая стратификация определяет лицо общества, и она же подвержена наиболее кардинальным изменениям в периоды социальной нестабильности.